Нормативно — правовое регулирование безналичных расчетов в кредитных организациях.

Регулирование расчетов осуществляется при помощи комплекса законов и подзаконных актов (указов президента, распоряжений правительства), и нормативных актов национальных органов.

Основной регулирующий орган платежной системы — Центральный банк РФ, одной из главных задач которого есть обеспечение действенного и бесперебойного функционирования совокупности расчетов. Банк России устанавливает правила, сроки, стандарты осуществления расчетов и используемых Документов в расчетах, координирует, регулирует и лицензирует Организации расчетных совокупностей России. Порядок безналичных расчетов определяется Положением ЦБ РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-п «О безналичных расчетах в РФ».

Осуществление расчетов по квитанциям кредитных организаций.

Безналичные расчеты проводятся юридическими и физическими лицами через банк, в котором им открыт счет. Клиент в праве выбора банка для осуществления его расчетно-кассового обслуживания. Между клиентом и банком содержится контракт банковского счета, это двухсторонний гражданско-правовой соглашение, участники которого имеют конкретно определенные права и обязанности.

Поддержание ликвидности на уровне, снабжающем бесперебойное осуществление платежей. Все участники платежной системы должны быть готовы платить по своим долгам. Для этого необходимо планировать списания и поступления средств со счета, предусматривать наличие активов предприятия с различной степенью ликвидности, изыскивать дополнительные ресурсы (к примеру, кредиты) с целью своевременного погашения собственных долговых обязательств.

Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Банк не вправе осуществлять расходные операции по счету клиента, не имея на то законного основания. Вследствие этого обладатель счета образовывает соответствующее распоряжение на списание средств с его счета (платежное поручение, чек и т.д.) либо дает акцепт по платежному требованию, выставленному кредитором (поставщиком услуг и товаров и т.д.). Законодательством предусмотрены случаи неоспоримого списания средств со счета на основании платежных требований, принимаемых банком к выполнению «без акцепта» обладателя счета.

Срочность платежа. Платежные обязательства должны быть выполнены не только всецело, но и в установленный срок. Сбои соблюдения сроков платежей ведут к подрыву денежного состояния получателя денег и в конечном счете — к кризису неплатежей.

Контроль за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Каждое предприятие есть в один момент продавцом и покупателем. Покупатель осуществляет контроль правильность и своевременность выполнения собственных обязательств перед продавцом (кредитором) соглашением с целью не утратить налаженные хозяйственные отношения и не иметь непроизводительных затрат (неустойки, штрафы и т.д.).

Продавец проводит контроль полноты и своевременности поступления на его счет выручки от клиента, пытается не допускать отсроченных платежей, безвозвратных долгов.

Банки являются посредником в платежах и реализовывают консветло синий по соблюдению правил расчетов клиентов банка.

Имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий. Нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут использование гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), и иных мер ответственности.

Банки реализовывают операции по квитанциям на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе либо, в установленных случаях, электронного платежного документа:

— распоряжение плательщика (клиента либо банка) о списании денежных средств со собственного счета и их перечислении на счет получателя средств;

— распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов в формах следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии либо с применением электронно-вычислительных автомобилей.

Допускается применение копий бланков расчетных документов, взятых на множительной технике, при условии, в случае если копирование производится без искажений.

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты

а) наименование расчетного документа и код формы;

б) номер расчетного документа, число, год и месяц его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер плательщика налогов (ИНН);

д) местонахождение и наименование банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета либо субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер плательщика налогов (ИНН);

ж) местонахождение и наименование банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета либо субсчета;

з) назначение платежа

и) сумма платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность платежа;

л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухучёта в кредитных организациях и Банке России, расположенных на территории РФ;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Исправления, подчистки и помарки, и применение корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

Расчетные документы настоящи к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Плательщики вправе отозвать собственные платежные поручения, получатели средств (взыскатели) — расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету N 90902 Расчетные документы, не оплаченные в срок.

Неисполненные расчетные документы смогут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично выполненные — в сумме остатка.

Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, нужных для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика либо получателя средств (взыскателя).

Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, — по платежным поручениям либо получателя средств (взыскателя) — по инкассовым поручениям и платёжным требованиям. Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв.

Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных инкассовых поручений и требований методом направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента.

Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, — получателям средств (взыскателям) по окончании их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

Возврат расчетных документов из картотеки по внебалансовому счету N 90902 Расчетные документы, не оплаченные в срок при закрытия счета клиента осуществляется в такой последовательности.

? Платежные поручения возвращаются плательщику.

? Расчетные документы, поступившие в банк в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета.

При возврате расчетных документов банком составляется их опись, подлежащая хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.

При неосуществимости возврата платежных инкассовых поручений и требований при ликвидации банка получателя (взыскателя) либо отсутствия информации о местонахождении получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.

При возврате принятых, но не выполненных по тем либо иным обстоятельствам расчетных документов отметки банков, подтверждающие их прием к выполнению, перечеркиваются соответствующим банком. На оборотной стороне первого экземпляра инкассового поручения и платёжного требования делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, и подписи важного исполнителя и осуществляющего контроль работника. В издании регистрации платежных инкассовых поручений и требований делается запись с указанием даты возврата.

урок на тему \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: