Но в действительности мысль появляется и исчезает, после чего на мгновение есть пространство перед тем, как появится и исчезнет следующая мысль.

Иллюстрация 2

Тут мы задаем вопрос: “Куда исчезает эта идея?” Увидьте, что имеется пространство, куда исчезает эта идея, перед тем как появляется следующая идея. Оставайтесь в пространстве между двумя мыслями.

Пространство

Появляется

Мне нравится моя работа

Исчезает

Пространство

Появляется

Я ненавижу мою работу

Исчезает

Пространство

Появляется

Пространство между двумя мыслями возможно разглядывать как “неявный порядок” Бома, а сами мысли возможно разглядывать как “явный порядок” Бома. Мы задаем себе вопрос: “Куда исчезает эта идея?”, так как мы ищем основополагающее единство. Тартанг Тулку, узнаваемый буддистский преподаватель, говорит об этом так:

“По мере того как вы замечаете движение собственных мыслей, весьма чутко высматривайте момент, в то время, когда стихает одна идея и появляется вторая. Данный переход весьма стремительный и узкий, но в нем на мгновение доступно пространство, с которым вы имеете возможность войти в контакт и увеличить его. Этому пространству характерна открытость, свобода от простого сбивчивого и различающего мышления.” (Тулку, 1977:58; русский перевод 1994:74)

Волнообразная картина в иллюстрации напоминает об одном из центральных вопросов, что не давал спокойствия квантовой физике в 1920-х годах: из чего состоит материя (электроны), из частиц либо из волн? она по-видимому состоит и из того, и из другого. В первой половине 20-ых годов XX века физик Де Бройль внес предложение революционную концепцию, что электроны владеют двойной природой: что они смогут быть и волнами, и частицами. В данной иллюстрации исчезновения мыслей и процесс появления выглядит волнообразно, но необходимо еще подметить, что в то время, когда вы сливаетесь с какой-то мыслью либо чувством, она делается больше похожей на часть (ицу). В традиции йоги, “Йога-сутры” Патанджали обрисовывают мысли как волны:

“Патанджали определяет идея как волну (вритти) в уме. В большинстве случаев мысле-волна подымается, остается в уме на мгновение, а после этого стихает, и за ней идет следующая волна.” (Айшервуд, 1953:121–122)

В это книге я отделяю окончание слова “части (цы)”, по причине того, что в психотерапевтических кругах говорят: “У меня имеется часть , которая…” Как мы подробнее обсудим в четвертой и пятой главах, часть отделена от основополагающего целого. Тут “части (цы)” это части, каковые без квантовой линзы кажутся отдельными от целого. Потому, что, как утверждает Бом, “все части соединены с целым”, я буду применять слово “части (цы)” для обозначения психотерапевтических “частей ”. В то время, когда что-то считается отдельным от целого, оно делается более жёстким, более определенным, более фиксированным, и больше похожим на часть, с границами, отделяющими его от целого.

Так как последние изучения в квантовой физике информируют нас, что материя, энергия, время и пространство в собственной базе однообразны, то их возможно разглядывать как волны, как частицы, либо как частицы и волны в один момент. В книге “Философский камень” Ф. Дэвид Пит пишет:

“Единственный мыслимый вывод был в том, что электроны ведут двойную шизофреничную жизнь. Создайте опыт, что ожидает поведения электрона как частицы, и он будет вести себя как частица. Создайте опыт, что ожидает волну, и он будет вести себя как волна.” (Пит, 1991:12)

Разумеется, наблюдатель формирует итог, будет электрон частицей либо волной. Для целей этого раздела, мысли и эмоции возможно разглядывать в их волновой форме. В главе 5 мы исследуем их в форме частиц.

Мы можем прокатиться на мысли, как на доске по волне, и она принесет нас обратно в пространство между двумя мыслями—в неявный порядок. Увидьте, что это пространство ни при каких обстоятельствах не изменяется, совершенно верно так же очень не изменяется неявный порядок. Переживание на опыте пространства между двумя мыслями —это еще один метод, которым вы имеете возможность начать ощущать, чувствовать, волноваться на опыте постоянство и удобство основополагающего квантового единства, к тому же, как вы привыкнете замечать, а не всецело отождествляться, с содержимым вашего ума.

Вопрос этого упражнения к тому же требует от вас поделить объект и субъект, дабы дать ответ на вопрос. Вам необходимо отделиться от мысли, дабы смотреть за ней, подметить, в то время, когда она заканчивается либо исчезает, и начинается следующая идея. Это разделение машинально сокращает ваше отождествление с мыслью. Из-за чего полезно отделять субъект от объекта? Из-за чего полезно обучиться замечать? По причине того, что все, с чем вы отождествляетесь, может вас ограничивать.

Само собой разумеется, имеется очень многое, в чем вы не против быть ограниченным: вы радуетесь тому, что предпочитаете определенные типы дам либо мужчин, и не испытываете это как ограничение. Однако многие отождествления смогут приводить к некоторому неудобству. К примеру, потому, что природа ума—постоянные колебания (передум ывать—природа ума!), объект ваших отождествлений может изменяться так скоро, что вы в итоге горько стонете: “Я не знаю, чего желаю!” То вы любите собственную работу, то нет. Семь дней вы довольны собственными отношениями с другим человеком, на следующей вы неугомонны и обиженны. Если вы сейчас влюбились по уши, то вы понимаете, что уже через месяц у вас будут другие эмоции. Колебания, каковые мы испытываем в отечественном мышлении, чувствовании, в отечественных физических реакциях, бывают головокружительных масштабов. Единственным источником постоянства, дающим непрерывности и чувство равновесия, возможно данный наблюдатель, это свидетельствующее присутствие, которое неизменно тут.

Имеется идея, неспециализированная для всех людей в какой-то момент судьбы—“я опасаюсь”. Быть поглощенным мыслью-эмоцией “я опасаюсь” свидетельствует отождествиться с ней, сообщить: “Да это я—я опасаюсь”. В большинстве случаев одна идея о страхе ведет за собой цепочку таких мыслей:

“Я опасаюсь, что утрачу работу”

“Я опасаюсь, что у меня будет мало денег”

“Я опасаюсь, что заболею раком”

“Я опасаюсь, что она (он) бросит меня и я останусь один (одна)”

В то время, когда вы замечаете появление первой мысли и задаете себе вопрос: “Куда исчезает эта идея?”, вы возможно найдёте, что на ум приходят истоки истории вашей жизни:

“Я ни при каких обстоятельствах не имел возможности удерживаться на работе… кроме того в то время, когда ребёнком подрабатывал по мелочам… мой папа постоянно говорил, что у меня нет настойчивости.”

В то время, когда сюжет истории ясен, осознайте что по сути дела вы сообщили себе: “Это я—у меня нет настойчивости—я как раз таковой.”

Единственное, что дает мысли силу как-то оказывать влияние на вас—это то, что вы с ней отождествляетесь. Идея “у меня зеленая кожа” не повлияет на вас, по причине того, что это так разумеется не вы, ей не за что зацепиться. Наоборот, идея “у меня нет настойчивости” имеет для вас зацепку в прошлом опыте. Как психотерапевтический процесс, отождествление похоже на клей: в то время, когда вы его используете, вещи (мысли, эмоции, ощущения) к вам прилипают.

На семинаре один обучающийся увидел по окончании исполнения этого упражнения: “В том месте выяснилось так много пространства, что слова не имели особенного смысла. И перед тем как я имел возможность задать вопрос о мысли, она пропадала и оставалось пространство. Это необычно, по причине того, что я не имел возможности отыскать в памяти эту идея, лишь пространство”. Второй обучающийся сообщил на семинаре: “Сейчас вещи уже не так много означают”.

При исполнении упражнений первого уровня, вы создаете себе возможность взять новый опыт не-отождествления, момента не-приклеенности, пустоты либо открытости, момента переживания тишины. Переживание пустоты, из которой все появляется и в которую все исчезает—это начало квантового сознания.

Квантовое упражнение 3

Отделение наблюдателя от замечаемого

Откуда появляется эта идея?

В то время, когда появляется идея, задавайте вопросы: “Откуда появляется эта идея?”

В то время, когда мы всегда спрашиваем себя: “Откуда появляется эта идея?”, мы не так долго осталось ждать определим, что идея появляется и исчезает, и что имеется пространство по окончании каждой мысли.

Это квантовое упражнение похоже на прошлое, “Куда исчезает эта идея?”. В прошлом упражнении нас просят отыскать безлюдное пространство по окончании появления мысли. В этом упражнении нас просят подметить безлюдное пространство (непроявленность) до появления мысли. Один участник семинара задал вопрос меня: “Для чего так много похожих упражнений, поскольку в действительности необходимо лишь одно.” Я ответил: “Не каждое упражнение сработает для каждого, среди них и для вас. В то время, когда я предлагаю меню, вы имеете возможность выбрать те, каковые действуют, и отбросить остальные.” Я сообщил не в серьез: “Сегодняшнее особенное блюдо—куда эта идея исчезает, гарнированное свидетелем и сдобренное неявным порядком.”

Много лет назад я трудился с Нисаргадаттой Махараджем, индийским преподавателем. Он задал вопрос даму, которая записывала на магнитофон материалы для новой книги: “Как будет именоваться моя следующая книга?” Она ответила: “За пределами сознания.” Он сообщил: “Нет, “До сознания”. Выясните, кто вы до вашей последней мысли, и оставайтесь в том месте.”

“Откуда появляется эта идея?” возвращает нас в это пространство, так что мы можем замечать исчезновение и появление каждой мысли.

Вы просыпаетесь утром; в сознание приходит идея называющиеся: “Я прекрасно себя ощущаю”, и свидетель говорит: “Это я”. Тогда ваш ум начинает выдвигать обстоятельства, по которым вы прекрасно себя ощущаете: “Я прекрасно себя ощущаю, по причине того, что я большое количество поспал; я прекрасно себя ощущаю, по причине того, что мало дремал; я прекрасно себя ощущаю, по причине того, что медитировал утром; по причине того, что большое количество съел на ужин; по причине того, что мало съел на ужин.” Около 12 часов дня приходит идея, которая говорит: “Я устал”, и вы отвечаете: “Это я”. “Для чего мне идти на работу? Такая тоска зеленая. Само собой разумеется, я через чур много дремал”, либо каждая вторая последовательность событий. Звучит знакомо? Идея появляется и исчезает, и имеется пространство. Вот так идея устроена—появляется и исчезает, и имеется пространство.

Цель этого квантового упражнения—возвратить вас в пространство между мыслями. Если вы с чем-то отождествляетесь, оно может вас ограничивать. “Мне нравятся светло синий рубахи, мне нравятся красные рубахи, мне нравятся высокие дамы, мне нравятся низкие дамы”, что бы это ни было. Во что бы вы ни верили, оно может вас ограничивать, либо возможно сообщить, все, с чем вы отождествляетесь либо к чему привязаны, в итоге может привести к деланному выводы и ограниченному восприятию себя.

В словаре Вебстера созерцание определяется как “разглядывать либо наблюдать на что-то с постоянным вниманием, вдумчиво замечать, обдумывая либо думая.” В данной книге, в то время, когда я использую слово “созерцать”, я имею в виду “разглядывать и обдумывать ”.

Квантовое созерцание

Посмотрите в собственный опыт и спросите себя: “Кто это постоянно наблюдает мой ум? Кто это постоянно присутствует, замечая?” Ответ—“Я”.

На вопрос: “Откуда появляется эта идея?” нет ответа. Но увидьте, что происходит, в то время, когда вы задаете данный вопрос, и ищете пространство, из которого появилась идея. Куда появляется эта идея? В случае если приходит идея, которая говорит: “Я не осознаю”, вы сразу же рассказываете: “Это я. Это я, по причине того, что я не осознаю. Я ни при каких обстоятельствах ничего не осознавал”—так было со мной. Польза в том, что чем больше вы имеете возможность замечать себя, тем больше расстояния образуется между вами и мыслью. Это начинает улучшать свойство выбирать собственные отождествления, а не появиться машинально в быстринах вашего ума. Наблюдение дает вам рычаг либо клин между вами и вашим умом.

В то время, когда я в первоначальный раз трудился с женатой парой, супруга прекратила допрашивать мужа, взглянуть на меня и сообщила: “Я стараюсь придумать, что бы сообщить—я постоянно стараюсь придумать, что бы сообщить.” Я увидел: “Это сюжет твоей жизни”, и она ответила “Да”. К ней приходила идея: “Я обязана что-то сообщить”, и она отождествляла её с собой. После этого он проводила целый собственный внутренние размышления о том, как и из-за чего она ни при каких обстоятельствах не знает, что сообщить. Для нее было бы нужным процессом задавать вопросы: “Откуда появляется эта идея?” “Я ощущаю ужас начать сказать?” Спросите себя: “Откуда появляется эта идея?”

Имеется идея называющиеся “Я опасаюсь”, в то время, когда вы в первый раз пришли к мысли “Я опасаюсь”, вы отождествились с ней и сообщили: “Это я”. После этого внезапно ваш ум сообщил: “Я опасаюсь, по причине того, что у меня не хватает денег”, “Я опасаюсь, по причине того, что мои отношения с ней безнадежно сломаны”, “Я опасаюсь, по причине того, что —“, что бы это ни было. Когда вы отождествляетесь с какой-то мыслью, вы приобретаете все связанные с ней психо-эмоциональные реакции, к примеру “Я опасаюсь”. И ваш ум может дать вам тысячу предлогов опасаться.

Практика

Дабы начать экспериментировать с этим упражнением, весьма мягко разрешите глазам закрыться. Любой раз, в то время, когда проходит идея, задавайте вопросы себя: “Откуда появляется эта идея?”

Квантовое упражнение 4

В то время, когда появляется идея, задавайте вопросы себя: “Кому появляется эта идея?” Вы возможно ответите “Мне”. Тогда задавайте второй вопрос: “Кто данный я ?”

“Удерживайте внимание на обнаружении источника “я”- мысли, задавая вопросы при появлении каждой мысли, кому появляется эта идея. В случае если ответ—“Я приобретаю идея”, продолжайте, задавая вопросы: “Кто данный “Я”.” (Годмэн, 1985)

Это напоминает старый индийский подход спрашивания себя: “Кто я?”. Я занимался этим спрашиванием некое время и приобретал все больше ответов, каковые я позже разглядывал. Спрашивание: “Кто данный я?” переместило меня от состояния “быть” мыслями—к наблюдению мыслей.

Замечайте ваш опыт и повторяйте это процесс с каждой новой мыслью. Подмечайте, как подымается и опускается вдыхаемый воздушное пространство, тогда как вы подмечаете исчезновение и возникновение мыслей. С возникновением каждой новой мысли задавайте вопросы: “кому появляется эта идея?”, приобретайте ответ “Мне”, и задавайте вопросы: “Кто данный я?”

Еще вы имеете возможность весьма действенно делать это упражнение с другим человеком. В то время, когда вы комфортно сели приятель наоборот приятеля, один человек начинает с того, что информирует идея—к примеру, “Мне это упражнение думается таким необычным. Хочется выйти.” Партнер говорит: “Кому появляется эта идея?” Первый конечно отвечает: “Мне”. “А кто данный я?”—задаёт вопросы партнер.

Цель этого упражнения—начать ощущать отличие между “мимолетными я”—изменчивыми ролями, которые связаны с различными мыслями, — и успокаивающим присутствием наблюдателя, что неизменно тут, смотрит за умственным парадом. Без наблюдателя большая часть из нас проходят через ежедневные кувыркания туда-сюда среди волн отечественных мыслей. По окончании гребня каждой волны мы попадаем во власть следующей.

Пример: мой будильник звонит в один раз утром, как в большинстве случаев, в семь утра. Моя первая идея—“Я устал, я не желаю идти на работу”. Я мгновенно отождествляюсь с данной мыслью. По сути, я говорю себе: “Это я —я устал и не желаю идти на работу.”

По окончании завтрака приходит идея: “Ожидаю не дождусь сообщить Джеку о моей новой идее перестройки программы обучения”. Происходит то же мгновенное отождествление. “Это я —у меня прекрасная мысль”. Внезапно я ощущаю себя полным энергии и сил, радующимся по поводу моей работы.

Вот 10:30 утра и приходит идея: “Мне скучно, для чего я выбрал эту профессию?” Врывается не выраженное в словах отождествление—“Это я —мне скучно на моей работе.” К полудню я думаю: “Я с нетерпением ожидаю моей встречи со Светой—она так воодушевляет при дискуссии проблем и новых идей.” Неявная сторона данной активности та же, что и во всех других примерах: “Это я —я с нетерпением ожидаю поболтать со Светой.”

На следующее утро я просыпаюсь и наблюдаю на мою жену, которая лежит рядом со мной. Приходит идея, которая говорит: “И для чего мне эта сообщение?” мгновенно отождествляюсь с данной мыслью: “Это я —я желаю прекратить эти отношения”… “Мне не требуется было жениться”… “У меня имело возможность бы быть столько свободы”. На протяжении завтрака мне выясняется приятно поболтать с женой. Я думаю: “Это так меня поддерживает; мне нравится постоянство.”

На протяжении моего утреннего перерыва, мимо по коридору проходит привлекательная особа, и я думаю: “Хотелось бы с ней встретиться,” а после этого, “может, лучше было оставаться холостым… я имел возможность бы делать как раз то, что желаю…”

Звучит до скуки знакомо?

Суть этого примера—разрешить почувствовать, как ум, так сообщить, неизменно передум ывает. В то время, когда мы отождествляемся со всеми что попало мыслями, мы катаемся на эмоциональных американских горках. Обучение замечать и свидетельствовать оставляет меньше суматохи в повседневной судьбе. Ум порождает собственный гейзер всегда изменяющихся потребностей, точек зрения, и требований, но ВЫ, замечающий за умом, выработаете равновесие. Вместо рывков на американских горках в течение дня, вы начнете скользить по спокойной воде.

Имеется ли ответ на вопрос “Кто данный я?” Нет. Суть упражнения в том, дабы вы перешли от простого скоротечного переживания, быть субъектом, отождествляющимся со всеми что попало изменчивыми состояниями (“Я ничего не стою”), к менее привычному переживанию себя как замечающего присутствия. Переживание “я”—которое в большинстве случаев так личное, так субъективно, так привязано—делается более объективным и начинают уменьшаться сильные эмоции отождествления.

Во втором квантовом упражнении мы обучились волноваться на опыте пространство либо вакуум между двумя мыслями. Тут вы учитесь волноваться себя как отдельного от появляющегося и исчезающего в уме.

Практикуя упражнения первого уровня, в которых вы учитесь волноваться на опыте пространство (неизменный неявный порядок) между отождествлениями и вашими мыслями (всегда изменяющийся явный порядок), вы имеете возможность начать испытывать чувство равновесия, а не качаться на волнах вашего всегда изменяющегося ума.

По окончании того как я некое время занимался наблюдением собственных мыслей, я отправился к моему преподавателю, Нисаргадатте Махараджу, и сообщил: “Мне думается, что я все больше думаю, по мере того как я замечаю уход и приход всех этих мыслей. Я что, думаю больше либо замечаю больше?”

Он ответил: “Ты больше замечаешь, и исходя из этого ты больше поймёшь больше собственных мыслей. Вследствие этого чувствуется неудобство. Это всего лишь этап развития.”

Я сообщил: “Это продолжительный этап!”

Все, во что вы верите по поводу себя, ограничивает. Я прекрасно себя ощущаю, я мерзко себя ощущаю, я через чур большой, я ненавижу себя, я не справлюсь, у меня не получаются родные отношения, — все эти мысли мы переживаем как отдельные психо-эмоциональные состояния с отдельными волнами эмоций, ощущений, и чувств. Но на квантовом языке любая идея—частица энергии, окруженная пространством, и, как говорилось раньше, её возможно пережить на опыте как волну энергии, появляющуюся из пустоты и исчезающую обратно. Само слово “квант” происходит от слова “quanta”, пакет энергии. Подобно каждое переживание похоже на пакет энергии. Как раз исходя из этого мы можем волноваться мысли, эмоции, эмоции с таковой “силой энергии”. В случае если мы посмотрим через отечественную квантовую линзу, то мы заметим, что все частицы и волны выглядят одинаково. На психотерапевтическом уровне значение данной квантовой действительности в том, что все колеблющиеся эмоциональные и психотерапевтические состояния (части (цы) либо волны), каковые мы переживаем на опыте как такие разные, в конечном итоге не отличаются в собственной базе. В той степени, в которой мы отождествляемся с этими состояниями (либо частицами-волнами), как с различными явлениями, мы переживаем спады и эмоциональные подъёмы.

Один участник семинара увидел: “Помой-му я замечал и по большей части перешел в пространство, были какие-то мысли, но я не имел возможности обращать на них внимание. Я не сосредоточивался на них, а был как бы за их пределами.” Второй обучающийся сообщил: “В то время, когда я использую данный подход, я подмечаю, что ритм моих мыслей замедляется. Это изменение чуть заметно, но я вправду испытываю отстраненность от мысли и внутреннего опыта.”

Квантовое упражнение 5

Из-за чего МУЖЧИНА ИСЧЕЗАЕТ И ВОЗВРАЩАЕТСЯ? Из-за чего МУЖЧИНА Исчезает, ПЕРЕСТАЕТ ЗВОНИТЬ?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: