О дестинаторах (адресатах) услуга (преступления)

Как уже было указано, под дестинаторами услуги (правонарушения) мы понимаем представления тех существ, в пользу (против) которых совершена услуга (правонарушение).

Сейчас спросим себя, какие конкретно же предметы были дестинаторами одолжений (правонарушений) в разные эры и в разных группах?

И тут в полном соответствии с тем, что мы видели в главе о субъектах услуги, в качестве дестинаторов услуги (правонарушения), кроме людей, выступают как отдельные, конкретные предметы (сверхъестественные существа, неодушевленные предметы, животные, растения), так и абстрактные надындивидуальные единства (человечество, город, государство и т. д.).

Приведем факты.

А). Мнимые существа как дестинаторы одолжений.

В качестве десткнаторов одолжений мнимые существа выступают опять-таки в виде духов, душ, ангелов, дэв, демонов, душ погибших животных, всевышних и т. д.

Внешним показателем этих фактов помогают разные жертвоприношения, подчас очень и очень ощутительные, добровольно совершаемые в пользу данных существ, либо из жажды сделать им приятное, либо же в целях получения от них методом услуги разных призов.

В Илиаде и Одиссее мы всегда видим, как приносятся жертвы всевышним то в виде тучных быков, то в виде возлияний вина. Само собой разумеется, как в этих фактах, так и в подобных фактах, видящихся у других народов, направляться строго различать необходимые жертвы от добровольных. Большая часть жертв есть необходимой; но жертвы-дары смогут быть разглядываемы как необязательные (другими словами как услуги), потому что несовершение их не влечет за собой никакого наказания, следовательно, они являются сверхнормальными и совершаются только в собственных заинтересованностях жертвоприносителя (субъекта услуги). Стимулом их помогает приз, которую всевышние либо духи даруют за жертву. Из этого ясна постоянная наградно-утилитарная мотивация при этих жертвах, ничего общего не имеющая с необходимыми’, должными огношениями.

Видишь, дитя, — говорит Приам, обращаясь к Гермесу, — как полезно всевышним предлагать олимпийцам должные жертвы.

Хриз, обращаясь к Аполлону, напоминает ему о собственных одолжениях, прося в виде приза за них, со своей стороны, услуги от него:

Феб сребролукий, внемли мне! […]

Ты благосклонно и прежде, в то время, когда я молился, услышал

И прославил меня, поразивши бедами ахеян;

Так же и сейчас услышь и выполни моление старца1.

Все это отношения необязательные, тут нет ни нрава одного, ни обязанности другого, а так как эти отношения не противоречат обязательным шаблонам, а соответствуют им, то они полностью принадлежат к области одолжений. Молитвы вторых народов, обращенные к их всевышним, дают много подобных фактов.

Делавары, обращаясь к духу (перед войной), говорят:

О великий Дух на небе,

Сжалься над моими детьми

И над моей женой. х

Пошли мне успех. Чтобы я имел возможность убить неприятеля.

Будь милостив ко мне и защити мою жизнь.

И я принесу тебе дар.

Обобщая бессчётные факты жертвоприношения, Э. Тейлор говорит, что возможно утверждать в самом неспециализированном смысле, что в случае если в акте приношения даров обычным человеком высшему лицу — с целью получения пользы либо избежания чего-нибудь неприятного, просьбы о помощи либо прощении обиды — серьёзное лицо будет замещено божеством и соответственным образом будут приспособлены средства передачи ему даров, тогда окажется логическая теория жертвенных обрядов — практически полное объяснение их прямых целей а также указание того начального смысла, что с течением времени претерпевал

1 Гомер. Илиада. 1:442, 444- 446. Пер. Н. Гнедича.

различные трансформации1. Из этого направляться, что жертвы за известными пределами перестают быть необходимыми и из обязанности переходят в услугу. А так как существование их в том либо другом виде неоспоримо у всех народов, то данный факт тем самым показывает, что дестинаторами одолжений выступали и выступают сверхъестественные существа.

Это разделение необходимых и необязательных жертв (одолжений) возможно различать практически везде. Так, к примеру, и в Библии достаточно светло и быстро подразделены жертвы необходимые (жертвы за грех, жертва повинности) от жертв мирных, жертв от усердия, каковые сами по себе необязательны2.

Приношения душам погибших, последовательность молитв к разным существам, обычаи умерщвления на могилах рабов, жен, лошадей, возлияния в честь ларов, манов и пенатов и т. д. — во всех этих обрядах неизбежен элемент услуги, а раз это так — то тем самым все эти существа становятся и дестинаторами одолжений.

Услужно-наградные отношения смогут появляться не только между сверхъестественным существом и человеком, либо напротив, но и между двумя либо громадным числом сверхъестественных существ. Примерами аналогичных взаимоотношений может служить последовательность мифов, в соответствии с которым душа погибшего давала Церберу медовый пирог, Харону — монету; либо же те отношения между обитателями Олимпа, каковые рисуют нам Илиада и Одиссея и каковые дают много примеров услужных взаимоотношений между всевышними.

Б). Так как животные, растения и неодушевленные предметы могли быть субъектами одолжений, то разумеется, что они смогут быть и дестинаторами одолжений.

фетишизм и Тотемизм дают очень бессчётный последовательность фактов, подтверждающих это положение.

В). Что отдельный человек возможно адресатом услуги — это само собой светло.

Г). Дестинатором услуги (совершенно верно гак же, как и субъектом) возможно и совокупность лиц, несколько, составляющая некое надындивидуальное единство. К примеру, необязательные услуги, каковые оказывает Всевышний его народу, будут одолжениями, объектом которых есть совокупность лиц.

В то время, когда русские отправлялись добровольцами в Болгарию либо к бурам (услуга), то дестинатором услуги была совокупность лиц, образующих единство Болгария либо буры… Последовательность случаев, в то время, когда один индивид добровольно погибает для спасения многих, полностью относится к категории одолжений, дестинаторами которых являются коллективности3.

И напротив, коллективность может являться и субъектом услуги.

Так, область дестинаторов одолжений в течении истории была в высшей степени разнородна и бессчётна.

1 См.: Тейлор Э, Первобытная, культура. Т. 2. С. 420.

2 См.: Библия. Левит. Гл. 1-8. Характерно тут да и то, что в первых случаях (обязат. жертвы) не употребляется глагол желает, в то время как при жертве мирной выражения: в то время, когда кто из вас желает и это сожжение, жертва, благоухание, приятное Господу — — весьма нередки.

3Сравни с этим необязательные жертвования в пользу университета, в пользу земства, в пользу России, самопожертвования в пользу человечества, на благо отчизны, на благо общества, ученые изобретения, делаемые с целью облагодетельствовать общество, человечество, и т. д. Все это примеры групповых, надындивидуальных дестинаторов.

Но и в данной области замечается постепенное ограничение: как и в области субъектов услуги круг дестинаторов услуги все более и более ограничивается: мало-помалу дестинаторами одолжений перестают быть все, не считая людей и мнимых надындивидуальных единсгв. Сейчас для сознания самая культурной части челове чества адресатами смогут быть лишь настоящие, а не мнимые существа. Отечественные убеждения отказываются делать в пользу воображаемых существ какие конкретно бы то ни было услуги, поскольку мы не признаем их настоящего бытия.

То же направляться сообщить и о растениях и неодушевлённых предметах…

В противном случае, по-видимому, обстоит дело с животными. Мы их кормим, даем им жилище, избегаем зря мучить их; время от времени балуем их лакомствами, устраиваем им, по примеру одной миллиардерши в Америке, обеды, стоящие миллион долларов; организуем общества покровительства животным и т. д.

Но и тут в конечном итоге происходит то же ограничение. Все эти услуги совершаются в первую очередь по отношению лишь к нужным для нас животным. А потом легко подметить, что (подобно Молчалину, прислуживавшему в лице собачек их хозяевам) мы делаем услуги не самим животным, а как правило людям. Помимо этого, по существу дела акты, нужные для животных в современном сознании, осознаются вовсе не как услуга, а как должное поведение, диктуемое разными утилитарными мыслями. В случае если деревенский хозяин кормит и хранит собственную лошадь, то это делается по тем же мотивам, по которым хранится и смазывается необходимая машина, чтобы она не испортилась… Частенько такой же нужной живой машиной является и домашнее животное, и благодаря этого о нем заботятся, его кормят и т. д.

Тот, кто знает, что нельзя требовать от животного вменения и сознательного отношения к своим и чужим поступкам, для того животное перестает быть дестинатором услуги, а есть лишь нужной и нужной машиной, которая исходя из этого испытывает недостаток в известном уходе, заботливости и т. д.

По большому счету для каждого индивида область как субъектов, так и дестинаторов одолжений (также как и правонарушений) сходится с областью существ, которых он вычисляет подобными людям, владеющих волей, умом, пониманием и сознанием взаимоотношений, другими словами с областью вменяемых человекообразных существ. А так как многие еще и теперь наделяют животных людскими особенностями, то в полной мере понятно, что для них они смогут быть и субъектами и дестинаторами одолжений. Для тех же, каковые более светло знают положение дела, — для тех животное не может быть вменяемым, а потому не может быть ни субъектом, ни дестинатором одолжений (также как и преступлений).

Благодаря этого указанная историческая тенденция остается действительной, и область одолжений целиком и полностью замыкается в чисто человеческие отношения. Раньше распыленные услуги неспешно концентрируются и перестают безтолку уходить в вакуум. Вывод сам но себе благоприятный и до известной степени ответственный по своим последствиям в связи с другими историческими тенденциями.

Все сообщённое применимо и к дестинаторам правонарушения. И тут адресатами, против которых совершались преступные акты, были все эти категории, начиная с духов (особенно дьявола, что имел бы полное право возмущаться благодаря нескончаемых правонарушений, совершавшихся против него) и заканчивая людьми.

Признание стран


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: