Никколо макиавелли «государь»

Платон «Пир»

Место действия: пир у Агафона. Рассказчик: Аполлодор из Фалера. Главная тематика, краткое содержание: мудрецы-философы собрались на пиру у некого Агафона, и, будучи трезвыми (!), и вдобавок и умными, говорят друг другу речи на тему любви, основной же предмет их рассуждений — всевышний любви Эрот.

Обращение Павсания: два Эрота. Павсаний говорит, что по большому счету в природе имеется два Эрота (соответственно двум Афродитам — небесной и земной). Эроты же — небесный и похабный. Эрот красив только тот, что побуждает замечательно обожать. Весьма интересно, как П. характеризует отчизну — благоволение и любовь в нешм стране считаются чем-то безупречно красивым. Рассуждает оратор достаточно высоко-морализаторски, в случае если возможно так выразиться — низок тот поклонник, что обожает тело больше, чем душу. Всевышние прощают нарушение клятвы лишь влюбленному. Угождать поклоннику — замечательно, обожать — замечательно, но самое красивое — сделать для кого угодно всё.что угодно — это красивее всего на свете. А угождать во имя добродетели — замечательно в любом случае.

Обращение Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе. Основная мысль речи Э. — двойственность природы Эрота (двойственный данный Эрот заключен уже в самой природе тела). У здорового начала один Эрот, у больного — второй. Помимо этого, Э. говорит о некой небесной, красивой любви, это — Эрот музы Урании; Эрот же Полигимнии похабен. Характерно, что и в музыке, и во врачевании, и во всех др. делах, и человеческих и божественных, необходимо, как это вероятно принимать к сведенью обоих Эротов.

Обращение Аристофана: Эрот как рвение человека к изначальной целостности. Эрот — самый человеколюбивый всевышний. А. говорит предысторию человечества (так, раньше, до людей, на Земле жили ужасные существа, у которых были двустороннее туловище.Они сочетали в себе наименование и вид двух полов — мужского и женского; причем мужской происходит от Почвы, а женский — от Солнца.в один раз эти существа решили посягнуть на власть всевышних, и тогда Зевс жестоко наказал из, разрезав пополам). И по сей день любой из нас — это половинка человека, рассеченного на две части, любой из нас ищет собственную вторую половинку в жизни. А любовь, так, это стремление и жажда целостности к ней. Наилучшее в жизни — это встретить предмет любви, что тебе сродни.

Обращение Агафона: совершенства Эрота. Эрот — самый прекрасный и самый идеальный из всех всевышних. Эрот весьма ласков, он живет в мягких и ласковых душах всевышних/людей; данный красивый всевышний ни при каких обстоятельствах никого не обижает, он — искусный поэт. Одно из его лучших качеств — рассудительность. Но нет страсти, которая была бы посильнее Эрота. Знаменательно, что дела всевышних пришли в порядок лишь тогда, в то время, когда среди них показалась любовь, т.е. Эрот.

Обращение Сократа: цель Эрота — овладение благом. Сократ спорит с Агафоном, говорит, что в его речи было через чур много красивостей и прекрасностей, но наряду с этим через чур мало правды. Сократ находит несоответствия и логические несоответствия в речи Агафона (так, А. говорит, что Эрот — это любовь к красоте, а не к безобразию, а обожают обыкновенно наряду с этим то, в чем нуждаются и чего не имеют.Но тогда получается, что Эрот лишен красоты и испытывает недостаток в ней, но так как нельзя назвать красивым то, что совсем лишено красоты и испытывает недостаток в ней). Сам же Сократ совсем по-второму характеризует Эрота. В собственных рассуждениях он опирается на мысли одной умной дамы, его воспитательницы — Диотимы. Она учила Сократа, что Эрот имеется что-то среднее м/д бессмертным и смертным, Он — великий гений. Таковой из гениев, благодаря которым вероятны всякие порицания, жреческое мастерство и по большому счету всё, что относится к жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, чародейству и пророчеству. Сократ учит (со слов Диотимы), что Эрот (из-за собственного происхождения) вовсе не красив, он не красив и не ласков, а неотёсан, неопрятен, не обут и бездомен, он валяется на обнажённой почва под окрытым небом, но по отцовской линии он храбр, смел и силен, он искусный ловец, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, софист и колдун. Находится Эрот между невежеством и мудростью. Радостные радостны вследствие того что владеют благом. Любовь имеется вечное рвение к вечному обладанию благом, это НЕ рвение к красивому, это рвение родить и произвести на свет в красивом (понятие беременных). Более того, любовь — это рвение к бессмертному, по причине того, что единственное, чего жаждут люди, это бессмертия. Сократ выделяет периоды амурного взросления в жизни человека, некие этапы: 1) сперва человек обожает какое-то тело 2) позже он осознаёт, что красота тел однообразна 3) затем он начинает ценить красоту души выше, чем красоту тела 4) и уже позже появляется свойство заметить красоту наук 5) наконец, последняя ступень — тот, кто благодаря верной любви к парням встал над отдельными разновидностямипрекрасного и начал постигать самое красивое, тот уже у цели.

Обращение Сократа:

В собственной речи на пиру Сократ прибегает к любимому им диалектическому способу майевтики. Платон обрисовывает, как вступая в диалог с Агафоном и задавая ему искусно связанные между собой вопросы, Сократ мало-помалу вынуждает поэта отказаться от многого только что им сообщённого.

Любовь, говорит Сократ на пиру, – это пылкое рвение к чему-то. Но горячо хотеть возможно лишь то, в чём имеешь потребность – то, чего у тебя самого нет. Раз Эрот имеется любовь к благу и красоте, то из этого неопровержимо направляться: сам он красоты и блага лишён. Это, действительно, не свидетельствует, что Эрот зол и ужасен, потому что тяга к благому однако неизбывно ему свойственна. Эрот, скорее, находится посередине между этими крайностями. Раз он не владеет полнотой судьбы, а только пытается к ней, то его нельзя считать и всевышним. Гений любви – что-то среднее между бессмертным и смертным. Пребывая между богами и людьми, Эрот заполняют промежуток между теми и другими, связывая людскую природу с божественной.

Дабы выразить собственные мысли образно, Сократ говорит миф о том, как Эрот был зачат в саду Зевса на дне рождения Афродиты двумя всевышними — нищей Пенией (Бедность) и заснувшим от хмельного нектара Поросом (Достатком). Появившийся от данной связи не, подобно собственной матери, беден, некрасив, неотёсан, не обут, бездомен, но благодаря особенностям отца от него неотделима устремлённость к всеобладающей полноте: к красивому и идеальному. Эрот пытается ко всем благим особенностям: не только к красоте, но к героизму и храбрости, ищет полной мудрости и потому всю жизнь занимается философией, так и оставаясь но посередине между невежеством и мудростью, потому что если бы он познал всю сущность бытия, то, взяв её в полное обладание, прекратил бы стремиться к ней.

Цель Эрота: овладение благом, но не каким-нибудь отдельным, а всей их полнотой, Благом как таковым. Но эту божественную вечность нельзя получить сходу, и люди овладевают ею неспешно, т. е. зачиная и порождая вместо себя второе. Устами Сократа Платон заключает из этого, что Эрот имеется любовь к вечному порождению в красоте для бессмертия, порождению как телесному, так и духовному. Эрот объединяет в себе все виды любви: не только плотскую, но и высокодуховную, включая любовь к государственной деятельности и поэтическому творчеству.

Напоследок Сократ рисует картину эротической иерархии, располагая разные проявления Эрот по мере роста их духовной высоты. Влюбившись в одно красивое тело, мы скоро обретаем идею Красоты, как такой, объединяющей в один манящий знак все красивые тела. Но через неё мы начинаем больше обожать не тело, а душу, создавая образ Красивой Души. Через тягу к Красивой Душе верховная часть отечественной собственной души – разум – обретает жажду к наукам и мудрости, а от отдельных наук переходит к высшей ступени их всех, к идее Красивого, которая неизменно существует от века, как цель и предел всех людских жажд.

Интресно, что в течении всего произведения возможно было подметить множество небольших детальных характерстик Сократа, вот кое-какие из них:
а) Аполлодр встретил Сократа умытого и в сандалиях, что с ним редко случалось
б) Сократ: моя мудрость какая-то ненадужная, плохонькая.она похожа на сон
в) Эриксимах говорит, что С. способен и выпивать, и не выпивать — он не пьянеет
г) Сократ: не смыслю ни в чем, не считая любви
д) Алкивиад: с первого взора думается, что Сократ обожает прекрасных, постоянно норовит побыть с ними, восхищается ими, но в действительности ему совсем не имеет значение, красив ли человек либо нет, богат ли и владеет ли каким-нибудь вторым преимуществом, которое превозносит масса людей. (Оппозиция Сократ-толпа). Он всю собственную жизнь морочит людям голову притворным самоуничижением. Он весьма вынослив, в выносливости превосходит всех; никто ни при каких обстоятельствах не видел Сократа пьяным. В сражении он отважен и смел, спас от смерти А., служил в тяжелой пехоте. Речи его содержательны и божественны.

Никколо Макиавелли «Правитель»

То же и будущее: она являет собственный всесилие в том месте, где препятствием ей не помогает доблесть, и устремляет собственный напор в том направлении, где не встречает возведенных против нее заграждений.
Что же касается, например, правителей, то нам приходится видеть, как

кое-какие из них, днем ранее благоденствовавшие, сейчас лишаются власти,не смотря на то, что, как думается, не изменился ни целый склад их характера, ни какое-либоотдельное свойство. Разъясняется это, я полагаю, теми обстоятельствами, каковые былиподробно разобраны выше, в частности тем, что в случае если правитель целиком и полностью полагаетсяна судьбу, он не имеет возможности выстоять против ее ударов. Я думаю кроме этого, чтосохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает изюминкам времени,и теряют благополучие те, чей образ действий не отвечает собственному времени.

Потому что мы видим, что люди действуют по-различному, пробуя достигнуть цели,

которую любой ставит перед собой, другими словами славы и богатства: один действуетосторожностью, второй натиском; один — силой, второй — мастерством; один -терпением, второй — противоположным методом, и каждого его метод можетпривести к цели. Но другой раз мы видим, что не смотря на то, что оба действовали одинаково,к примеру, осторожностью, лишь один из двоих добился успеха, и напротив,

не смотря на то, что любой действовал по-своему: один осторожностью, второй натиском,— обав равной мере добились успеха. Зависит же это как раз от того, что один образдействий сходится с изюминками времени, а второй — не сходится.

Исходя из этого не редкость так, что двое, действуя по-различному, одинаково добиваютсяуспеха, а не редкость так, что двое действуют одинаково, но лишь один из нихдостигает цели.

От того же зависят и превратности благополучия: до тех пор пока для того, кто

действует терпением и осторожностью, обстоятельства и время складываютсяблагоприятно, он процветает, но стоит времени и обстоятельствамперемениться, как процветанию его приходит финиш, потому что он не переменил своегообраза действий. И нет людей, каковые умели бы к этому приспособиться, какбы они ни были разумны. Во-первых, побеждают природные склонности,во-вторых, человек не имеет возможности вынудить себя свернуть с пути, на котором он дотого времени неизменно преуспевал. Вот из-за чего осмотрительный правитель, когданастает время применить натиск; не может этого сделать и оттого гибнет, аесли бы его темперамент изменялся в лад с обстоятельствами и временем,благополучие его было бы неизменно.

Цитаты:

-Хорошими делами возможно навлечь на себя неприязнь совершенно верно равно как и плохими.

-Об уме правителя в первую очередь делают выводы по тому, каких людей он к себе приближает; в случае если это люди преданные и талантливые, то возможно всегда верить в его мудрости, потому что он умел выявить их способности и удержать их преданность. В случае если же они не таковы, то и о правитель заключат соответственно, потому что первую оплошность он уже совершил, выбрав нехороших ассистентов.

-Умы бывают трех родов: один все постигает сам; второй может осознать то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого вторым осознать не имеет возможности. Первый ум — выдающийся, второй — большой, третий — негодный.

-Ибо дружбу, которая дается за деньги, а не приобретается благородством и величием души, возможно приобрести, но нельзя удержать, дабы воспользоваться ею в тяжёлое время.

-Человеку разумному надлежит выбирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнешим, дабы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа.

-Всевышний не всё выполняет сам, чтобы не отнять у нас свободной воли и причитающейся нам части славы.

-Когда на чашу весов поставлена верховная сокровище – единство страны, правитель не должен опасаться прослыть ожесточённым. Возможно казнить смутьянов столько, сколько необходимо, по причине того, что казни касаются судеб немногих, а беспорядок – бедствие для всех.

Правитель — Никколо Макиавелли [Среда Философии]


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: