Непреднамеренное и преднамеренное восприятие

По форме психологической активности восприятие не редкость непреднамеренное и преднамеренное. Первое имеет место, в то время, когда предмет воспринимается без намерено поставленной задачи, в то время, когда процесс восприятия не связан с волевыми упрочнениями. Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит задача, оно связано с известными волевыми упрочнениями. самая выраженной формой преднамеренного восприятия есть наблюдение. Наблюдение – это долгое, систематическое, целенаправленное, преднамеренное восприятие определенного объекта. Наблюдение играется только ключевую роль в журналистской деятельности. Оно будет успешным только в том случае, если журналист прекрасно подготовлен, в случае если у него развиты восприятие, внимание, память и другие психологические процессы. Свойство к наблюдению именуется наблюдательностью.

Типы восприятия

В психологии принято сказать о трех типах восприятия – синтетическом, аналитическом и аналитико-синтетическом.

Синтетический тип восприятия характеризуется тем, что человек принимает окружающее в целом, в совокупности, подчас не подмечая подробностей.

Аналитический тип восприятия выражается в тенденции к восприятию подробностей и в затрудненном восприятии целого. В этом случае имеет место скрупулезное проникновение в подробности, которое не разрешает отвлечься для восприятия целого.

Аналитико-синтетический — самый распространенный тип восприятия. Тут присутствует в той либо другой степени тенденция к восприятию и целого и частей. Журналистам направляться обучаться как раз такому восприятию.

Восприятие человека человеком

Как объект восприятия человекотличается особенной социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем те особенности его наружности, каковые дают информацию о его психологических и социальных качествах. Очень выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, обращение, поведенческие привычки, манеры.

На одном из первых мест оказываются опытная характеристика человека, его социальный статус, главные нравственные и коммуникативные качества: не добрый, хороший, радостный, замкнутый, общительный и др. Отдельные черты его лица выделяются кроме этого избирательно.

Появившийся по внешним показателям обобщенный образ человека воздействует на сотрудничество с ним.

Восприятие человека человеком подвержено определенным социально организованным стереотипам, эталонам, меркам.

чувства и Оценки людей при их восприятии приятель втором многогранны. Но по большей части они подразделяются на конъюнктивные — объединяющие и на дизъюнктивные — разъединяющие. Дизъюнктивные чувства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

Восприятие речи

Включаясь в процесс восприятия, обращение делает его более обобщенным и дифференцированным. С физической точки зрения обращение — это комбинация звуков, изменяющаяся по интенсивности и высоте. Громкость простой речи колеблется от 30 до 70 дБ. Максимальная понятность речи появляется при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки речи не воспринимаются в виде связанных слов. Особенно очень сильно обращение заглушается шумами низкой частоты.

Человек различает один голос среди двух либо трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов обращение отдельного человека не может быть выделена.

Разборчивость речи увеличивается при зрительном контроле за говорящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значительной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первоначальном виде.

Оптимальный темп речи — 70 слов в 60 секунд, верхний предел — 120 слов в 60 секунд.

Долгие слова понимаются, опознаются лучше, чем маленькие. Количество фразы не должен быть больше 7 ± 2 слова.

В слове различают его содержание и внешнюю форму:определенную совокупность звуков (в устной слышимой речи), совокупность зрительно воспринимаемых знаков (в письменной речи) и артикуляционных образов (в произносимой речи). В русском языке свыше 200 тыс. слов, но не все они употребляются каждым человеком в общении с другими.

Слова делятся на слоги — произносительные единицы речи; в каждом слове одни слоги произносятся более звучно, чем другие. Слова в предложении произносятся неодинаково в зависимости от речевой интонации, звуковыми средствами которой являются ударение, пауза, темп и мелодия (имеет изменение и значение тембра речи). Посредством интонации выражается повествовательный, восклицательный либо вопросительный характер высказывания, познание которого крайне важно в ходе восприятия. В интонации, снабжающей ясность речи, обнаруживается отношение говорящего к тому, что он информирует.

Важнейшие слова направляться располагать в первой трети фразы. Однообразие звуковых частот, долгие паузы, так же как и отсутствие пауз, затрудняют восприятие речи.

Слово, чтобы быть воспринятым на слух, должно иметь не только некое количество звуков определенной высоты и тембра, но и такое их размещение относительно друг друга, которое разрешает выявить суть слова, его значение и оттенки последнего. Так, для обычного восприятия информации ее получателем она обязана владеть свойством смыслового единства и цельности. Отсутствие его формирует искаженное восприятие и снижает эффективность коммуникации в любых ситуациях, не считая тех, в то время, когда искажение вызывается преднамеренно.

Влияние на восприятие функциональных факторов

Функциональные факторы тяжело прогнозировать, но учитывать возможность их проявления в журналистской деятельности необходимо, потому, что их влияние часто выясняется исключительно ответственным на протяжении восприятия. Они смогут быть подразделены на четыре категории: психологические нужды; актуальные психологические состояния; прошедший опыт; уровень адаптации.

1.Психологические потребности, реализующие собой явление интереса, выступают как яркие мотивы восприятия и оказываются ведущими среди функциональных факторов.

Заинтересованность, осознание существенности информируемого оказывают на большом растоянии идущее влияние на процесс восприятия информации человеком.

К.Л.Гельвеций отмечал:В случае если физический мир подчинен закону перемещения, то мир духовный не меньше подчинен закону заинтересованностей. На земле интерес имеется всесильный колдун, изменяющий в глазах существ вид всякого предмета (12)Гельвеций К.Л. Об уме. М., 1938. С. 34).

Мотивы деятельности индивида, направленной на конкретные объекты заинтересованностей, и сама деятельность, направленная на реализацию интереса, психологически переживаются в виде чувственного и сознательного тяготения к объекту «в силу эмоциональной привлекательности и жизненной значимости последнего».

Такой же эмоциональной привлекательностью владеет информация об объекте интереса. Информационное удовлетворение интереса разрешает одну из наиболее значимых неприятностей психологической деятельности человека — его психологические потребности.

Журналист достигает самый эффективного контакта с аудиторией, ориентируясь на психологические потребности, которые связаны с заинтересованностями различных категорий и различного характера.

Анализ говорит о том, что ориентация журналистской деятельности на интерес аудитории дает самый заметный эффект действия через углубление восприятия и обострение внимания. Наряду с этим, последнее в первую очередь направляется актуальным интересом: то, что происходит сейчас, на данный момент, воображает для индивида громаднейшую значимость если сравнивать с тем, что семь днейходило день назад либо семь дней тому назад.

Игнорирование интереса как явления, организующего психологические потребности, и при передаче событийной информации, и на протяжении коммуникации идей в равной степени ведет к полнейшей неэффективности журналистской деятельности.

2.Актуальные психологические состояния.Психологические состояния- психотерапевтическая категория, которая охватывает различные виды интегрированного отражения обстановки без отчетливого осознания предметного содержания. Примерами психотерапевтического состояния могут служить бодрость, утомление, депрессия, эйфория, ужас, скука и т.п.

Актуальные психологические состояния самым важным образом воздействуют на восприятие. Хорошо как мы знаем, что состояние напряженного ожидания ведет к предвосхищению замеченного либо услышанного и порождает искажения в восприятии. Совершенно верно так же ужас ведет к неверному видению объекта: разные шорохи кажутся странными, звуки громче, движущиеся предметы больше. Что-то подобное происходит и в сфере массовой коммуникации.

Актуальные психологические состояния в значительной мере предопределяют собой исход и ход восприятия информации. Хроническое состояние острой эмоциональной недостаточности испытываемое индивидом ориентирует его на восприятие и поиск яркой, возбуждающей интерес информации. На преднамеренной эксплуатации данной закономерности зиждется существование бульварной прессы. Ее же учитывают коммерческие радиотелевизионные станции, каковые вместе с рекламой дают много информации, вызывающей самые разные чувства.

Практика до тех пор показывает, что в случае если журналисты учитывают актуальное психологическое состояние собственных аудиторий, эффективность воздействия информации намного возрастает.

3. Прошедший опыт человека может выступать и как потребность познания на базе ранее известного, быть может выступать и как нежелание принимать то, что думается уже привычным — замеченным, прочтённым, услышанным. Данный опыт разрешает индивиду делать предположения относительно содержания предлагаемых ему сообщений и ожидать удовлетворения от их восприятия. Воздействие следов того, что уже вошло в сознание, на восприятие проявляется в регулярном сопоставлении воспринимаемого с имеющимся мерой и знанием соответствия усвоенным стереотипам. На данной же базе опыта появляется и установка на доверие либо недоверие к источнику информации. В прошлом опыте человека заложена и установка на отношение к личности журналиста, которая оказывает заметное влияние на восприятие исходящей от него лично информации. Симпатия к публицисту, диктору, чувство знакоместа, хорошие ассоциации, которые вызывают их личности, создают предпосылки для более глубокого восприятия информации. Учет прошлого опыта человека, группы, аудитории есть ответственным моментом обеспечения эффективности журналистской деятельности.

Стереотипы.Журналисту довольно часто приходится реконструировать события на основании сообщений вторых людей. Но экспериментальные изучения продемонстрировали, что кроме того яркие свидетели события не могут объективно обрисовать то, что замечали.

Достоверность показаний зависит от событий и типа свидетелей, и от типа восприятия. Так, оказывается, что менее надежны осязательные, обонятельные, вкусовые восприятия. Слух человека ненадежен в оценке направления и источника звука. А в то время, когда человек слушает вторых людей, то слова, каковые он не слышит, он добросовестно реконструирует. Пропущенные слова он замещает такими, каковые соответствуют его представлению о содержании беседы. Кроме того зрительные восприятия смогут быть ошибочными, как это происходит при идентификации, узнавании, оценке расстояния либо количества, к примеру, размера толпы. Все эти недостатки восприятия осложняются проделками памяти и только творческим характером воображения.

Наверное, очевидец привносит в описание что-то от себя, а позже воображает это как чувство от обрисованного события. исследователь и Американский журналист массовой коммуникации У. Липпман думал, что только немногие факты приходят в отечественное сознание извне. Большая часть, хотя бы частично, конструируются в отечественном сознании. Воспринятое сообщение — это некоторый синтез познающего и познаваемого, в котором роль наблюдателя неизменно избирательна и в большинстве случаев созидательна. Факты, каковые мы видим, зависят от того, где мы находимся и к чему привык отечественный глаз.

Чтобы охарактеризовать предмет, не обязательно видеть его, отмечал У.Липпман. В большинстве случаев сперва мы даем ему определение, а позже разглядываем. В огромном шумном многоцветий внешнего мира мы вычленяем то, что уже было выяснено отечественной культурой. Мы принимаем предметы через стереотипы отечественной культуры.

Что такое стереотип? Стереотип (от греч. stereos — жёсткий и typos — отпечаток) — форма целостной, совокупностейной деятельности мозга, проявляющаяся в виде фиксированного (стереотипного) порядка совокупности условно-рефлекторых реакций в типовых обстановках. На базе этого физиологического понятия сформировались понятия психотерапевтического, социального, политического и других стеретипов (привычный канон мысли, образ восприятия, автоматизированное поведенческое проявление). Социальный стереотип — это

устойчивое, категоричное и очень упрощенное представление (вывод, суждение) о каком-либо явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде (синоним: социальный штамп); усваивается индивидом в ходе социализации. В этом значении термин «стереотип» ввел У. Липман в книге «Публиченное вывод» (1922). Не смотря на то, что стереотип по определению имеет социальное происхождение и распространение, атрибут «социальность» разрешает дифференцировать это понятие от вторых значений термина «стереотип» (полиграфический стереотип; стереотипное поведение инстинктивного либо условно-рефлекторного типа, динамический стереотип). Однако термин социальный стереотип может пониматься и в более узком смысле: как стереотипное представление о социальнойгруппе либо общности (и ее участниках). Так, социальные стереотипы — это штампы сознания, вырабатываемые социальной средой и приписывающие те либо иные дескриптивные, стоимостейностные и прескриптивные значения социальным группам и их обычным представителям. Социальный стереотип, ассоциированный с негативным отношением к той либо другой группе, называется «предубеждением».

Так, в ходе памяти создаются стереотипы — стандартизованные, упрощенные образы какого-либо явления, существующего в публичном сознании и усваиваемого индивидом некритически, в готовом виде, как некая схема. Стереотипы мнемнчески фиксируют не только черты данного явления, по и его эмоциональную оценку. Появляется стереотип под влиянием повторяющихся эмоциональныхи смысловых выговоров, при большое количествократном восприятии подобных фактов либо информации о них. Сохраняемые памятью стереотипы аккумулируют в себе опыт прошлого общения, оживая в образах, мнениях, оценках, знаках и т. д.

Когнитивная психология восприятия #24. Теория бессознательных умозаключений Германа Гельмгольца.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: