Несколько советов, почти правил для начинающих ораторов.

Поднимайтесь на трибуну не спеша, дабы у вас хватило спокойного, ровного дыхания начать выступление. До тех пор пока вы идете на сцену, к трибуне, к столу главы, на секунду-вторую отвлекитесь от собственного выступления и рассказываете про себя лишь ону фразу: Как прекрасно, что мне дали слово, я уверен, что все верно меня осознают!.

Из-за чего необходимо так сказать про себя? Да вследствие того что в этом случае вы взглянуть на зал ДОБРОжелательно, а не как на потенциальных неприятелей; кроме того в случае если зал к вам расположен враждебно, ваша доброжелательность обескуражит ваших соперников. Не требуется агрессии, обиды, злости. Взошли на трибуну — и не спешите сказать, нормально-нормально посмотрите в зал и попытайтесь улыбнуться. оптимальнее подбадривающей ухмылкой. Ухмылка возможно и открытой, искренней. Все к вам не хорошо относятся, злятся, вы глава, от вас все чего-то требуют, а вы должны всех успокоить. Ухмылкой понимания, ухмылкой сочувствия. А первые фразы в этом случае смогут быть такими:

— Да будь моя воля, я бы… на вашем месте меня, вашего начальника, легко к стенке — и… расстрелять. Детей, действительно, жалко, их у меня трое… Да и свекровь жалко. У меня с ней отношения хорошие, и она хоть и болеет и возраст уж за семьдесят, но все по дому делает, меня-то дома практически не бывает…

— Если бы я на данный момент сидел в зале, то в обязательном порядке поднялся бы с места и крикнул как возможно громче: выступления не нужно!
не забываю, в то время, когда я лишь начинал трудиться, было мне 19 лет, и мой глава…(Дальше небольшой, но в обязательном порядке с юмором рассказ о собственном главе.)

— Меня как-то задали вопрос: может ли собака взять инфаркт?
Может! В случае если ей создать человеческие условия.

Первые фразы старайтесь произносить, не заглядывая в заготовленный текст. Они должны быть написаны, если вы опасаетесь что-то забыть, но в лучшем случае лишь мимолетный взор в ваш конспект, доклад, записку — а позже, через пара секнуд, имеете возможность заглядывать храбрее а также просматривать, но не забывая наряду с этим в паузах наблюдать на слушателей. А конспект необходим.

Кроме того если вы уверены в себе, привыкли выступать, все равно имейте конспект и иногда заглядывайте в него.

Во-первых, это даст необходимые паузы в вашем выступлении; во-вторых, как бы выделит, что вы подготовились к выступлению, а не импровизируете; в-третьих, в случае если что-то внезапно забудете, утратите нить выступления, у вас имеется спасительный конспект с заготовленной, как говорится, на пожарный случай успешной фразой, цитатой, данными, репризой для разрядки. (Но, я посвящу отдельную встречу проблеме составления конспекта.)

И самое основное — в начале выступления особенно старайтесь быть экономными в словах. Не забывайте упражнение — два дня молчать (второй урок, первое упражнение), если вы его не сделали, в обязательном порядке попытайтесь все-таки выполнить.

Этюд N 15

(Пятнадцать этюдов, пятнадцать заданий, сколько выполнено вами? Не откладывайте, не сохраняйте надежду, что не так долго осталось ждать будет время.)

не забываю, я проводил месяц в деревне. И меня поразило, что многие обитатели деревеньки на вопрос отвечали неизменно односложно. О чем бы ни задал вопрос, первая фраза в их ответе звучала три секунды. Они на любой вопрос отвечали: В противном случае.

Попытайтесь два-три дня, с кем бы вы ни говорили, в случае если вас о чем-либо спросят, отвечать: В противном случае. А итог запишите и отправьте мне. И в обязательном порядке со собственными комментариями.

Занятие десятое


— По окончании окончания стрельб боевые и учебные патроны должны быть приведены в исходное состояние.
— Что вы когти себе на ногах отрастили, как у орла, хоть по деревьям лазай.
— Что вы, товарищ курсант, таковой неровный квадрат нарисовали? Вы что, дальтоник?
— Не делайте умное лицо, товарищ курсант, помните, что вы будущий офицер!
— Боевой листок должен быть боевым листком, поскольку это же боевой листок.
(Настоящие высказывания учителей армейских кафедр разных университетов)

Этюд N 16

Дабы обучиться прекрасно сказать, согласитесь, принципиально важно мочь произносить фразы ясно. Так, дабы сообщённые вами слова запоминались, в противном случае говоря, дабы вас было приятно, да-да, приятно, слушать. Говорят, что хороший актер способен прочесть и телефонную книгу так, что все будут слушать затаив дыхание.
Возможно ли этому обучиться? В полной мере!

Выберите для себя прозаический отрывок из произведения, которое вам нравится. Я рекомендую забрать фрагмент из классики: А.Чехова, И.Тургенева, Л.Толстого, И.Бунина… И в обязательном порядке хотя бы по полчаса в сутки просматривайте его вслух. Нужно собственный чтение записывать на магнитофон. Прочли первый раз, записав на магнитофон, прослушали, в этот самый момент же просматривайте во второй раз, снова же записывая. И опять прослушайте. После этого таким же образом просматривайте следующий фрагмент: прослушивание и запись, опять данный же кусок — прослушивание и запись.

(В случае если нет магнитофона, все равно просматривайте два раза, но в этом случае попросите кого-нибудь из привычных послушать вас и выяснить, в то время, когда вы просматриваете лучше, а в то время, когда хуже.)

Просматривать необходимо с соблюдением точек, запятых и, самое основное, обнаружить в каждой фразе ударное слово.

Дабы достигнуть логического чтения, предварительно текст разметьте, где сделать ударение, какое слово акцентировать. Возможно выделяемые слова выделить, необходимо отметить галочкой.
К примеру, такая фраза:

Я ЖЕЛАЛ БЫ, ДАБЫ ДРУГИЕ ЛЮДИ Осознали МЕНЯ!

Какое слово вы решите выделить, акцентировать, сделать ударным, главным, зависит лишь от вас — все определяет ваша трактовка текста.

Разберем каждое слово.

Я! Возможно сказать его чуть громче, чем все остальные слова. Вы как бы приковываете внимание слушателей к собственному я. На мой взор, этого делать не следует, местоимение я само по себе легко запоминается, звучит кратко и четко. Я — это и имеется я! Другими словами человек, что желает, дабы другие люди его осознавали.

ЖЕЛАЛ БЫ. Возможно выделить эта идиома. Но тогда получается, что вас по большому счету никто не осознаёт, вас тяжело осознать, и самое основное — это ваше хотение. Все прекрасно, все замечательно, но вот ваше хотение… Не следует заострять желал бы, не следует.

ДАБЫ. Стоит ли делать это слово ударным? Возможно, нет. Оно не несет никакой информации — альянс и лишь.

ДРУГИЕ. Быть может, необходимо именно на этом слове сделать выговор — сказать его чуть четче, громче, медленнее, другими словами выделить значимость — ДРУГИЕ! Какие-то люди вас знают, но вам мало этого, вы желаете, дабы ДРУГИЕ люди — ваши соперники либо ваши единомышленники, возможно, ваши главы осознавали вас. ДРУГИЕ!!!

ЛЮДИ. Хорошее слово. Вас слушают люди. Вы обращаетесь к людям. И вы желаете, дабы они, люди, вас осознавали. Вы желаете, дабы все люди осознавали вас. Исходя из этого во фразе слово ЛЮДИ вы делаете ударным, главным, главным, центральным. Перед произнесением этого слова еле заметная пауза, по окончании произнесения слова ЛЮДИ снова же пауза.

Осознали! Ах, вот что для вас основное! По-ня-ли!

В случае если так, то ударное слово, конечно же, Осознали. И сказать его возможно практически по слогам.

МЕНЯ. А возможно, для вас основное, дабы осознавали как раз вас, а не другого? Тогда подчеркивайте финал фразы и произносите окончательное слово растянуто — ммм-ее-ннн-яя!

Я бы так не поступал, потому что фраза начинается с я и кончается так же (меня!) — любой человек из слушающих вас легко осознает, о ком идет обращение.

Итак, три слова — другие, люди, осознали — несут главную смысловую нагрузку. Какому слову дать предпочтение? Все зависит от вашей, повторю, трактовки. Я бы дал предпочтение слову люди. Оно ближе к тем, кто меня слушает. Я желаю, дабы ЛЮДИ меня осознавали. В этом слове как бы обращение к тем, кто слушает. И его возможно сказать с разной интонацией, другими словами положить в текст собственный, особенный, личный, авторский подтекст. Всю надежду на людей, грусть, что люди вас не знают. Другие — это и имеется другие.

И если вы прочтете, нужно записывая на магнитофон, эту фразу семь раз и сделаете семь вариантов ударного слова, то вы сами легко убедитесь, как принципиально важно, дабы в каждой фразе было ударное слово, потому что фраза делается правильнее, эмоциональнее, легче воспринимается слушателями и суть, что вы закладываете, произнося те либо иные слова, лучше до них доходит.

Этюд N 17

Прошу вас, в предлагаемом тексте в каждой фразе выделите основное, по вашему точке зрения, слово. Учтите, что в большинстве случаев главными словами бывают существительные и глаголы, потому что прилагательные сами по себе достаточно правильны по смыслу и в большинстве случаев не имеют подтекста. светло синий — это неизменно светло синий. светло синий — неизменно светло синий.

Я ощущаю, что могу сделать в данной жизни намного больше, чем делаю!

Мне нужна помощь родных людей, тех, на кого я имел возможность бы опереться, кто был бы способен меня осознать, но как их отыскать? Я осознаю, что одиночество — это не хорошо, а уединение — это прекрасно, но как быть, в случае если одиночество и уединение у меня соединились и я легко готов выть оттого, что одинок?

Слушайте, люди, в то время, когда же мы прекратим хитрить и лгать?! Как мне отыскать смысл жизни? Живу по инерции. Осознаю, что это не хорошо, но ничего сделать не могу. Неужто имеется радостные люди, которым неизвестен синдром растерянности, подавленности, грусти? Неужто я один таковой?

Хватит, говорю я сам себе, хватит — я буду радоваться жизни, и плевать я желал на тех, кто меня не осознаёт. Но станет ли мне легче?

Сомнения, сомнения, сомнения — они гложут меня, давят, не дают спокойствия, нет возможности сосредоточиться на главном, и я не могу осознать, как быть дальше.

Тринадцать фраз. Вам необходимо выяснить тринадцать основных слов.

Возможно, стоит сперва записать на магнитофон каждое слово и каждую фразу делать ударным, а позже выбрать лучший вариант.
Сперва так стоит поступить с каждой фразой, а после этого прочесть полностью все фразы. И послушать. В случае если что-то не понравится, то опять перечитать текст.

Этюд помой-му несложный. Но потребует внимательности, аккуратности, точности. И, самое основное, делать его необходимо систематично. Хотя бы два-три раза в неделю, если вы желаете прекрасного результата. Позже, в то время, когда вы выполните задание пара десятков раз, уже как бы машинально, перед тем как сказать фразу, сможете сами обнаружить главные слова.

Рекомендую применять произведения писателей, каковые вам нравятся, но имеете возможность и собственные тексты подготовить. Сперва написать, а позже произносить.

Обучитесь прекрасно просматривать (имеется в виду ясно, логически осмысленно, совершенно верно по интонации, применяя все возможности собственного голоса) — обучитесь и сказать ясно. Обычно мы не хорошо говорим интонационно. Будем этому обучаться.

Я осознаю, нынешнее задание неинтереснее прошлых, но что сделаешь, мы же решили обучаться, не все задания смогут быть легкими, несложными и забавными.

Я прошу вас отправить мне подробный отчет, как проходило исполнение семнадцатого этюда. И даю предупреждение: спустя семь дней новая встреча, а задание будет еще сложнее.

Занятие 11

Любопытно: как вы совладали с кроссвордом? (Смотрите встречу восьмую)

Даю ответы.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
3. Диктофон. 7. Сверло. 9. Серьги. 10. Стасов. 12. Скобки. 16. Анабас. 18. Адажио. 20.Игра. 21. Реглан. 22. Рошаль. 23. Торт. 24. Ростан. 27. Росток. 30. Потеря. 32. Ургант. 33. Трубач. 34. Оракул. 35. Дилижанс.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Госпожа. 2. Лососи. 4. Альба. 5. Гранд. 6. Межа. 8. Морж. 11. Каморра. 13. Квинтент. 14. Квартет. 15. Коляска. 17. Брехт. 19. Атлас. 25. Сура. 26. Агамы. 28. Обуза. 29. Трап. 30. Утопия. 31. Атлант.

Этюд ¦ 17

Особенно шепетильно делать его рекомендую тем, кто вычисляет себя стеснительным, застенчивым, робким, замкнутым, неразговорчивым, малообщительным. (Какое из определений стоит покинуть, а какие конкретно, на ваш взор, стоит вычеркнуть?)

Для людей раскованных (я иногда надеюсь, что имею дело иногда как раз с раскованными, а не нахальными людьми) — подготовлено отдельное задание, которое, быть может, будет опубликовано спустя семь дней. (Вы увидели: быть может, будет опубликовано? Старайтесь ни при каких обстоятельствах ничего не обеспечивать: события смогут так сложиться, что вы не сумеете выполнить обещание, а чуть расплывчатая форма — попытаюсь, быть может, надеюсь, планирую, нельзя исключать — окажет помощь вам растолковать появившиеся трудности).

Пройдитесь по основной улице вашего города и у каждого пятого встречного (в громадном городе возможно у каждого 10-го, а в мелком — у каждого третьего) задавайте вопросы: что час? Как вам пройти на улицу, на которой вы на данный момент находитесь? И не известно ли людям, к каким вы обращаетесь, в то время, когда сейчас будет закат солнца?

Я так и вижу ухмылку читателя: ну хорошо, задать вопрос время ? это еще куда ни шло, но для чего эти идиотские вопросы, как пройти на улицу Тверскую либо Невский проспект, в случае если я на данный момент нахожусь именно на Тверской улице в Москве либо на Невском в Питере? К тому же задавать вопрос о заходе солнца? За психически больного сочтут.

Не переживайте, не сочтут. Вы же задаёте вопросы у людей незнакомых, им до вас, как и вам до них, дела нет.

Но вам необходимо побороть стеснительность. А для этого нужно функционировать. Для вас это необычная игра в необычного человека. Лишь так возможно побороть стеснительность, потому что никакие уговоры, что вам не нужно стесняться, переживать, тревожиться, в большинстве случаев результата не дают.

Вы должны в этом убедиться сами.

Вы ничего нехорошего не задаёте вопросы, требует вас учитель сделать — вы и делаете. И в то время, когда вам в силу необходимости нужно будет выходить на трибуну, на сцену либо, появлявшись в центре внимания, начать сказать, а вы испытываете ужас публичного выступления, ужас перед общением, то лучше потренироваться в умении преодолевать данный ужас с незнакомыми людьми, чем пробовать с теми, от кого зависят ваше будущее, ваше реноме, ваш имидж.

(Правильно ли поставлены в один последовательность слова — реноме, будущее, имидж?)

В действительности, выступая в рабочем коллективе, возможно поднять, в случае если выступление хорошее, собственный авторитет, а возможно и упасть в глазах слушателей. Мы-то вычисляли его за умного человека, а он как начал сказать, так ни бе, ни ме, ни ку-ка-ре-ку!

Правильное выступление на деловом заседании может решить судьбу вашей компании.

Верное общение с глазу на глаз, один на один, те-а-тет, наедине (какое определение из четырех покинуть?) с патроном способно поменять вашу карьеру в ту либо иную сторону. Начнете стесняться, нервничать, руки вспотеют, вы дар речи утратите ? и отправится ваша встреча насмарку. Кроме того, что вы ни одного вопроса не решите, но еще и составите о себе чувство как о человеке необщительном, тяжёлом, через чур себе на уме ? словом, таком, с которым дела лучше не иметь. А останется о вас чувство как о человеке обаятельным, раскованном, важным, убедительном, умело рассуждающем, с котором приятно и деловые неприятности решать, и просто общаться ? вероятен и рост карьеры, обеспечено вам и хорошее отношение со стороны шефа.

Дабы вы улыбнулись, поведаю обстановку, случившуюся с одним из моих студентов. Он также делал это задание. Но решил его усложнить. Роман Воликов, так кликали студента, сейчас это большой начальник преуспевающей рекламной компании, ходил по улице Неприятного (так раньше именовалась Тверская) и у всех задавал вопросы, где возможно дотянуться в Москве живых крокодилов.

Самое немыслимое ? он набрел на людей, посоветовавших ему конкретный адрес. Выясняется, имеется в Москве люди, торгующие крокодилами. Роман Воликов отыскал этих людей, подготовил увлекательный репортаж о продаже крокодилов. Материал был размещён в центральной газете и перепечатан несколькими изданиями, создатель взял много лестных предложений сотрудничать в журналах и газетах. Словом, Роман Воликов отправился в гору. И все решил случай, который связан с очередным этюдом, что необходимо было выполнить для развития собственной раскованности, легкости, умения общаться с незнакомыми людьми, поддержать случайно завязавшуюся беседу.

Про Романа Воликова говорили, что он способен пробраться в том направлении, куда никого не пускают, способен любого человека уговорить дать интервью, поделиться нужной информацией. Я же без шуток подумываю разобрать психотерапевтический тип Романа Воликова и в книге Обучаемся сказать публично дать этюд называющиеся Эффект Воликоване сильный;. (Имеется договоренность с издательством Вагриус на базе публикаций в газете Век, издании Студенческий меридиан и на отечественном сервере выпустить солидный по количеству учебник по базам публичных выступлений.)

Вы увидели, как я помой-му случайно ввернул данные о книге? Помой-му отступление от основной темы, но главную тему не разрушает, кроме того, содействует восприятию основной мысли. Подобные отступления в полной мере уместны, в случае если, само собой разумеется, они окажутся кстати, к месту, другими словами будут органичны.

Если бы я внезапно упомянул, что в текущем году была через чур снежная зима, и город, как неизменно, не справился с уборкой, а исходя из этого выяснилось через чур много травмированных людей и государство утратило больше на лечении, чем имело возможность бы затратить на уборку, то это отступление выяснилось бы инородным и позвало у слушателей раздражение.

Но, это уже вторая тема. Я говорил об эффекте Воликова чтобы вы осознали: и данный этюд, и другие поддаются корректировке, и в случае если вам думается, что необходимо задавать второй вопрос, — задавайте. В случае если вам захочется заниматься не час в сутки, как я просил в начале курса, а два, — занимайтесь. В случае если же вы имеете возможность отдавать занятиям лишь полчаса, что ж, занимайтесь по полчаса, но тогда имейте в виду, что вам нужно будет увеличить неспециализированное время занятий по дням. Курс отечественный запланирован на 52 семь дней, на год, но при условии, что ежедневно по часу вы станете заниматься, лишь в этом случае я могу угадать успех. Желал написать: гарантирую, ? а позже поразмыслил: нет, сообщу помягче ? могу угадать. Но вам, тем, кто занимается, было бы, я знаю, приятнее прочесть жёсткое я гарантирую стопроцентный успех. Ах, как все мы желаем обеспечений, как мы верим обеспечениям посмотрите назад, вспомните, посмотрите: Я гарантирую вам лучшую судьбу через полгода; Лишь у нас полный успех — гарантия, что ваши бумаги встанут в цене (и держатели ценных бумаг бегают по судам, пробуя вернуть хотя бы положенное, а о процентах и не грезят). Вам привычны подобные заверения, обещания, лозунги, гарантии, авансы… (Кстати, попытайтесь подготовить на эту тему обращение на одну, максимум 120 секунд. Что у вас окажется. Но как раз обращение, а не заметку в газету. Разработайте замысел речи, наговорите ее на магнитофон, а позже лишь расшифруйте и отправьте мне электронной либо простой почтой.)
У каждого занимающегося имеется возможность для собственного поиска, проявления инициативы. Если вы способны выполнить задания, рассчитанные на неделю, за два-три дня, то придумывайте подобные этюды и делайте их, лишь, пожалуйста в обязательном порядке ведите ежедневник занятий — записывайте, что делаете, как получается, что не получается, что вы наряду с этим ощущаете, что об этом думаете. оптимальнее вести ежедневник, а в том направлении включить и собственные как бы расширенные отчеты о прохождении курса Обучаемся сказать публично.

Ответствен принцип: чтение вслух, анализ чужих выступлений, умение рассуждать про себя, упражнения по психологии ? я могу продолжительно перечислять, что обязан делать любой, дабы как возможно стремительнее действеннее овладеть навыками публичного выступления, навыками общения дома, на работе, в гостях…

Думается, что всем принесет пользу прицельный просмотр документальных телепрограмм. Проанализируйте неточности тех, кто выступает по телевидению. Делайте это неизменно и по следующим параметрам: неправильные ударения в словах, неверная, на ваш взор, манера держаться. Понаблюдайте, может ли человек, ведущий передачу по телевидению, слушать вторых. Поразмыслите, чему возможно поучиться у тех, кто вам понравился собственными выступлениями в программах телевидения, что из отрицательного опыта вам необходимо учесть, как не нужно сказать, чего стоит избегать.

Собственные наблюдения отправьте. Попытайтесь проанализировать для начала пара выпусков Вестей на Русском телевидении. У вас будет возможность сравнить манеру различных ведущих, репортеров, комментаторов. Действительно, ведущие пользуются, как я знаю, автосуфлером. Кстати говоря, этому необходимо обучаться — просматривать, скажем, доклад, дабы это воспринималось слушателями не как чтение, а как выступление.

Ко мне обратился один из отечественных учеников с предложением давать занятия не только в виде текста, но и записать их на магнитофон. Мысль хорошая.

Но для этого необходимы студия, звукорежиссер ? словом, собственная несколько для подготовки отечественного курса на аудиокассетах.

В случае если поступят такие предложения от деловых людей, то я готов их пристально разглядеть. В целом идею поддерживаю.

Возможно было бы сделать на отечественном сервере звуковой вариант школы. Но не у всех имеется техвозможности прослушивать уроки. Да и скачивать звуковые материалы придется довольно продолжительное время. У нас на сервере был один звуковой материал. И я взял тогда пара писем с рассказами о мучениях, которые связаны с его прослушиванием. Но, быть может, данный материал в скором будущем опять покажется на сервере.

ЗАНЯТИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ

Дабы озарять светом вторых,

необходимо носить солнце в себе

(Ромен Роллан)

В приемной директора

11 неточностей оратора. Ораторское мастерство. Тренинг ораторского мастерства Максима Курбана


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: