Нормативный метод учета затрат

Калькулирование

Калькулирование– исчисление в финансовом выражении затрат на реализацию и производство продукции, работ, одолжений.

Калькуляция- метод исчисления себестоимости продукции методом суммирования издержек (затрат) производства либо обращения, относящихся к единице продукции.

Объект калькулирования – это продукция различной степени готовности, виды работ либо одолжений.

Калькуляционная единица – это измеритель объекта калькулирования, в большинстве случаев она сходится с единицей измерения (кг, м, т, ц и т.д.).

Группировка текущих затрат осуществляется по статьям и элементам калькуляции. Затраты, формирующие себестоимость, группируются по следующим элементам:

1) материальные затраты;

2) затраты на зарплату ;

3) отчисления на социальные потребности;

4) амортизация главных нематериальных активов и средств;

5) другие затраты (налоги, сборы, необходимое страхование имущества и др.)

Для контроля за работой его подразделений и предприятия нужна вторая группировка – по статьям затрат. Она отвечает на вопрос, на что произведены затраты, и дает так возможность подсчитать затраты по местам их происхождения.

Типовая номенклатура статей затрат включает следующие статьи:

1) материалы и сырьё;

2) возвратные отходы (вычитаются);

3) покупные изделия, п/ф и услуги произв. характера сторонних фирм;

4) энергия и топливо на технологические цели;

5) зарплата производственных рабочих;

6) отчисления на соцстрах;

7) затраты на освоение и подготовку производства;

8) общепроизводственные затраты;

9) общехозяйственные затраты;

10) утраты от брака;

11) другие производственные затраты;

Итого: производственная себестоимость продукции;

12) затраты на продажу готовой продукции

Всего: полная с/с продукции = производственная с/с + затраты на продажу.

Затраты на производство продукции подразделяются по следующим показателям.

1. По назначению и составу:

— главные – конкретно связаны с технологическим процессом (мат.., ОТ, аморт.);

— накладные – затраты по обслуживанию главного и запасного производства, и управленческие и хоз. затраты предприятия (25 и 26 сч.).

2. По методу включения в себестоимость отдельных видов продукции:

— прямые – связаны конкретно с производством продукции и включаются в себестоимость конкретно в момент их происхождения (сырье, М., з/плата и т. д.);

— косвенные –являются неспециализированными для нескольких видов продукции либо изделий. Исходя из этого их в течение месяца учитывают на отдельных квитанциях, а в конце месяца распределяют между отдельными видами продукции либо изделий (сч. 23, 25, 26, 44).

3. По степени зависимости от количества производства:

— условно-переменные – затраты, каковые изменяются с трансформацией количества производства;

— условно-постоянные – затраты, каковые не изменяются с трансформацией количества производства (амортизация, з/плата управл. персонала).

Себестоимость продукции (работ, одолжений) — выраженные в финансовой форме затраты на ее производство и реализацию.

Различают:

Нормативная исчисляется на начало отчетного периода и представляет собой затраты на единицу производимой продукции с учетом действующих нормативов и норм.

Плановая (сметная) – себестоимость изделия, вычисленная по отдельным калькуляционным статьям, размера которых предприятие собирается достигнуть к концу отчетного периода.

Фактическая (отчетная) – фактическая величина затрат на конкретный вид продукции в отчетном периоде.

В течение месяца затраты учитываются по нормативной себестоимости. В конце месяца с учетом отклонений от их изменения и норм рассчитывается фактическая себестоимость всей продукции по следующей формуле: Фс = Нс ± Он ± Ин,

Нс – нормативная себестоимость;

Он – отклонения фактических затрат от норм (“+” перерасход, “-” экономия)

Ин – трансформации нормы (в сторону повышения либо уменьшения).

Все затраты, относящиеся к выпущенной из производства продукции, подсчитываются и делятся на ее количество. Таким методом определяется себестоимость единицы конкретной продукции.

Способы учета производственных затратклассифицируются:

1) по отношению к технологическому процессу — позаказный и передельной;

2) по объектам калькуляции — подробности, узел, изделие, несколько однородных изделий, процесс, передел, производство, заказ;

3) по методу сбора информации, снабжающему контроль за затратами — нормативный способ (с предварительным контролем) и текущий учет затрат (с последующим контролем).

Позаказный способ учета

Данный способ употребляется в производстве с механической сборкой подробностей, изделий и узлов. В целом технологический процесс между цехами тесно взаимосвязан, готовую продукцию выпускают последней в технологической цепочке цеха. Производственные затраты собирают сперва по цехам, после этого суммируют по предприятию в целом и создают расчет себестоимости единицы продукции по сумме затрат всех цехов.

Попередельный способ

Данный способ используется в отраслях индустрии, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько стадий либо фаз обработки — переделов. Любой передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки сырья, из-за которой организация приобретает не конечный продукт обработки, а полуфабрикат собственного производства. Он употребляется не только на данном предприятии, но и реализуется на сторону. Значительно чаще данный способ используют в металлургии, текстильной и деревообрабатывающей промышленности.

Нормативный способ учета затрат

Его задачей есть своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйственной деятельности. В собственной базе он содержит технически обоснованные расчетные размеры затрат рабочего времени, материальных и денег на единицу продукции. Нормы производственных затрат — одно из наиболее значимых условий управления производством. Нормы разделяются на текущие и плановые. Плановые предусматриваются квартальными и годовыми замыслами и рассчитываются на базе ожидаемых на планируемый период норм. Текущие действуют в течение каждого отчетного месяца.

Учетные регистры, их формы и виды

Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных учетных документах, является основанием для записей в учетных регистрах. Учетные регистры используются для систематизации, отражения и накопления информации на квитанциях бухучёта. Они классифицируются:

1. По внешнему виду

— бух. книги- сброшюрованные страницы графления и определённого формата (кассовая книга, Основная книга);

— карточки- отдельные разграфленные страницы стандартного размера. Они предназначены для аналитического учета ОС (инвентарные карточки), МЦ по местам их хранения (карточки складского учета материалов) и т.п. Совокупность карточек однородного назначения именуется картотекой;

— свободные страницы — учетные регистры громадного формата и с громадным количеством сведений но отношению к карточкам. Они предназначены для синтетического и аналитического учета и делают роль комбинированных регистров (издания-ордера, ведомости). Сохраняются в большинстве случаев в папках.

2. По характеру регистрации записей

— хронологические – записи ведутся в порядке поступления документов (регистрационный издание);

— систематические – однородные по содержанию х.о. группируются на квитанциях синт. и аналит. учета (основная книга);

— комбинированные сочетают хронолог. и системат. записи (издания-ордера).

3. По количеству содержания (степени детализации) информации

— синтетическиеоткрываются для ведения синт. квитанций(основная книга, издания-ордера);

— аналитические –любая х.о. записывается с нужной полнотой, пояснениями. Эти регистры ведут в развитие какого-либо синт. счета(карточки аналитического учета).

4. По форме

— двусторонние — используются по большей части при ведении учета в книгах. Запись хозяйственной операции отражается по кредиту и дебету соответствующих квитанций;

— односторонние — это разные карточки для учета МЦ, расчетов и др. операций. Используются в синт. и ан учете;

— многографные – применяют для отражения дополнительных показателей в ан. учета.

-линейные — запись хозяйственной операции по кредиту и дебету счета отражается на одной строке (издание хоз. операций);

— шахматные— запись хозяйственной операции, при которой сумма, записанная один раз, будет отражена по кредиту и дебету соответствующих счетов (шахматная оборотная ведомость).

5. По методу заполнения

— вручную;

— на ПВМ.

Лекция 9: Маржинальный способ учета затрат


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: