Ночь, улица, фонарь, аптека,

Александр Александрович Блок

Лирика

Вопросы с развернутым ответом:

1. В чём особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока?

2. Какие конкретно трансформации претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока различных лет?

3. Из-за чего в стихах о России А.А. Блок обращается к историческому прошлому Отчизны?

4. Какой предстаёт революционная Российская Федерация в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

5. В чем противоречивость отношения А.А. Блока к революции? (По поэме А.А. Блока «Двенадцать».)

6. Какое развитие в поэме А.А. Блока «Двенадцать» находит мотив «ужасного мира», характерный для лирики поэта?

7. В чем сходство и в чем различие образа Отчизны в лирике А.А. Блока и С.А. Есенина?

Вопросы к выделенному фрагменту:

О, я желаю безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

Пускай душит судьбе сон тяжелый,

Пускай задыхаюсь в этом сне, –

Возможно, парень радостный

В будущем сообщит обо мне:

Забудем обиду угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель его?

Он целый – дитя хороша и света,

Он целый – свободы торжество!

e Как именуются эмоциональные, не требующие ответа вопросы, обращения и восклицания («Несбывшееся – воплотить!»; Забудем обиду угрюмство – разве это // Сокрытый двигатель его?»)?

e Каким размером написано стих А.А. Блока?

e Как вы осознаёте суть первой строки стихотворения А.А. Блока «О, я желаю безумно жить…»?

e В творчестве каких русских поэтов звучат исповедальные мотивы и как их произведения возможно соотнести со стихотворением А.А. Блока?

e Укажите термин, которым обозначают стилистический прием, заключающийся в однообразном начале строчков и два раза употребленный поэтом («Пускай душит судьбе сон тяжелый, // Пускай задыхаюсь в этом сне…»; «Он целый – дитя хороша и света, // Он целый свободы – торжество!»).

e К какой жанрово-тематической разновидности лирики, затрагивающей вечные вопросы бытия, относится стих А.А. Блока?

…Вдаль идут державным шагом…

– Кто еще в том месте? Выходи!

Это – ветер с красным флагом

Разыгрался в первых рядах…

в первых рядах – сугроб холодный,

– Кто в сугробе – выходи!..

Лишь бедный пес голодный

Ковыляет сзади…

– Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Ветхий мир, как пес паршивый,

Провались – поколочу!

…Скалит зубы – волк голодный –

Хвост поджал – не отстает –

Пес холодный – пес безродный…

– Эй, отзовись, кто идет?

– Кто в том месте машет красным флагом?

– Приглядись-ка, эка тьма!

– Кто в том месте ходит беглым шагом,

Хоронясь за все дома?

– Все равно тебя добуду,

Лучше сдайся мне живьем!

– Эй, товарищ, будет худо,

Выходи, стрелять начнем!

Трах–тах–тах! – И лишь эхо

Откликается в зданиях…

Лишь метель продолжительным хохотом

Заливается в снегах…

Трах–тах–тах!

Трах–тах–тах!..

…Так идут державным шагом –

Сзади – голодный пес,

в первых рядах – с кровавым флагом,

И за метелью невидим,

И от пули невредим,

Ласковой поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

в первых рядах – Исус Христос.

(А.А. Блок, «Двенадцать».)

e Как вы осознаёте суть финала «Двенадцати»?

e В финале фрагмента (и всей поэмы) появляется резкое противопоставление образов («сзади – голодный пес… – в первых рядах Исус Христос»). Как именуется такое противопоставление?

e Укажите город, являющийся местом действия поэмы «Двенадцать».

e Как именуется прием очеловечивания явлений природы, придающий авторским описаниям особенную ясность («Лишь метель продолжительным хохотом // Заливается в снегах…»)?

e Как именуется поэтическое течение, одним из броских представителей которого в 1910-е годы являлся А.А. принципы и Блок которого частично нашли собственный отражение в поэме «Двенадцать»?

e В каких произведениях русских писателей изображены «будни» революции и в чем эти произведения смогут быть сопоставлены с поэмой А.А. Блока «Двенадцать»? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

e Укажите наименование средства художественной изобразительности, представляющего собой эмоционально-оценочное определение («Ласковой поступью надвьюжной»).

e Какой прием применяет создатель, характеризуя ушедшую эру («Ветхий мир, как пес паршивый, провались…»)?

e Как именуется многозначные обобщенные образы, являющиеся серьёзным элементом художественного мира Блока (кровавый флаг, пес голодный, белый венчик из роз и т.п.)?

Российская Федерация

Снова, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи…

Российская Федерация, нищая Российская Федерация,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не могу

И крест собственный аккуратно несу…

Какому желаешь чародею

Дай разбойную красу!

Пускай заманит и одурачит, –

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И только забота затуманит

Твои красивые черты…

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И неосуществимое быть может,

Дорога продолжительная легка,

В то время, когда блеснёт в дали дорожной

Мгновенный взгляд из-под платка,

В то время, когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

e Назовите художественный приём, использованный автором во второй строфе стихотворения:

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

e В чём содержится противоречивость отношения поэта к Российской Федерации?

направляться Какой эпитет применяет Блок в третьей строфе, рисуя мятежность и красоту России?

e Укажите термин, которым в литературоведении обозначается повтор слова в начале стихотворных строчков:

e В то время, когда блеснёт в дали дорожной

e В то время, когда звенит тоской острожной –

e Назовите поэтическое течение начала XX века, которое характеризуется такими показателями, как мистичность, недосказанность, и к которому относится творчество А. Блока.

e Укажите размер, которым написано стих А. Блока «Российская Федерация» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

e Какие конкретно произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Собственный ответ аргументируйте.)

ФАБРИКА

В соседнем доме окна желты.

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо закрыты ворота,

А на стене – а на стене

Недвижный кто-то, тёмный кто-то

Людей вычисляет в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:

Он бронзовым голосом кличет

Согнуть измученные поясницы

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на поясницы кули.

И в жолтых окнах захохочут,

Что этих нищих совершили.

e Как именуется созвучие финишей стихотворных строчков (вершины – поясницы; кличет – народ)?

e В чём необычность звучания социальной темы в стихотворении А.А. Блока «Фабрика»?

e Укажите модернистское течение в поэзии, броским представителем которого был А.А. Блок.

e Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения возможно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?

e Из приведённого ниже списка выберите три заглавия художественных приёмов и средств, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

1) преувеличение

2) повтор

3) олицетворение

4) неологизм

5) эпитет

e Выясните размер, которым написано стих А.А. Блока «Фабрика» (без указания количества стоп).

e Назовите средство художественной ясности, пребывающее в нарушении прямой последовательности слов в предложении (к примеру, «подходят люди к воротам»).

Вхожу я в чёрные храмы,

Совершаю бедный обряд.

В том месте ожидаю я Красивой Женщины

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне смотрит, озарённый,

Лишь образ, только сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Ухмылки, сказки и сны.

О, Святая, как нежны свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Дорогая – Ты.

e Как именуется созвучие финишей стихотворных строчков (храмы – Женщины; обряд – лампад и т.п.)?

e Каково внутреннее состояние лирического храбреца, ожидающего Красивую Женщину?

e В творчестве каких русских поэтов созданы совершенные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Красивой Женщины?

e Черты какого именно поэтического течения начала XX века нашли отражение в приведённом стихотворении А.А. Блока?

e Как именуется стилистический приём, основанный на повторении однообразных гласных в строчке («В мерцаньи красных лампад»)?

e Из приведённого ниже списка выберите три заглавия художественных приёмов и средств, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения.

1) эпитет

2) риторическое восклицание

3) сравнение

4) преувеличение

5) инверсия

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Тщетный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Финала нет.

Погибнешь – начнёшь снова сперва,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

e Опираясь на вторую строфу стихотворения, выясните его размер (без указания количества стоп).

e Назовите поэтическое течение, в русле которого развивалось творчество А.А. Блока.

e Из приведённого ниже списка выберите три заглавия художественных приёмов и средств, использованных поэтом в стихотворении.

1) риторический вопрос

2) звукопись

3) эпитет

4) гротеск

5) сравнение

e В каких произведениях русских поэтов звучат философские вопросы и в чём эти произведения созвучны стихотворению «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

e Каким настроением окрашено авторское размышление о бытии в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?

e Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.

e Укажите термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строчков (сперва – канала; встарь – фонарь).

РУСЬ

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Сплю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С журавлями и болотами,

И с мутным взглядом волшебника,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И колдуньи тешатся с линиями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает метель

До крыши – утлое жилье,

И женщина на злого приятеля

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в обнажённых прутьях,

Поет преданья старины…

Так – я определил в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И в том месте, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не осознал, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого именно всевышнего страстно верил,

Какую девушку обожал.

Живую душу укачала,

Русь, на собственных просторах, ты,

И вот – она не запятнала

Начальной чистоты.

Сплю – и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

e Стих А.А. Блока «Русь» начинается и заканчивается строфами сходного содержания. Назовите этот тип композиции.

e Назовите средство художественной изобразительности, которым пользуется поэт в воссоздании образа Руси («тропа печальная», «ночные хороводы» и т.п.)

e С каким стихотворением А.С. Пушкина перекликаются строки «И колдуньи тешатся с линиями / В дорожных снеговых столбах»?

e Какое художественное средство, воображающее собой перенос особенностей одного предмета либо явления на второе, применяет поэт в строчке «живой клюкой измождены»?

e Назовите прием одухотворения явлений природы, пришедший из фольклорных традиций («И вихрь, свистящий в обнажённых прутьях, / Поет преданье старины»).

e Выясните размер, которым написано стих А.А. Блока «Русь».

НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами

Тёплый воздушное пространство дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Далеко, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной

И раздается детский плач.

И любой вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с женщинами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг.

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И любой вечер приятель единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и загадочной,

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И любой вечер, в час назначенный

(Иль это лишь снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медлительно, пройдя меж пьяными,

Неизменно без спутников, одна,

Дыша туманами и духами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И необычной близостью закованный,

Наблюдаю за чёрную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи светло синий глубокие

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен лишь мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю, истина в вине.

e Как изменяется эмоциональное состояние лирического храбреца от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?

e Как именуется модернистское течение в поэзии, броским представителем которого есть А.А. принципы и Блок которого нашли отражение в стихотворении «Незнакомка»?

e Какой художественный прием, основанный на переносе особенностей одного явления на второе по их сходству, применяет создатель стихотворения (« И очи светло синий глубокие// Цветут на дальнем берегу»)?

e В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и красивом связано с женским образом и в чем их отличие и сходство от стихотворения «Незнакомка»?

e Образ Незнакомки сильно отличается от окружающего мира, на фоне которого он появляется перед лирическим храбрецом. Как именуется художественный прием, основанный на противопоставлении явлений и предметов?

e Какое художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов, многократно употребляется в стихотворении («воздушное пространство дик и глух», «влагой терпкой и загадочной», «страннойблизостью» и т.д.)?

e Назовите средство художественной ясности, заключающееся в повторении однообразных либо однотипных гласных звуков («Дыша туманами и духами// Она садится у окна»).

e Какую истину открывает для себя лирический храбрец в финале стихотворения (последняя строфа)?

KVN 2008 ночь улица фонарь аптека


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: