Неустранимость неопределенности

Состояние неопределенности интуитивно знакомо каждому человеку. Это:

? смутное беспокойство;

? неумение оценить обстановку и сделать верный выбор;

? непонимание сути происходящего из-за отсутствия каких-то звеньев;

? разлад между результатом и намерениями человека его деятельности;

? неадекватная оценка и т.д.

Все это заставляет сомневаться, колебаться, вспоминать. «Что сутки будущий мне готовит?» — данный вопрос, говорящий о быстротечности событий, мешает жить в согласии с собой и миром. Исходя из этого конечно рвение освободиться от замешательства и смутных предположений, перейти к правильным определениям, прояснить обстановку и функционировать так, дабы любой поступок не вызывал мучительных колебаний.

Возможно выделить кидающиеся в глаза видимые обстоятельства неопределенности:

? это и бурлящий водоворот жизненных стихий, что захватывает и поглощает так, что сами события наступают стремительнее, чем требуется времени для их прогнозирования;

? и не хватает глубокое проникновение в природу вещей;

? и поверхностность путанных, субъективных переживаний;

? и громадный массив недальновидных и неразумных людских деяний и т. д.

Но за всеми ними стоит глубинная порождающая база неопределенности — общая стохастичность, т.е. случайность.

Народный эпос богат пословицами, нацеливающими на неминуемую встречу с неопределенностью. Присказка «Отправься в том направлении — не знаю куда, принеси то — не знаю что» — пример целевой неопределенности, а «В некоем царстве, в некоем стране» либо «Куда макар телят не гонял, в тридесятом царстве» — примеры пространственной неопределенности. Имеется и очень отрезвляющие замечания в фольклоре: «Знал бы, где упасть, — в том месте соломки постлал бы». Тут неопределенность включает в себя всю полноту трансформаций, всю их новизну. Мы не знаем, что нас ожидает, но вероятно ли правильное знание о событиях будущего и необходимо ли такое знание ожидающему?

В случае если неопределенность нехороша и тяжела, а определенность так хороша и комфортна, то из-за чего так притягательны удивление, удовольствие новизной, надежды, жажды, пульсация судьбы? Из-за чего реальность не сочетается с самыми лучшими предначертаниями и самыми правильными формулами?

Оставшаяся в наследство от хорошей науки ориентация на строго однозначную закономерность тускнеет перед картинами многовариантного процесса развития. Сейчас стало практической явью не логическое единообразие, а ветвящаяся графика отклонения от прямой, не гарантированная направленность к заведомо прогрессивным формам, а постоянное воспроизведение обстановки выбора.

Неопределенностные процессы обнаруживаются в большом массиве реалий действительности. В сфере социально-политических взаимоотношений они дают о себе знать:

? неожиданными коллизиями;

? резкими сменами исторических декораций;

? бессистемностью массовых Перемещений;

? проявлениями совокупностей непреднамеренных последствий и побочных продуктов целесообразной деятельности человека.

Независимо от того, понята либо нет природа неопределенности, она живет во общей совокупности сотрудничеств, выступая настоящим компонентом развития. Сами по себе процессы неопределенности, как и процессы определенности, не являются ни чем-то сугубо отрицательным, ни чем-то только хорошим. Они пронизывают ткань бытия, выявляют себя в поведении сложных совокупностей и так НЕУСТРАНИМЫ.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАСТЕРСТВЕ

В обозримую протяженность отечественной эры неопреде-ленностные процессы упорно вводятся новейшими направлениями мастерства. Порожденные временем такие авангардистские течения, как кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, экспрессионизм, импрессионизм, постимпрессионизм и т.д., являются автографами XX в., отражающими его неопределенность. Они размывают хорошую определенность форм, пробуют выразить суть, сводя к минимуму предметность. В авангардизме проступает рвение быть чем-то громадным, чем легко мастерством, упорядочивающим бытие при помощи символических совершенных средств. Авангардизм претендует на личный тип существования в бытии, которое потеряло свойство сохранять и восстанавливать порядок.

Кубизм

Кубизм характеризуется многоосевой совокупностью изображения мира, где перемещённые оси, не обращая внимания на твердость граней, рождают чувство неустойчивости. Кубизм — это модернистское течение в искусстве первой четверти XX в. Происхождение кубизма относят к 1907 г., в то время, когда П. Пикассо написал картину «Авиньонские женщины», необыкновенную по собственной острой гротескности: деформированные, огрубленные фигуры, изображенные без каких-либо перспективы и оттенков светотени как комбинация расположенных на плоскости объектов. В 1908 г. в Париже появилась несколько, куда входили кроме этого Ж. Брак, X. Грис, где сложились и были последовательно выражены ключевые принципы кубизма.

Сведя к минимуму изобразительно-познавательные задачи мастерства, кубизм выдвинул на первый замысел формальные опыты:

? конструирование объемной формы на плоскости;

? обнаружение несложных, устойчивых геометрических форм;

? разложение сложных форм на простые.

Они изображали предметный мир в виде комбинаций верных геометрических количеств: куба, шара, цилиндра, конуса. Кубизм своим рождением знаменовал решительный разрыв с традициями реалистического мастерства. Кубизм, так, — это мастерство, тяготеющее к аналитическому началу. Для кубизма свойственны кроме этого многоцветные красивые композиции, образованные плоскими фрагментами каких-либо предметов.

Геометрические объемные формы показались в 1910 г. в скульптуре. Так, французский скульптор Лоран и другие мастера создают произведения, в которых настоящий изобразительный мотив трансформируется в композицию, где эти формы покупают исходный мотив и самодовлеющее значение угадывается с большим трудом, время от времени только при помощи заглавия.

Кубисты создавали новые формы многомерной возможности. Разлагая объект на геометрические формы, живописцы изображали его с самых различных сторон, среди них и в большинстве случаев невидимых. На картинах пересекались геометрические фигуры и различные плоскости. Так, кубисты пробовали найти некоторый энергетический центр объекта, его внутреннее содержание.

Кубизм явился предшественником многих позднейших модернистских течений. Так, к примеру, предстоящим развитием кубизма стал созданный К. Малевичем супрематизм. Мир его картин вне земного притяжения: на белом фоне — знаке чистого света — как бы парят фигуры , лишенные всяких содержательных элементов в безграничном космосе. самоё известным произведением Малевича стал «Тёмный квадрат». Помещая на белом фоне уравновешенную форму тёмного совершенного квадрата, Малевич создавал знак вечного противостояния двух сил: света и тени, жизни и небытия, прошлого и малоизвестного будущего. У Малевича прослеживается приверженность миру совершенных геометрических тел, парящих в совершенном духовном космосе мастерства.

Эти поиски мастеров авангарда не нужно разглядывать как поиски совершенства технического мастерства. Это были поиски в духе философии того времени.

Футуризм

Футуризм накладывает на видение настоящего динамику форм, устремленных в будущее. Футуризм (от лат. futurum — будущее) — авангардистское направление в искусстве Европы 10—20-х гг. XX в. Стремясь создать мастерство будущего, футуризм отрицал классическую культуру, в особенности ее нравственные и художественные сокровища, культивировал урбанизм, т.е. эстетику машинной индустрии и громадного города, переплетение фантастики и документального материала. В живописи футуристы применяли пересечения, сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммируя впечатления, полученные в ходе стремительного перемещения.

Абстракционизм

Абстракционизм, т.е. «без-предметность», «без-образ-ность», — направление в мастерстве XX в., отказывающееся от изображения настоящих явлений и предметов в живописи, скульптуре, графике. Абстракционизм отрицал познавательные задачи художественного творчества, явился крайним проявлением модернизма. Это течение в мастерстве появилось в 10-х гг. XX в. как анархический вызов публичным вкусам, а в конце 40-х — начале 60-х гг. принадлежало к самый распространенным и воинствующим явлениям. Кое-какие течения, такие как уже упоминавшийся супрематизм, неопластицизм, перекликались с поисками нового в художественной промышленности и архитектуре, создавали упорядоченные конструкции из линий, объёмов и геометрических фигур. Другие, такие как ташизм, стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен либо количеств.

Абстракционизм — таково конечное, пиковое достижение авангарда, это реализация грезы романтиков о создании творения мастерства максимально бесплотного и воплощающего только духовное тело.

Экспрессионизм

Экспрессия — это ясность, яркое выражение

эмоций, настроений, мыслей. Экспрессионизм — направление в искусстве и литературе первой четверти XX в., провозгласившее единственной действительностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — основной целью мастерства. Оно высказывало протест против ужаса и чувства обречённости перед унижением человека, перед войнами. Установки экспрессионизма вели к больному напряженности чувств, гротескной изломанности, деформации мира.

Многие представители экспрессионизма стали на путь создания очень модернистских, а также абстрактных произведений.

Сюрреализм

Сюрреализм вскрывает подсознательные смысловые пласты и воспроизводит иррационально-мотивированные методы восприятия мира. В буквальном смысле слова — это сверхреализм. Сюрреализм — модернистское направление в мастерстве XX в., провозгласившее источником мастерства сферу подсознания, т.е. инстинкты, сновидения, галлюцинации. Способом сюрреализма стали разрыв логических связей и замена их субъективными ассоциациями. броским представителем сюрреализма стали такие живописцы, как Э. Малоизвестный, С. Дали. Главными чертами сюрреализма стали противоестественность явлений и сочетаний предметов, изображенных со большой достоверностью.

Импрессионизм

Импрессионизм (от фр. impression — чувство) — направление в мастерстве последней трети XIX — начала XX в., представители которого стремились самый конечно запечатлеть настоящий мир в его изменчивости и подвижности, передать собственные мимолетные впечатления. Фактуру предмета живописцы заменяли фактурой самой живописи. Их лозунгом было: «Живописец обязан писать лишь то, что он видит, и без того, как он видит». Свободное построение композиции, подвижные контуры форм, окутанных воздухом, острота ракурсов, раздельность мазков, не совпадающих с абрисом предмета, исчезновение локального цвета, насыщенность тона изменчивым светом — все это было направлено на воплощение явлений, каковые импрессионисты заново открыли и стремились зафиксировать с чисто оптической достоверностью.

Первую выставку картин семеро малоизвестных тогда художников — К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей, Э. Дега, П. Сезанн, Б. Моризо — устроили весной 1874 г. в центре Парижа на углу проспекта Капуцинок. Это были люди зрелого возраста, объединенные неприязнью к фальши официального мастерства и решимостью искать правду, несмотря на трудности.

Взаимоотношение света, цвета и тени — вот центральный пункт, в котором сталкивались мнения. Вместо того дабы природу, они высказывали собственную любовь к ней. Камиль Коро сказал своим ученикам: «Ни при каких обстоятельствах не теряйте первого впечатления, которое вас взволновало». Глядя на картины Коро, на его пейзажи, полные негромкой эйфории либо яркой грусти, поражаешься достатку оттенков. Такая живопись обогащала чувства и зрение, помогая по-новому услышать голос природы, осознать ее слитность с людской душой. Это мастерство появилось из воли к свободе, оно демократично по собственной природе.

Трудясь на открытом воздухе, К. Моне, К. Писсаро, А. Сислей создавали чувство сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм и воздуха и вибрации света. Разложение сложных тонов на чистые цвета, создаваемые накладываемыми на холст отдельными мазками из расчета на оптическое смещение их в глазу зрителя, цветные тени порождали беспримерно светлую и трепетную живопись. Не считая художников (американец Дж. Уинслер, немец М. Либер-ман, русский К. Коровин) интерес импрессионизма к мгновенному перемещению, текучей форме восприняли скульпторы О. Ролен, М. Россо, музыканты К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюка и др., для произведений которых характерна передача таких настроений, психотерапевтических нюансов.

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм — понятие весьма широкое, включающее в себя разнообразные явления. «Пост» свидетельствует «по окончании» импрессионизма. Это течение в живописи появилось во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма звучность и чистоту цвета, постимпрессионизм повысил интерес к символическим аспектам и философии. К постимпрессионистам относятся Сера, Синьяк, Ван Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек, Боннар и др.

Период постимпрессионизма продолжался около двадцати лет, захватив начало XX столетия, после этого наступила вторая эра в мастерстве. О рождении современности возвестило творчество Матисса, Дерена, Ван Донгена, Вламинка, Марке, Пикассо, объединившихся около живописца Анки Руссо.

Неприятность Человека (Часть 1) — [ Несущий cвет ]


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: