Но между наукой и религией есть различия.

Концепции современного естествознания

А. С. Кусков, А. Д. Барышева, А. В. Скорик

Шпаргалка по концепциям современного естествознания

НАУКА КАК ФЕНОМЕН ПОЗНАНИЯ

Наука(от греч. episneme – «знание», лат. scientia – «знание») – сфера деятельности, направленная на осмысление и добывание знания.

Особенность научных знаний содержится в глубоком проникновении в сущность явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, в то время, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – неспециализированная и нужная связь между ними, что разрешает растолковать, из-за чего данное явление протекает так, а не в противном случае, угадать предстоящее его развитие.

Яркие цели науки – описание, предсказание и объяснение явлений и процессов действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки значительно отличается от языка вторых форм культуры, искусства большей строгостью и чёткостью.

Наука – это мышление в понятиях. Центральное место в науке занимает критерий рационального освоения мира. Наука имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные догадки, обобщающие теории, основные и частные законы, и способы изучения.

Научное познание основывается на целом последовательности правил.

В большинстве случаев выделяются следующие правила, лежащие в базе научного понимания действительности. Первый – это принцип объективности, означающий признание факта существования свободного от его сознания и человека возможности и внешнего мира его познания.

Второй принцип – принцип причинности, либо, говоря строго научно, принцип детерминизма, свидетельствует утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Беспричинных явлений не бывает, равно как не бывает событий, не влекущих за собой каких-либо следствий.

Следующий серьёзный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет суть и принимается научным сообществом только тогда, в то время, когда оно доказано.

Ключевую роль в научном познании играется принцип системности. В его рамках любое явление понимается как элемент сложной совокупности. Причем эта сообщение такова, что совокупность в целом не есть арифметической суммой собственных элементов. Совокупность представляет собой более сложное и значительное явление. Наука исходит из того, что в ней не может быть полных истин. Несоответствие ранее утвержденных истин настоящему положению дел преодолевается благодаря принципу критичности, лежащему в основании научного знания.

Объективное знание есть условием людской свободы, оно освобождает человека от той ограниченности, которая обусловлена принадлежностью человека к роду, исторической эре, конкретной культуре, языку, жизненному личному опыту. Вместе с тем значимость и достоинство науки для человечества смогут оборачиваться и недочётами. Сейчас мысль неограниченной свободы изучений, которая была, непременно, прогрессивной, уже не имеет возможности приниматься безоговорочно, не учитывая социальной ответственности. Наука не всегда осознает собственную ограниченность в качестве средства постижения мира. Свободная безответственность при нынешних возможностях науки возможно чревата тяжелыми последствиями для человечества и человека. Осмысление специфики научного знания так же, как и прежде остается актуальной задачей.

Религия и НАУКА

религия и Наука являются фундаментальные области культуры, типы мировоззрений, взаимодействующих между собой.

религии соотношения и Понимание науки в течение продолжительного времени сводилось к тому, что они трактовались как диаметрально противоположные, взаимоотрицающие явления. знания соотношения и Проблема веры решалась в рамках оценки религии как низшего вида знания, которое с развитием науки обречено на исчезновение. Но в действительности отношения между научным и религиозным типом миропонимания значительно сложнее. научное знание и Религия стали рассматриваться как разные и правомерные формы духовной активности человека.

Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного метода миропонимания пересекаются между собой. Наука не представляет собой полностью объективизированное знание. Человечеству, не обращая внимания на научный прогресс, не дается и сейчас восприятие целостности мироздания.

В науке существуют структуры, каковые выводят знания, принимаемые на веру в качестве теорем тех либо иных научных теорий. Религиозные совокупности – это также не только своды положений, апеллирующих к вере, но и кое-какие обобщения, опирающиеся на доказательность и аргументацию. Религиозное мировосприятие имеет собственный верховный уровень – теологию, где под установки вероисповедания подводится базис доказательства и рационального обоснования.

Но между религией и наукой имеется различия.

Наука не исходит из полных истин, науке характерен критический взор на то, что происходит в ее поле. Давление новых доказательств может привести к пересмотру прошлых положений. Источником религиозности есть не объективная действительность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку более чем (от Всевышнего). Откровение не подвергается критической рефлексии, оно есть высшей, безотносительной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не имеет возможности представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу людской существования, отвечает на предельные вопросы, которые связаны с безотносительными совершенствами.

Наука также сталкивается с проблемой абсолютов, но они уходят в бесконечность, которой нет границ и конца, раздвижение пределов познания не сокращает мир непознанного, это стимулирует предстоящее освоение действительности.

В религии абсолют выступает миром должного, совершенного, задающего бытию человека смыслообразую-щие компоненты.

Наука изучает сущее, религия – мир должного.И наука, и религия отвечают на серьёзные вопросы людской судьбе, но религия дает ответы и на те вопросы, на каковые пока не дает ответ наука.

религия и Наука не противоположны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного и инстинктивно-этического способов освоения мира.

И до тех пор пока имеется пределы научного познания, будет место религиозному мировосприятию, исходящему из всеохватности и целостности мира. Научное развитие разрушает классические установления, но открывает новые возможности, среди них и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще громадными глубинами непознанного и остающегося для людской разума «тайной», что формирует поле для религиозного мироощущения.

Отличие между наукой и религией


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: