Нозологические категории и их альтернативы в консультировании

Но-но! Извольте без акцентуаций! ДМ. Леонтьев «Однопсишия»

Психологи-консультанты, трудящиеся с клиентами в совокупности публичных учреждений, должны иметь знания, умения и навыки в области диагностики. Значительно чаще психотерапевты и психологи-консультанты применяют в собственной практике следующие психиатрические управления: «Интернациональная классификация болезней, клиническая модификация», десятое издание (International Classification of Diseases, Clinical Modification, ICD-10-CM) и «Управление по статистической классификации и диагностике психологических расстройств», четвертое издание (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, DSM-IV). Оба эти управления были созданы психиатрами, применявшими «медицинскую»

модель понимания психологических болезней, и много раз подвергались критике за то, что в них ничего не говорится о действиях психотерапевта по окончании установления диагноза. Одновременно с этим DSM-IV обширно употребляется консультантами по многим причинам:

S возможность применения стандартизированных терминов при сотрудничестве с другими экспертами в области охраны психотерапевтического здоровья;

S применение классификаций при составлении отчетов, проведении изучений;

S возможность прогнозирования течения заболевания и успешности проводимой психотерапии;

S возможность разработки замысла психотерапии.

Для постановки дифференциального диагноза посредством DSM-IV необходимо пройти важную клиническую подготовку и получить супервизию на собственную клиническую работу.

Классические диагностические совокупности, такие как DSM-IV, много раз подвергались критике за то, что провоцируют консультантов относиться к клиентам как к носителям выясненных ярлыков. Применение медицинской модели в психологическом консультировании продолжительно и горячо обсуждалось такими учеными, как Т. Шац, Р.Д. Леинг, К. Уилбер. Они предостерегали от применения в психотерапевтическом консультировании диагностической схемы, позаимствованной из медицины, поскольку ее понятия скорее обрисовывают, чем воображают норму. Медицинская модель ориентирована на фиксирование признаков, а не поведения, на поиск объективных обстоятельств, на применение биологических вмешательств. В рамках данной модели все клиенты определяются как «больные». Кое-какие заключения и вовсе антигуманны, например: «отсталый», «расторможенный», «с задержкой психологического развития» (при описании легко отвлекающихся, гиперактивных либо агрессивных детей). Эти ярлыки остаются записанными в личное дело ребенка и тянутся за ним в течении всей его школьной жизни.

Альтернативой медицинскому подходу и нозологическим категориям в консультировании являются модели, каковые делают упор на индивидуальности, уникальности клиента, к примеру проблемно-ориентированный, ответ-ориентированный и кли-ент-центрированный подходы.

Проблемно-ориентированный подход— интегративный поддвижение, созданный швейцарскими экспертами А. Блазером, Э. Хаймом, X. Рингером, М. Томменом методом синтеза элементов психоанализа, гештальт-терапии, поведенческой и телесно-ори-

ентированной терапии. Проблемно-ориентированные психологи отказываются от диагноза, поскольку сам по себе он не содержит указаний довольно нужных действий, показаний к психотерапии. Картина заболевания и, следовательно, диагноз, смогут быть обусловлены разными факторами, а при выборе психотерапевтических средств нужно руководствоваться причинами болезни. В случае если же охарактеризовать человека не при помощи диагноза «невротическая депрессия», а как человека, «имеющего низкую самооценку» либо «неспособного к самозащите», психолог приобретает крайне важную данные. Разумеется, что при человека с низкой самооценкой, неспособного к достижениям, с подавленной агрессией нужно создать такие стратегии, каковые будут направлены на устранение как раз этих сложностей. Так, при выборе стратегии психотерапии в проблемно-ориентированном подходе руководствуются проблемой, а не диагнозом. Стратегия, со своей стороны, содержит разиндивидуальные психотерапевтические способы, а те включают в себя разные психотерапевтические интервенции. При оптимальном эклектическом выборе способов принимаются во внимание следующие факторы:

S понимание и проблема неприятности клиентом; S личность клиента; / способности клиента; s личность психолога; S способности психолога;

S количество времени, отводимого для психотерапии (консультирования).

Выбору способов работы в проблемно-ориентированной терапии предшествует вопрос: «Что могу 1) я как психотерапевт с моими ограничениями и умениями 2) предложить в качестве психотерапевтической помощи 3) этому клиенту как личности 4) с его теперешними проблемами, дабы 5) добиться совместно сформулированной цели?»

Проблемно-ориентированная терапия базируется на шестисту-пенчатой структурной модели сотрудничества с клиентом. Первая ступень направлена на построение конструктивных рабочих и межличностных взаимоотношений, вторая — на детальное описание неприятности с позиций клиента. Третья ступень предполагает проведение яркого проблемного анализа, предполагающего определение: а) актуальных условий существования проблемы; б) биографических условий ее появления; в) ее функционального значения для клиента. Четвертая ступень включает

идентификацию неприятности, выдвижение целей консультирования, разработку замысла консультативного сотрудничества. Пятая ступень направлена на проработку неприятности при помощи совокупности адекватных способов и закрепление взятых хороших результатов в реальности клиента. Шестая ступень есть завершающей фазой психотерапии.

Такие особенности проблемно-ориентированной терапии, как ориентация на проблему, на клиента, «относительная краткость» и методический эклектизм терапевтического процесса дают возможность распространить многие ее положения в консультативную практику. На территории бывшего СССР проблемно-ориентированную терапию деятельно развили и дополнили украинские психологи П.П. Горностай и О.В. Васьковская, модифицировавшие ее в «проблемный подход».

Ответ-ориентированный подход— интегративный подход, направленный на изучение индивидуальности клиента, истоков его потребности и проблем в помощи психолога. Самый полно в русскоязычном издании он изложен в практическом руководстве А. Айви, М. Айви, Л. Саймэк-Даунинга (их взоры являются самый родными автору данного пособия и детально обрисованы в следующей главе). В качестве альтернативы диагнозу приверженцы пятишаговой модели принятия ответов рассматривают нахождение ответа на кардинальный вопрос: «Какая техника психотерапии, в какое время, при каких условиях нужна для данного конкретного человека?»

Клиент-центрированный подходвозник как альтернатива мена данный момент;дицинской модели. В соответствии с взорам его основоположника К. Роджерса сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и заслуживает доверия. Основополагающей в клиент-центриро-ванном подходе есть «Я-концепция», отражающая представления человека о себе. Данный комплект образов «Я» включает не только восприятие того, каков человек в действительности («Я-настоящее»), но и представление о том, каким человек желает быть («Я-идеаль-ное»). К. Роджерс растолковывал личностные расстройства и психопатологию в терминах большого несоответствия между действительным переживанием человека и его «Я-концепцией» относительно этого переживания. Задача психолога клиент-центриро-ванного направления — осознать клиента и оказать помощь ему отразить, что он в конечном итоге говорит и ощущает.

На протяжении сбора информации консультант подбирает выражение, при помощи которого возможно обозначить проблему (т.е. ставит

формальный психотерапевтический диагноз, обрисовывающий паттерн поведения клиента), и применяет феноменологический подход, разрешающий фиксировать мысли, действия и чувства клиента. Формальный диагноз нужен для составления карты индивидунаправляться приема, описания состояния клиента, которого перенаправляют к медицинскому психологу, и т.д. Одновременно с этим диагноз практически не дает информации о том, что представляет собой клиент как человек. Формальный психотерапевтический диагноз нужен для понимания совокупности поведенческих проявлений, формулирования целей, построения консультативных прогнозов и гипотез, разрешающих создать стратегию консультирования. Он не есть достаточным для начала работы, поскольку в ходе оценки клиента нереально сходу поставить единственно правильный диагноз, что окажет помощь осознать, что происходит с клиентом. Психологу необходимо ответить на последовательность вопросов:

* какая форма помощи психолога больше всего подходит клиенту: групповая терапия, личное либо домашнее

консультирование?

S есть ли психотерапевтическое консультирование адекватной

формой помощи для данного клиента?

S необходимы ли клиенту дополнительные консультации у других экспертов (психиатра, нарколога, лечащего терапевта)?

S существует ли риск суицида?

Дж. Котлер и Р. Браун говорят о пяти главных диагностических моделях, применяемых практиками разных помогающих профессий:

S модель развития;

S медицинская модель;

S феноменологическая модель;

S поведенческая модель;

s системная модель.

Так, другие медицинскому подходу направления разрешают консультанту выработать собственную позицию, собственную совокупность оценки клиента в терминах не психиатрии, а психологии: «индивидуальность», «неприятность», «психологическая помощь» и др.

Психотерапевтическое консультирование


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: