Необходимые коммуникативные теории

Государственный университет Санкт-Петербурга

ПОЛИТОЛОГИИ и ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По неспециализированному курсу

«Прикладная культурология. Коммуникации в культуре »

Для политологии факультета и студентов философии

Отделения «Культурология»

Петербург

Рекомендовано к изданию Ученым Советом

политологии и факультета философии СПбГУ

Утверждено на совещании кафедры

теоретической и прикладной культурологии

Составитель: к.ф.н. Н.В.Круглова

Критик: д.ф.н., проф.Е.Г.Соколов

Настоящие методические указания предназначены для политологии факультета и студентов философии, отделения «Культурология» (дневной, вечерней и заочной форм обучения) и призваны уменьшить студентам усвоение содержание неспециализированного курса «Прикладная культурология. Коммуникации в культуре»

Лаборатория своевременной печати

Журфака СПбГУ

Подписано в печать 25 октября 2006 г.

Количество 0,8 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №……..

Вводные замечания

Неспециализированный курс «Прикладная культурология. Коммуникации в культуре» призван познакомить студентов со всем многообразием форм коммуникаций в современном обществе. Учитывая, что курс лекций семестровый, не предусматривающий семинарских занятий, задача эта представляется очень тяжёлой. Для облегчения усвоения студентами материала данного курса он предваряется нужными минимальными знаниями в области теории коммуникации, студенты знакомятся с главной терминологией, им предлагается классификация видов коммуникаций в современной культуре. С первых же занятий студентам предлагается активная форма участия в данном курсе в виде сообщений двух типов: 1. «Актуальное событие (в отечественном городе, стране, в мире) и освещение его в разных СМИ»; 2. «Антисобытие и освещение его в разных СМИ» (под «антисобытием» подразумевается чисто информационный генезис данного события либо избыточное освещение его в массмедиа). Доклад предполагает применение текущих знаний, приобретаемых студентами на лекциях, базисной терминологии, деятельный поиск максимально разных интерпретаций выбранного события, сопоставление их, независимый анализ данного события и попытку его реконструкции. Любой доклад сопровождается студенческой дискуссией. Эта независимая работа студентов ставит перед собой цель: выработать навыки интерпретации событий и самостоятельного анализа и их информационных презентаций, противодействие приемам манипуляции сознания реципиентов СМИ.

Главные понятия

Коммуникация – ( лат. communicatio от глагола communicare – делать неспециализированным, связывать, информировать, разговаривать) понятие обозначающее:

1. средства связи любых объектов материального и духовного мира;

2. общение, передачу информации от человека к человеку;

3. обмен и общение информацией в обществе ( социальная коммуникация)

Социокультурная коммуникация – процесс сотрудничества между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи либо обмена информацией при помощи принятых в данной культуре знаковых совокупностей (языков), средств и приёмов их применения.

Коммуникативная функция культуры пребывает в том, что наличные социокультурные коммуникации снабжают саму возможность : 1. формирования социальных связей; 2. управления совместной жизнедеятельностью людей; 3. регулирование отдельных областей данной жизнедеятельности и 4. наконец, снабжают накопление и трансляцию социального опыта по вертикали и горизонтали.

Условиями коммуникации и ее структурными компонентами являются:

— неспециализированный язык у субъектов коммуникации;

— каналы передачи информации;

— правила осуществления коммуникации (семиотические, этические и т.д.).

Типология процессов коммуникации возможно выстроена по следующим основаниям:

— по характеру субъектов коммуникации (межличностная, личностно-групповая, межгрупповая, межкультурная и др.);

— по формам коммуникации (вербальная, невербальная);

— по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в особых областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от особого уровня к обыденному и т.п.).

Массовая коммуникация выступает своеобразной сферой социокультурных коммуникаций и возможно выяснена как культурная область, складывающаяся из открытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающейся регулированию и целенаправленному порождению.

Главные термины теории массовой коммуникации:

Адресант – отправитель, посылатель, экспедиент, коммуникатор. Адресант в совокупности массовой коммуникации возможно представлен группой либо кроме того иерархией типов от авторов, генераторов до коммуникаторов.

Адресат – получатель, принимающий, реципиент, коммуникант. Адресат в совокупности коммуникаций выступает в предельно широком значении от конкретного собеседника в ходе межличностного общения до анонимно-равнодушного реципиента в ходе восприятия содержания средств массовой коммуникации.

Аксиальное-ретиальное – совокупность коммуникации, складывающаяся из двух систем – адресат и адресант. В зависимости от семантики сообщения оно возможно направлено или совершенно верно известным адресатам, или их некоему возможному множеству. Темперамент данной направленности и есть основанием разделения коммуникативных процессов на аксиальные и ретиальные. Аксиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений строго определенным получателям информации. Ретиальный коммуникативный процесс – это передача сообщений неизвестному количественно и малоизвестному как следует множеству принимающих совокупностей.

Актуальное — историческое – категории теории массовой коммуникации, обрисовывающие два главных класса коммуникативных совокупностей. Актуальные коммуникативные совокупности ориентированы по большей части на пространственное перемещение сообщения, на его передачу и трансляцию на расстояние. Исторические коммуникатьивные совокупности в основном ориентированы на временное – диахронное ( см. синхронное-диахронное) передвижение сообщения, на его консервацию.

Знание – информация – пара категорий, которая выбрана в данном курсе как основание для разделения типов коммуникаций на формирующие (университеты образования, библиотеки, музеи и т.п.), манипулирующие (реклама, деятельность в области паблик рилейшнз, СМИ и т.д.) и промежуточные (конфликт как форма коммуникации, Интернет и т.д.). Знание – контролируемый практикой итог познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание пониманием и опытом, каковые являются верными и в объективном, и в субъективном отношении и, на основании которых возможно выстроить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными чтобы рассматриваться как знание. Знание должно помогать развитию и становлению личности, которая этим знанием владеет – образовательное знание. При всем многообразии знания, его отличительной чертой есть динамический и творческий темперамент. Запрещено установить совокупность того, что знает человек, поскольку знание представляет собой открытую совокупность, и нет четкой границы, отделяющей знание от незнания, предположений, догадок. Граница эта всегда меняется, делая актуальной для человека вопрос о собственном незнании. Информация – каждые сведения, эти, сообщения, передаваемые при помощи сигналов. В кибернетике информация – это сведения, ведущие к уменьшению неопределенности (понижению количества вероятных других вариантов) в ситуации общения, т.е. сведения, направленные на согласование и управление. Ответственны в первую очередь прагматические нюансы информации, т.е. оценка ее с позиций актуальности, количества (достаточная, избыточная, излишняя информация), ценности, полезности, адекватности, достоверности, полноты, новизны, убедительности, ясности, чувствительности. На восприятие информации, кроме 5 элементов коммуникативного процесса (см. ниже), воздействуют внутренние и внешние преграды (фильтры): внутренние – личные психологические и психотерапевтические изюминки участников информационного обмена, их опыт, компетентность; внешние – социальные и культурные нормы, ценности, коллективные представления, что трансформирует ( не всегда рационально) данные. Информация имеется сырой материал и складывается из несложного собрания данных, в то время как знание предполагает кое-какие рассуждения и размышления, организующие эти методом их классификации и сравнения. Информация – это знание минус субъект, а знание – это информация плюс субъект.

Коммуникация – общение, опосредованное техническими средствами связи, передачи сообщения, информации.

Коммуникативная цепь – теоретическое описание коммуникативного процесса как последовательности элементарных составляющих и изменение формы сообщения.

Манипуляция – метод действия на личность через совокупности СМК с целью модификации ее установок, представлений, вкусов, поведения в направлении, заданном коммуникатором.

Массовая коммуникация — объективно-исторический процесс : а). культуронаследования ( исторический нюанс) и б). передача информации в данного социума ( актуальный нюанс).

Межличностные средства связи – средства связи, осуществляющие опосредованное технически межиндивидуальное общение (телефон, магнитофон, переписка).

Молчание – предельная форма коммуникации, выступающая как символ по отношению к содержанию сообщений либо как метод выражения позиции коммуникатора.

Общение – метод групп и взаимодействия индивидов, предполагающий производство, усвоение и потребление информации.

Уникальное — очевидное – категории, обрисовывающие степень сочетания информативности передаваемого сообщения с его избыточностью и читабельностью. самоё оригинальное сообщение владеет самая высокой степенью информативности, очень малым степенью предсказуемости, его читабельность вероятна при громадной знаковой избыточности. Очевидное сообщение – наименее информативно, всецело предсказуемо, характеризуется полной читабельностью при минимальной избыточности. Всецело очевидное сообщение в совокупности СМИ не функционирует, его предельный вариант трансформируется в штамп.

Синхронное-диахронное — противопоставление двух способов анализа: диахронного анализа с установкой на историчность и синхронного анализа (фактически структурного) с установкой на имманентность, гармоничность.

Сообщение — конечное упорядоченное множество элементов восприятия, забранных из некоего контекста и объединенных в определенную структуру.

Структура коммуникативного процесса – состоит (минимально) из пяти элементов: адресата, адресанта, сообщения, канала связи и культурно-коммуникативного контекста.

Неповторимое-тиражированное – парные категории, характеризующие тип сообщения в совокупности средств массовой коммуникации. Неприятность производства копий (тиражирование) появилась как производная неприятность одновременного распространения информации по горизонтали общества.

Нужные коммуникативные теории

В данном курсе, что носит прикладной, практический темперамент даются лишь две коммуникативные теории: теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса и концепция Г.М.Маклюэна.

Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Различие понятий целерационального и коммуникативного действий. Коммуникативное воздействие как база социокультурной судьбе. Обстоятельства искажения социальной коммуникации. Возможности общества «неискаженной коммуникации». дискурс и Коммуникативное действие. условия и Проблема успехи согласия (согласия) в коммуникации. жизненный мир и Коммуникативное действие. Рационализация жизненного мира в современном обществе. Колонизация жизненного мира совокупностью: влияние этого процесса на способы и коммуникацию преодоления его негативных последствий.

Концепция Г.М.Маклюэна: построение типа культуры задается типом коммуникации в ней. Главные «коммуникативные революции» в истории западноевропейской культуры: создание фонетического алфавита, открытие книгопечатания, периодическая печать, телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютерные совокупности. Аудиальный и визуальный типы культуры, понятие о глобальной деревне, средства связи как продолжение органов человека, «сообщение имеется сообщение».

Елена Зарецкая. Лекция «Базы коммуникативной теории»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: