Никогда не забывать про внутренний огонь

Йога туммо — это глубокое учение, и применять его нужно с умом. Для начала вы должны посвятить все собственные силы созерцанию внутреннего огня. И не удивляйтесь тому, что данный способ так несложен.

Было бы здорово устроить место для созерцания в том месте, где вы живёте. Израсходовав очень мало денег, возможно приобрести досок и сколотить себе настоящий ящик для созерцания наподобие тех, что применяли тантристы в древности. Он устроен так, что в нём нельзя лежать, исходя из этого вы как минимум не сможете уснуть и вам нужно будет сидеть и созерцать, пока вы из него не вылезете. Таковой ящик — не только хорошая помощь для поясницы, но и дополнительная моральная опора для практики.

Запоминайте собственные медитативные переживания, а будет желание — записывайте. Эти созерцательные техники устроены так, что результаты будут оказаться на каждом шагу. Любой, кто занимается ими, обязательно что-нибудь да почувствует.

Мы должны практиковать со всей серьёзностью, как практиковал сам Наропа. Шесть йог Наропы — это практика этапа завершения, глубокая и вместе с тем полная. В шести её составных частях содержится ядро всей практики Тантры, как отцовской, так и материнской. Путь к постижению сущности этих учений лежит не через интеллектуальные упрочнения, а через воздействие. От вас требуется одно — функционировать. Вы должны практиковать неизменно.

Практикуя созерцание внутреннего огня в затворе, начните с пяти-шести маленьких медитативных сессий в сутки. Сначала лучше делать как раз маленькие медитации длительностью час либо полчаса, потому, что в этом случае они будут более качественными. Купив некий опыт, вы сможете перейти к многочасовому созерцанию, а вот в случае если сходу с него начать, всё закончится сонливостью и вялостью. Ну и, само собой разумеется, хотя бы ежедневно делайте получасовые физические упражнения.

Если вы не в затворе, то оптимальнее заниматься хатха-созерцанием и йогой туммо рано утром на безлюдный желудок. Помимо этого, потому, что к концу дня энергия огня в большинстве случаев улучшается, хорошо созерцать внутренний огонь и вечером, но снова же на безлюдный желудок. Действительно, западные люди привыкли к вечеру как направляться наедаться, так что лучше всё-таки практиковать с утра.

Созерцание внутреннего огня должно выполняться в состоянии однонаправленной концентрации. Это относится всех способов без исключения. Ко мне входят: расплавление энергии кундалини; втягивание, растворение и стабилизация ветров в центральном канале; целый процесс растворения четырёх махабхут и появления трёх видений. Все они подразумевают нахождение в состоянии самадхи.

Практикующие смогут ощутить, что занятия глубокой медитацией самадхи входят в конфликт с их обязательствами по исполнению ежедневных практик. Но никакого конфликта тут нет. В тибетской совокупности существует правило, допускающее сокращение молитв для тех, кто занят глубокой однонаправленной медитацией, к примеру, пребывает в уединении, созерцая внутренний огонь. В любом случае ваша практика — это лучшая молитва. Так что не переживайте по поводу относительной молитвы, поскольку вы делаете безотносительную. И никакого конфликта быть не должно. Самое ответственное — это созерцание. Но не следует впадать в другую крайность и делать вывод: «Раз я занимаюсь полной молитвой, относительной возможно пренебречь вовсе». Подобные рассуждения смогут привести к страшным последствиям. Придерживайтесь золотой середины, будьте осмотрительны и внимательны.

На протяжении интенсивных занятий туммо не садитесь близко к огню и избегайте солнечного загара, по причине того, что это может возбудить неправильные энергии. Это предостережение не распространяется на другое время: если вы не занимаетесь созерцанием внутреннего огня, имеете возможность нормально отправляться на пляж и загорать хоть до черноты.

К сожалению, вы должны кроме этого избегать холодной пищи, к примеру мороженого. Потребление весьма холодных продуктов повреждает естественный источник внутреннего огня. Помимо этого, в то время, когда занимаетесь туммо, избегайте солёной напитков и еды. Вы, возможно, думаете, что тибетцы не слышали слово «химия», но это не верно: всё это нам уже давно известно несколько сотню лет. Так вот, о кислотах. Вы не должны имеется продукты, которые содержат кислоту, к примеру лимоны. Говорят, что многие соки не содержат кислоту, но я сам контролировал и убедился в обратном. О еде наподобие всё… Ах да, и рыбу также запрещено.

Помимо этого, практикам туммо рекомендуют носить лёгкую одежду. Мы отправимся срединным путём: не будем через чур кутаться, но и совсем обнажёнными ходить не станем. Особенно принципиально важно не разгуливать голышом под солнцем, по причине того, что его лучи смогут здорово вам навредить. Не следует дремать под тяжёлыми шерстяными либо толстыми пуховыми одеялами, наподобие тех, что так обожают в Германии. Тибетские йогины рекомендуют не разрешать телу через чур перегреваться. К тому же вы не должны поднимать тяжести и дышать с напряжением, к примеру надувать воздушные шары.

До тех пор пока ваша практика внутреннего огня не станет устойчивой, вам лучше избегать конфликтных обстановок. Берегите собственную энергию для лучшего применения. При занятии медитацией туммо чувствительность заметно возрастает, исходя из этого будьте бдительны.

Основная задача пребывает в том, дабы стараться испытать наслаждение и внутренний жар, а после этого объединить это переживание блаженства с мудростью недвойственности. Вы обязательно достигнете для того чтобы уровня практики, что простое дыхание будет приводить к чувству блаженства и приносить удовлетворение как физическое, так и психологическое.

Чем посильнее ваше переживание блаженства, тем больше упрочнений вы должны вкладывать в развитие мудрости, свободной от мыслительных предпосылок. Вот из-за чего вам так нужна энергия, накопленная за счет применения разных медитативных приемов. В случае если энергии кундалини недостаёт, концентрация, ясность и блаженство будут не сильный, исходя из этого нужно задействовать медитации для накопления энергии. Ну а в то время, когда энергии станет всласть, вам по большому счету не пригодятся никакие способы. Вы прекращаете умственные упрочнения и просто парите в бескрайнем просторе созерцания. И тогда уже не имеет значения, чего я вам тут наговорил, поскольку всё это лишь слова. Нужно выйти за пределы слов и самому пережить что-то особенное, а по окончании обретения настоящего опыта вы, кроме того легко оставаясь самим собой, сможете поделиться им с окружающими.

Счастье и недвойственность направляться взращивать не только на протяжении созерцаний, но и в перерывах между ними. Нужно внести внутренний огонь в повседневную деятельность. Применяйте любое переживание мирского удовольствия — каждую конфетку либо глоток утреннего кофе — для усиления осознанного созерцания внутреннего огня в центральном канале. Идёте гулять либо разговаривать, захватите с собой внутренний огонь. Берите его в парк, на пляж либо в горы. Прикасаясь к воде, чувствуйте, что она полна блаженством; глядя на пламя, воображайте, что это пламя туммо; видя свет, усмотрите в нём энергию кундалини.

Всегда, в то время, когда вам на глаза попадаются привлекательные формы, прекрасные цвета, в то время, когда вы чувствуете приятные звуки и ароматы, наслаждаетесь достатком вкуса либо нежностью прикосновения, воображайте, что ещё больше раздуваете внутренний огонь, заставляя его полыхать в центральном канале. Направляйте всю энергию блаженства в пупочную чакру, в том направлении, где в центральном канале горит пламя туммо. Говоря о превращении страсти и сансарного удовольствия в путь к Пробуждению, Тантра не бросает слов на ветер.

Цель медитации внутреннего огня пребывает в повышении удовольствия. Йогин себе: «Мне кроме того удовольствия, которое имеется. Хочется большего. Вот из-за чего я практикую туммо». Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать объединять отцовский нюанс блаженства с материнским нюансом недвойственности, поскольку как раз так усиление блаженства содействует росту мудрости. Вот из-за чего тантрические наставления учат нас не отказываться от удовольствия, а, напротив, применять его. Удовольствие, не преобразованное при помощи мудрости в нектар блаженства, делается ядом. А каждое переживание, которое приносит удовольствие, может стать горючим для внутреннего огня, и вы объединяете эту энергию удовольствия с мудростью недвойственности.

Любой из нас приложив все возможные усилия старается быть всецело радостным. Квартира, дача, машина, вторая — мы покупаем всё это в надежде получить счастье, но всё время что-то упускаем. А упускаем мы или отцовский принцип блаженства, или материнский принцип мудрости. Посмотрите объективно на то, как живёт большая часть людей. Они иногда бывают очень умными и грамотными, получают большое количество денег, вершат судьбами целых государств, в противном случае и континентов, но непохоже, дабы они за всю собственную жизнь сумели соединить хотя бы обыкновенное удовольствие с мудростью.

Тантра соединяет воедино мудрость и блаженство. Вот из-за чего лама Цонкапа, рассуждая об фундаментальных особенностях ума, сказал о единстве относительного и безотносительного. Дабы распробовать внутренний огонь, мы должны постичь это единство и осознать, как соединить мудрость и блаженство. Медитация туммо — это процесс, что учит нас объединять счастье и шуньяту в единое целое. Энергия блаженства имеется шуньята; шуньята имеется счастье.

Мы видим на Западе так много умных людей, которым очевидно недостаёт блаженства. Они выглядят по-настоящему неспокойными. И пускай они семи пядей во лбу, пускай они способны получать удач в ответе огромного числа технических вопросов, их знание остаётся сухим и чисто интеллектуальным, а исходя из этого не приносит им удовлетворения. А другие, хоть и не блещущие умом, но имеющие более практический взор на судьбу, могут радоваться значительно лучше. Тантра пробует привнести интеллект в настоящий опыт и объединить его с энергией блаженства. В то время, когда вам это удаётся, вы искореняете все собственные мирские трудности, ликвидируете все препятствия на пути к удовольствию.

Не забывайте, каждое мгновение нашей жизни может стать созерцанием. В то время, когда мы бодрствуем, всё имеется созерцание; в то время, когда мы дремлем, всё имеется созерцание; в то время, когда мы умираем, всё имеется созерцание. Услышав это, кто-нибудь поразмыслит: «Поразительно! Фантастика! А давайте снимем об этом фильм». Но всё это правда. Тантра — вещь очень глубокая.

Хочется верить, что вы сможете получить переживание внутреннего огня. Самое основное в том, дабы вы вправду затронули что-то в себя. И в то время, когда это случится, я уверен, некое преобразование вправду состоится. Уникальность внутреннего огня в том, что вам не нужно ни во что верить, дабы вынудить его трудиться. Легко следуйте медитативным техникам, и пускай всё идёт своим чередом. Переживания и реализация придут сами собой.

Помните, что тантрические созерцания стадии завершения, наподобие тех, что мы тут изучили, смогут оказать помощь и в достижении реализации на пути Сутры. К примеру, созерцание внутреннего огня ослабляет пристрастие и содействует росту ума бодхичитты. Кое-какие практикующие с удивлением найдут, что, не обращая внимания на недочёт опыта в предварительных практиках, они уже способны испытывать переживания стадии дзогрима.

Я весьма рад, что пришёл ко мне, в собственный дхарма-центр, и передал вам это учение. И пускай большинство из того, что тут было сообщено, — всего лишь безлюдные слова, я весьма старался сделать отечественное общение понятным и плодотворным. В этом столетии мы живём таковой напряжённой судьбой, всё время так заняты, что воистину громадная успех взять шанс изучить наставления ламы Дже Цонкапы. И я радостен видеть, что вы уже пробуете созерцать. Это для меня крайне важно. У нас было не через чур много времени для медитаций, для обретения опыта переживаний, но мы старались приложив все возможные усилия, чему я весьма рад. И не имеет значение, что до тех пор пока мы разобрали не более двадцати страниц комментария ламы Цонкапы.

В случае если будем живы, значит, ещё встретимся. В следующий раз мы детально разберёмся с иллюзорным телом, с йогой сновидений, с переживанием ясного света, с двумя йогами: переселения сознания и переноса ума в второе тело. Эти темы ещё более глубокие и сложные. Вы должны настойчиво трудиться над тем, что успели изучить, и позволяйте молиться, дабы в будущем мы смогли освоить оставшиеся способы из Шести йог Наропы. Не в следующем году, так в следующей судьбе. В случае если честно, я-то сам буду молиться о том, дабы вы взяли эти наставления от настоящего, реализовавшего знание преподавателя, а не от клоуна наподобие меня.

Надеюсь, я не через чур вас запутал. При чего — в случае если будут проблемы с медитацией либо неясности с учением — сходу мне пишите. В противном случае так как я был ленивым учеником; хоть и приобретал эти наставления пара раз, всё равняется имел возможность чего-то забыть либо напутать. В случае если я где-то совершил ошибку, вы должны меня исправить. Присылайте мне собственные вопросы, это и вам, и мне на пользу, поскольку я обучаюсь вместе с вами. Времени у меня большое количество; не думайте, что я так уж занят серьёзными делами. Значительно серьёзнее, что мы с вами трудимся совместно. Не думайте, что я явился ко мне между делом, наплёл вам с три короба, вконец вас запутал и оставил в полном замешательстве. Это не верно. И пускай я звёзд с неба не хватаю, но преданности Дхарме мне не занимать. Возможно, я сам себя дурачу, но я вправду желаю посвятить всю собственную жизнь без остатка служению людям. И пускай я совсем несложный монах, не ринпоче а также не геше, вы должны ощущать, что я с вами, — и это основное.

Дружно мы только что проделали что-то так серьёзное, что сейчас обязательно должны общаться между собой. Лишь не нужно воображать учителя в виде Господа Всевышнего либо чего-то ещё в этом роде. Нам необходимы простые человеческие отношения. Совсем простые, типа: «Привет-привет! Как дела? — Как сердце, не тревожит? — Да наподобие ничего. Ну, будьте здоровы! — И вам не хворать». Надеюсь, вы осознали.

Огромное вам благодарю за жажду сотрудничать и за дисциплину; дисциплина — это принципиально важно. А ещё я весьма рад, что рассмотрел в вас неподдельную любовь, искренность и подлинную доброту. Вам удаётся сочетать широту внешнего проявления данной доброты с достатком её внутреннего содержания, так что, думаю, вы в обязательном порядке добьётесь успеха. Ещё раз огромное вам благодарю. «Я посвящаю всю вашу энергию…», но, даже в том случае, если мы не посвятим, карма об этом позаботится. Крайне полезно иметь это намерение пожертвовать вторым, желание отдавать. Я доволен тем, что вы делаете, так что не останавливайтесь на достигнутом. Даруйте собственную любовь, делитесь собственной мудростью, раздавайте собственное достаток, поддерживать друг друга чем лишь имеете возможность. Живите между собой в согласии, дабы являться примером мира, любви, мудрости и сострадания.

Радуйтесь своим удачам в практике, а в жизни ограничивайтесь малым. Не предъявляйте чрезмерных требований к собственному духовному росту и ни за что не думайте, что уже опоздали. И смерти не страшитесь. Когда вы почувствуете опыт созерцания, вам кроме того смерть покажется пустяком. Смерть стоит того, дабы жить и наслаждаться. Кроме того если вы на следующий день собрались умирать, у вас ещё имеется огромное сейчас, дабы прожить его праведно, сохраняя кристальную чистоту и оставаясь радостным человеком. И раз уж мы стараемся внести в нашу жизнь осознанное наслаждение и чистую эйфорию, раз мы пробуем вырваться из цепких лап страха, самое основное для нас — созерцать. В то время, когда вы реализуете внутренний огонь, прекрасно будет не только вам — так как вы ещё сможете приносить пользу и вторым.

Вот Миларепа, к примеру, тот по большей части практиковал. Он не через чур многому обучался и не через чур многих учил в собственной жизни; он больше медитировал. Я уверен, что и у него были обязательства просматривать молитвы и делать ритуалы, но в то время, когда он удалился в горы, то не забрал с собой никаких книг. Его обязательство было у него в сердце. Наступает время, в то время, когда выходишь за пределы молитв, за пределы слов по большому счету. Внутренний огонь — не для начинающего, что ещё не наигрался в молитвы и слова. В то время, когда занимаешься туммо, ритуал теряет собственную значимость, а по-настоящему ответственным делается проникающая концентрация. В этом всё дело. Жизнь Миларепы — красивое тому подтверждение. Он добился успеха, он достиг блаженства. Старайтесь быть похожими на Миларепу, пускай вашим идеалом станет лама Цонкапа. Они собственное дело сделали, очередь за нами!

«Пускай через все падения и взлёты нашей жизни мы пронесём памятование об а-тунге. Для всех страдающих живых существ, отечественных драгоценных матерей, пускай мы достигнем реализации внутреннего огня, йоги практики и иллюзорного тела ясного света, как этого достигли Миларепа и лама Цонкапа».

Приложения

Приложение 1

Перечень тибетских слов с транслитерацией

бардо bar do
Басо Чогьен Basochosrgyan
Бутон (Ринчендруп) Ви ston tin chen grub
Вангчуг Менкхангпа dBang phyugs sMan khangpa
Гампопа sGam po pa
Ганден dGa’ldan
гелуг dgelugs
Ген rGan
Ген Джампа Вангду rGan byams pa dbang ‘dus
Геше Джампа Тхегчог dGe bshes byams pa theg mchog
Гешелама Кончог dGe bshes bla ma dkon mchog
Геше Лобсанг Доньё dGe bshes bio bzang don yod
Геше Нгаванг Ген дун dGe bshes ngag dbang dge ‘dun
Геше Норбу Дордже dGe bshes nor bu rdo rje
Геше Лхундруб Сопа dGe bshes Ihun grub bzod pa rin po
Ринпоче che
Геше Таши Церинг dGe bshes bkra shis tshe ring
Геше Тинлей dGe bshes ‘phrin las
Дамчо Гьялцен Dam chos rgyal mtshan
Джампапел Byams pa dpal
Джампа Тхинлей Byams pa ‘phrin las
Джампел Ньингпо ‘Jam dpal snying po
Джамчен Чойдже Byams chen chos rje
Дже Пабонгка Ринпоче rJe Pha bong kha tin po che
Дже Цонкапа rJe Tsongkhapa
Джигген Сум гон ‘Jig rten gsum dgon
Дильбупа Dtil bu pa
Дордже Кхандро rDotjemkha’ gro
Драгпа Вангчуг Grags pa dbang phyugs
Дригунгпа ‘Brigungpa
Дромтонпа ‘Brom ston pa
Еше Гьялцен Ye shes rgyal mtshan
Еше Тензин Ye shes bstan ‘dzin
Сонг Ринпоче Zong rin po che
йидам yi dam
кагью bka’ brgyud
калам bka’gdatns
Келсанг Тензин sKal bzang bstan ‘dzin
Кирти Ценшаб Ринпоче Ki rti’i mtshan zhabs tin po che
Кун га Гьялиен Кип dga’ rgyal mtshan
кунда табу чан геем кип da Ita bu byangsems
Кхедруб Дже mKhas grub rje
Кхенпо Цултрим Гьяцо mKhan po tshul khtitns tgya mtsho
Кхенсур Лобсанг Тхарчин mKhan zur bio bzang mtharpyin
Кьябже Л инг Дорджечанг sKyabs rje gling tin po che
Кьябдже Триджанг sKyabs rje khri byang rdo rje ‘chang
Дорджечанг
лама Тензин Осэл Ринпоче Bla ma bstan ‘dzin ‘od gsal tin po che
лама Тубтен Еше Bla ma thub bstan ye shes
лама Тубтен Сопа Ринпоче Bla ma thub bstan bzodpa tin po che
ламкьи мангдо lam gyi rmang rdo
ламрим lam rim
направляться Дондруп Bio bzang don grub
Лобсанг Драгпа Bio bzang grags pa
Лобсанг Чокьи Гьялцен Bio bzang chos kyi rgyal mtshan
лун г lung
Лунгток Ринпоче Lung rtogs tin po che
Лхаса Lhasa
Марпа Mar pa
Me Mes
М иван г Драгпа Гьялцен Mi dbang grags pa rgyal mt shan
Миларепа Milaraspa
монлам ченмо smon lam chen mo
нада nada
Нарочодрук Naro chos drug
Н гаванг Джампа Ngag dbang byams pa
Н гаванг Джигдол Ngag dbang ‘jigsgrol
Нгаванг Тенпа Ngag dbang bstan pa
Нгок rNgog
Нгоктон rNgog ston
нгондро sNgon ‘gro
ньингма rNying та
Олкха ’01 kha
Пабонгка Дечен Pha bong kha bde chen snying po
Ньингпо
Пагмо Друпа Phag mo gru pa
Падма Дордже Pad ma rdo rje
Панчен-лама Pan chen bla ma
Речунгпа Ras chung pa
Сакья Saskya
Сакья Пандита Sa skya пандита
Сакья Тридзин Sa skya khri ‘dzin
Самтен Чопхел bSam gten chos ‘phel
Сангье Еше Sangs rgyas ye shes
Сера Sera
Сонам Вангпо bSod nams dbang po
Сонам Сенге bSod nams sengge
тигле thig le
Триджанг Ринпоче Khri byang rin po che
туммо gtum mo
тхангка thang ka
Тубтен Сампхел Thub bstan bsam ‘phel
Цонкапа Tsong kha pa
Цур (линия) mTshur (brgyud)
Цуртон mTshur ston
ца-ца tsha tsha
Чокьи Дордже Chos kyi rdo rje
Яншева Yang brtse ba
Янгце Ринпоче Yang rise rin po che

Приложение 2

Структура произведения Цонкапы Обретение трёх воззрений

Ваш смысл жизни зависит от вашего символа зодиака


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: