Нормативные требования к психодиагностической литературе и методическим материалам

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ и ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

пользователь и Разработчик методик взаимодействуют между собой в первую очередь при помощи методической литературы. Стандартные требования к оформлению управлений, методических указаний, писем и второй методической литературы приняты в качестве директивных документов обществами психологов многих государств.

Целесообразно различать круг требований к документам различного типа: 1) к исследовательской литературе, публикуемой в научных изданиях, монографиях и сборниках, 2) к обзорно-справочным изданиям и аналитическим руководствам, освещающим процедурные и количественные, и содержательно-теоретические нюансы какой-либо методики либо какого-либо класса методик, 3) к «подручным» методическим материалам, конкретно инструктирующем пользователя о применении методики и содержащим стимульный материал, инструкции, тексты, задания, ключи, нормы, интерпретации и правила, 4) к популярным изданиям, освещающим понятия и психодиагностические методики.

1. Научные сообщения. Должны освещать: теоретические основания методики (методический приём и концепт), метод эмпирического обоснования и разработки, исследовательские информацию о репрезентативности, надежности, валидности шкалы, тестовых показателей (коэффициенты корреляций, регрессионный и факторный вес). Для читателей в научном сообщении смогут быть даны образцы, отдельные примеры тестовых заданий, разрешающие проиллюстрировать правила, на которых выстроена методика. В научных сообщениях не должны освещаться: для методик с опытными ограничениями (П-методик) — полный текст заданий, ключи, тестовые нормы, детальные руководства по интерпретации и проведению. Обо всей данной информации создатель научного сообщения обязан сказать только косвенно, применяя ссылки на распространяемую с грифом «ДСП» инструктивную литературу. В научном сообщении смогут быть приведены исчерпывающие описания методик, знание которых непрофессионалами (и их вероятное использование непрофессионалами) не имеет возможности принести ущерба конкретным людям либо психодиагностическому потенциалу самой методики. Данный класс методик предлагается условно обозначать термином «открытые методики» (О-методики).

Создатель научного сообщения в праве выяснить статус созданной им методики как «открытой», но каждые модификации либо адаптации методики, уже определенной как «опытная» П-методика, должны освещаться в научных сообщениях в соответствии с указанными требованиями.

Чтобы не было опасности невольного разглашения опытных тайн создатель О-методики обязан взять санкцию на опубликование собственной методики у соответствующего совета экспертов.

2. Справочно-методические издания. В этих изданиях смогут быть приведены инструктивные материалы, включая текст заданий (вопросов), ключи, нормы, но при одном принципиальном условии — изданию придается статус «для научных библиотек», снабжающий ему распространение среди читателей, имеющих нужную психотерапевтическую подготовку. Авторский коллектив для того чтобы издания лично отвечает перед Обществом психологов СССР за распространение тиража этого издания по назначению.

3. Инструктивные документы. Содержат описание методики, снабжающее ее адекватное применение в правильном соответствии со стандартами: предмет диагностики, сфера применения, контингент испытуемых, процедура применения Описание в обязательном порядке должно снабжаться подробными сведениями о процедуре разработки методики, взятых наряду с этим сведениях о валидности и надёжности. Приведенные тестовые нормы должны сопровождаться однозначным описанием характера и выборки стандартизации диагностической обстановке в обследовании: необязательное участие испытуемых, бесплатно сотрудничающих с психологом в целях помощи изучению («научное сотрудничество»), участие платных испытуемых («платное участие»), применение методики на протяжении запроса испытуемого на получение консультативной помощи («обстановка клиента»), применение методики на протяжении принудительного (целого) административного обследования («обстановки экспертизы»).

инструктивные материалы и Справочные издания должны иногда (с определенным промежутком, зависящим от типа методики) пересматриваться, поскольку условия применения методик со временем неизбежно изменяются, а следовательно, изменяются и психометрические особенности.

В справочных и инструктивных материалах должны быть конкретно сформулированы требования к опытному статусу пользователя методики.

Инструктивные материалы должны пройти объективные опробования на однозначность указанных в них предписаний: пробная выборка пользователей методики (теста) обязана отправить автору управления копии протоколов по итогам обследования, на основании которых создатель обязан обеспечить идентичность стандартов авторского варианта тех характеристик и методики методики, каковые выявляются при ее применении пользователями. Последнее требование имеет принципиальное значение для методик, предполагающих большое участие экспертной оценки (инструкции к контент-анализу, к интерпретации результатов проективной техники, полустандартизованного интервью и т.п.)

Процедуры подсчета тестовых баллов и интерпретации должны быть кроме этого обрисованы с однозначной ясностью, разрешающей приобретать аналогичные результаты при обработке однообразных протоколов различными пользователями управления.

Предпочтительно использование и включение пользователями тестов локальных тестовых норм (если сравнивать с неспециализированными по популяции).

4. В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать опытную тайну: обрисовывать суть диагностических приемов, знание которых испытуемыми значительно вредит валидности методики.

Одной из наиболее значимых обязанностей всех органов Общества психологов СССР (президиума, координационных рабочих групп, советов экспертов, секций и т.п.) есть контроль за деятельностью средств массовой информации в целях соблюдения опытных тайн психодиагностических методик.

Психодиагностика Проективные тесты Классификация


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: