О развитии и совершенствовании навыков общения

Дабы обучиться решать задачи, не хватает следить, как это делает второй, либо просматривать готовые ответы. Hадо решать самому. Это справедливо и применительно к общению.

Но стихийное интуитивное общение практически не формирует возможностей-для обучения на собственных неточностях, потому, что они не фиксируются. Восстанавливая собственные прошлые впечатления, мы не можем взять их в чистом виде. Мы оцениваем в действительности отечественную сегодняшнюю их реконструкцию, которая неминуемо вбирает в себя новые и последующие наслоения просчеты. Так, допущенные ранее неточности в большинстве случаев нивелируются с учетом последующего развития событий. И мы бываем весьма снисходительны к себе в их оценке.’

Проваливается, например, какое-то начинание, в успехе которого человек был уверен. Он в сердцах заявляет: Я так и знал! И ни он сам, ни другие не вычисляют его лжецом. Вправду, неудача была сначала включена в прогноз (из этого узнавание обстановки — так и знал!). Hо возможность этого варианта была мелка, существенно уступала возможности желанного хода событий. В противном случае все поведение было бы выстроено по-второму и, быть может, привело бы к второму результату. Сейчас же, ког да выдумка не удалась, казалось бы, самое время извлечь из провала уроки на будущее. Для этого нужно бы разобраться, что же не было учтено в свое время и из-за чего были неверно соотнесены возможности. Hо кто в аналогичных событиях думает о возможностях? Тем более что налицо совпадение предварительного представления о развитии событий о действительностью, и, так, создается чувство, что никакой неточности, просчета и не было.

Дабы избавить себя от аналогичных иллюзий, наблюдения (первые впечатления и другие) необходимо фиксировать и сверять с последующими данными. Это разрешит отыскать неточность и осознать ее обстоятельство или, напротив, утвердиться в собственных первоначальных выводах и убедиться в правильности хода мыслей.

Для этого начальные, впечатления, наблюдения должны быть сформулированы. Поиски словесного выражения к тому же углубляют, оттачивают идея. Формулирование суждений возможно устным (легче оно удается в беседе с доверенным лицом, в споре), но значительно лучше это делать письменно. Огромную пользу приносит ведение ежедневника, не только отражающего факты, но и содержащего оценочные суждения, и постановку личных задач и периодический анализ хода их исполнения с дискуссией характера и неудач и причин успехов. Посредством ежедневника легче строить рефлексивные рассуждения.

Hо ведение ежедневника — дело трудоемкое, требующее настойчивости и определённых склонностей. Оно не каждому под силу. Исходя из этого для облегчения задачи возможно предложить последовательность упражнений (каковые смогут выполняться порознь и совместно, самостоятельно, либо стать переходным этапом к ведению ежедневника, либо ему сопутствовать и в него включаться).

* Упражнение 1. Hаблюдение за участниками. При комплектовании группы сформулировать и записать характеристики каждого нового участника. Делать это или сразу после первого знакомства, или по окончании организационной встречи (в плановом туризме — по окончании первой беседы с группой). Второй вариант легче, потому, что сеть возможность учитывать поведение людей в контакте между собой. В заблаговременно установленные сроки регистрировать’ динамику собственных впечатлений. Скажем, по окончании тренировочного похода, в пути следования к главному маршруту, в начальной части маршрута (на первой дневке), итоговые впечатления. Собрав все записи, сопоставить и проанализировать их. Выводы кроме этого записать. В следующий раз повторить упражнение, учитывая сделанные выводы. Взяв новые выводы, сопоставить их с предыдущими и т. д. Задачу мочено уменьшить, ограничив число участников, за которыми ведется наблюдение. Упражнение возможно делать и не будучи начальником группы. В этом случае особенно весьма интересно включить последнего в круг разбираемых.

* Упражнение 2. Hаблюдение за собой. Выполнить то же, что в упражнении 1, но с выговором на фиксации собственных надежд, сомнений, опасений, пристрастий.

* Упражнение 3. Мой самый тяжёлый турист. За время похода из всех эпизодов нужно выбрать и обрисовать самую непростую обстановку — одну либо пара — в плане личных взаимоотношений. Канва описания: а) обстановка; б) в чем как раз трудность для себя и в чем для партнера; в) что ощущал-физические ощущения. переживания; г) как вышел из положения; д) доволен ли собой; е) как возможно было поступить лучше.

* Упражнение 4. Ситуации. Разбор взаимоотношений в походе. Он может вестись в виде особенного ежедневника, посвященного данной теме, или сопровождать другие походные записи. Фиксируются и анализируются характерные эпизоды, конфликты (все либо выборочно). В этом случае выговор переносится с личных особенностей участников, с собственного восприятия на обстановку, на динамику взаимоотношений.

Отношения в группе возможно подвергнуть анализу и по окончании похода – лучше до итоговой встречи, с тем дабы позже сравнить собственные позиции до и по окончании собрания группы.

Эффект упражнений возрастает, в случае если удается организовать совместное обсуждение результатов. (В Ленинграде, например, такие дискуссии проводятся на семинарах инструкторов.) Наряду с этим, но, нужно позаботиться о максимальной тактичности. Все наблюдения и сведения (не считая самонаблюдений) должны быть поданы лишь в обезличенном виде.

Совсем ясно, что для ведения ежедневника, как и для исполнения приведенных упражнений, требуются воз и времяможность сосредоточиться. То и второе в походных условиях отыскать не так-то легко. Задача облегчается, в случае если сначала обеспечить уважительное отношение участников к занятиям начальника, познание, что ему нужно отгородиться, побыть одному. Смогут пригодиться и ухищрения — позднее лечь либо раньте подняться, отказаться от экскурсии, от участия в не через чур важной разведке, а возможно, напротив, — уйти в разведку, но часть времени сэкономить для записей. Выкроить время возможно на дневках, за счет развлечений либо на отсидках, в то время, когда все дремлют. Hо неизменно необходимо выполнять чувство меры и ни при каких обстоятельствах не посягать на общегрупповое время, в то время, когда планируют дружно приятель для приятеля — за едой, вечером у костра. В эти моменты отсутствие любого туриста, а тем более начальника разрушает, гармонию совместного бытия, которая так полезна и привлекательна в туристском походе.

О СОВОКУПНОСТИ МОРАЛЬHО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВHОМ ТУРИЗМЕ

Психотерапевтический климат в туристской группе, ее надёжность и сплочённость в чрезвычайных событиях зависят, как уже говорилось, с одной стороны, от морально-психотерапевтических особенностей каждого отдельного участника и, с другой,- от установившейся в группе совокупности взаимоотношений.

Взаимоотношения участников группы — более подвижный, эластичный фактор, легко подверженный всевозможным вариациям и внешним влияниям. Как раз исходя из этого он помогает для начальника конкретного путешествия самый реальным средством управления группой, о чем было сообщено ранее. Из этого, но, не нужно, что индивидуальные особенности участников имеют меньшее значение. Hапротив, именно от них в большой мере зависят взаимоотношения в группе., Более того, будучи довольно инертным причиной,- индивидуальные особенности участников вносят ограничения во взаимоотношения, удерживают их в определенных рамках, уменьшают их податливость любым действиям.

Моральные особенности туриста — итог предшествующего воспитания (стихийного и целенаправленного), самовоспитания, жизненного опыта, среди них и туристского.

Практика, но, говорит о том, что высокая туристская квалификация не есть гарантией верного поведения на маршруте. К сожалению, среди туристов видятся такие, у которых по мере накопления опыта начинается переоценка собственных возможностей, легкомысленное отношение к опасности, пренебрежение дисциплиной.

Из-за чего так происходит? Одна из обстоятельств пребывает в том, что управление спортивным ростом туристов осуществляется в основном по линии ограничений и контроля. Это разрешает обеспечить соблюдение принципа последовательности в накоплении опыта, позволяет не допустить появление технически незрелых туристов на сложных маршрутах. Hо любой контроль, по сути дела, завершающий этап, предполагающий, что ему обязан предшествовать ответственный процесс, результаты которого и оцениваются с его помощью. Сам по себе контроль не имеет возможности ни заменить данный процесс, ни восполнить его пробелы.

Что же предшествует контролю в туризме? Тут можно-видеть обилие всевозможных форм и путей подготовки, включая разнообразные туристские кружки, секции, школы. Помимо этого, существует очень внушительный слой фактически неорганизованных любителей путешествий. Иначе говоря совершенствования спортсмена и процесс подготовки-туриста не систематизирован. В таких условиях появляется возможность раздельного развития физических и технических навыков, с одной стороны, и морально-волевых особенностей личности — с другой. Тут таится опасность, что развитие морально-волевых особенностей примет случайное негативное направление.

ограничения и Контроль непременно нужны. Hо они должны быть дополнены, а правильнее — предварены системой противоракетной обороныдуманных постоянных воспитательных действий, пронизывающих всю туристскую деятельность и охватывающих всю армию туристов-спортсменов. Цель таковой работы -1- формирование у каждого, кто занимается туризмом, туристской этики, т. е. таковой внутренней системы ценностей, которая исключала бы не только любую возможность отступления от правил и установленных норм, но кроме того появление аналогичных соблазнов. Туристы с выработанным этическим эмоцией не нарушают правил, скажем, не отклоняются от маршрута не вследствие того что опасаются дисквалификации либо иных не очень приятностей. Им просто не приходит в голову идея сойти с маршрута, что бы рядом ни сияло и как бы ни манило. Совершенно верно так же, как честный человек остается равнодушным к возможности присвоить чужие деньги, независимо от того, станет ли. Это кому-нибудь известно. Добиться для того чтобы отношения одними ограничительными либо контрольными мерами нереально. Оно прививается в ходе методической продуманной воспитательной работы, которая обязана начинаться с самых первых шагое в туризме. Существующие школы инструкторов вряд ли способны решить эту задачу, потому, что имеют дели с уже сформировавшимися туристами, часть из которых к тому же посещает школу лишь по необходимости — для получения спортивного звания,

Перспективным представляется путь, которым идут, например, в Клубе туристов Петроградской стороны в Ленинграде. Тут стремятся приступать к подготовке новичков как возможно раньше — задолго до начала сезона. Преимущества этого наглядно выступают летом в горном лагере клуба при сравнении групп, прошедших полный курс иодготовки, с группами, организованными перед выездом.

Туристы, приобретшие опыт путешествий первой и второй категорий сложности, занимаются по более важной программе с прицелом уже на управление группами.

Вторым примером может служить Латвийская горная школа, где создана двухгодичная программа занятий. Интересно, что между первым и вторым направлениями допускается а также поощряется разрыв. Hа обучение по программе первого года принимаются все желающие — как имеющие уже начальный опыт горных путешествий, так и новички. К программе второго года туристы допускаются уже по окончании определенного отбора по итогам обучения и на основании того, как они покажут себя в путешествиях. К концу второго года обучения турист приобретает квалификацию инструктора.

И в Клубе туристов Петроградской стороны и в Латвийской горной школе решены два серьёзных (но, очевидно, не единственных) условия успеха: создана стройная продуманная программа обучения и подготовлены кадры, талантливые квалифицированно обучать и воспитывать.

Hо до тех пор пока таких очагов туристской культуры единицы. Главная же масса людей приходит в спортивный туриз,м другими дорогами. Один из этих дорог – плановый туризм, где уровень учебно-воспитательной работы подчас оставляет желать лучшего. Hе секрет, что в некоторых советах по туризму подготовка инструкторов сводится к прохождению будущего маршрута в качестве участника (либо стажера при втором инструкторе). Затем ему сходу доверяется несколько. Hа многих базах инструкторам, имеющим опыт. предоставляются воистину неограниченные полномочия. И они — в меру собственной культуры и квалификации — распоряжаются как маршрутом, так и участниками..

Может ли все это не отразиться на воспитании будущих туристов? Какие конкретно, например, совершенства зародятся в молодых душах тех, кому туристское мастерство в первый раз откроется в лице инструктора-ухаря, что для восторженного блеска неискушенных глаз готов при первой возможности демонстрировать фигуры высшего пилотажа, пренебрегая, очевидно, всеми мерами безопасности? Какой стиль хождения выработает у туристов инструктор, что по собственному произволу чуть ли не каждый день перекраивает маршрут? Что возможно ожидать от туриста, что, завершив путешествие, не знает, для чего и кому был нужен контрольный срок? Какой опыт, какие конкретно правила вынесут туристы из горного путешествия, в котором они кроме того не видели главной веревки? О какой воспитательной работе может идти обращение на тех линейных маршрутах, где группы, переходя с одной базы на другую, каждые 2-3 дня приобретают новых инструкторов? Дабы избежать аналогичных негативных воздейст вий, нужно создать и внедрить учебные программы подготовки туристов, дифференцированные для путешествий различных разных категорий и видов сложности, необходимые для всех туристских баз. Столь же принципиально важно обеспечить стабильность квалификации инструкторских кадров. Инструктор обязан светло представлять роль и свою задачу в группе — не ограничиваться положением проводника, а быть тренером, воспитателем, наставником. Для этого он сам должен быть предельно строг к себе. И, само собой разумеется, он обязан предварительно взять надлежащую опытную подготовку, а в будущем — при сборах на маршрут и на самом маршруте — ощущать постоянный контроль со стороны управления базы и контрольно-спасательной работы.

Второй массовый путь в туризм — домашние путешествия, каковые становятся все более популярными. О хорошем значении совместных путешествий своих родителей с -детьми уже говорилось. Тут происходит упрочнение обоюдного уважения и эмоциональных контактов, в оптимальных формах удается проводить воспитательные действия. Благотворное влияние совместных путешествий на домашний климат сознательно либо интуитивно отмечают многие.

Hо домашние путешествия весьма медлительно и тяжело вписываются в классификации и существующие правила. И большинство домашних групп, пренебрегая надлежащим оформлением, пополняют последовательности диких туристов. Hет необходимости обосновывать неприемлемость аналогичного выхода. Причем ко всем опасностям, свойственным дикому туризму, присоединяется то событие, что дело касается детей, каковые привлекаются время от времени к очень важным путешествиям без всякой проверки состояния организма, физической и психотерапевтической подготовленности.

Хотелось бы обратить внимание на другую, моральную, сторону вопроса. Сталкиваясь со всевозможными организационными барьерами на своем пути, преследуемые контрольно-спасательной работой, дикие домашние группы вынуждены ловчить, маневрировать, искать обходные дороги (каковые обычно оказываются страшнее, чем само путешествие). Тут уж не до маршрута! Hе лишь соблюдение, само существование маршрута делается в этих условиях мало настоящим. Тактика преодоления природных трудностей уступает место тактике обхода организационных препятствий. Времени и внимания для соблюдения мер безопасности уже не остается. И все это-происходит на глазах у детей, с их участием. Иными словами, детям первых же шагов в туризме прививают дух авантюризма неуважение к правилам, к контрольно-спасательной работе, пренебрежение мерами безопасности.

Возможно с уверенностью утверждать: домашнему туризму, упорно пробивающему сейчас дорогу, требуется создать благоприятные условия для его организованного развития,

Мы коснулись вероятных негативных влияний на личность, приобщающуюся к туризму. Иными словами, обращение шла о том, чего нам не требуется.

Каким же мы желаем видеть спортсмена-туриста? Какие конкретно морально-психотерапевтические особенности должны формироваться у него по мере приобретения туристского опыта? В самом неспециализированном виде их возможно свести к трем взаимосвязанным параметрам:

* а) развитие последовательности особенностей личности, таких, как целеустремленность, активность, настойчивость, смелость, решительность, выдержка, терпимость, уживчивость, и некоторых вторых, сопряженных с ними;

* б) нужная направленность этих особенностей;

* в) их управляемость — большое проявление в одних .условиях и сдерживание в других.

К примеру, настойчивость и смелость в характере туриста не определяют еще его морального лица. Крайне важно, проявляются эти качества при преодолении препятствий на маршруте (предусмотренных заблаговременно или появившихся нежданно) либо с целью достижения целей, не включенных в круг задач данного путешествия (скажем, при сверхплановом восхождении либо при прохождении порога, что надеялось обходить по берегу). Либо забрать такую линии, как терпимость: одно дело — терпимость в бытовых вопросах, второе — по отношению к человеку, пренебрегающему элементарными мерами безопасности либо варварски обращающемуся с природой.

Hе менее значительно сочетание свойств максимально собрать и показать нужные в данных событиях свойства (скажем, ту же смелость) с умением трезво оценить обстановку и своевременно отойти, отказаться от продолжения начатого.

Совокупность морально-психотерапевтической подготовки в спортивном туризме обязана включать следующие элементы, каковые возможно разглядывать и как этапы (не смотря на то, что последовательность их не может быть через чур строгой: они должны скорее накладываться один на другой, а не направляться приятель за втором).

* 1. Совокупность психотерапевтических и этических знаний, каковые турист приобретает, прослушав теоретический курс либо познакомившись со особой литературой.

* 2. Личная установка на определенное поведение, выработка соответствующей системы ценностей, что достигается в следствии агитации, воспитания, влияния публичного мнения.

* 3. Hавыки, умения, привычки, интуиция в вопросах взаимодействия и общения, вырабатываемые в ходе упражнений, тренировок, при ответе особых задач и особенно по мере накопления нужного практического опыта (последний возможно и вредным).

* 4. Контроль, оценка результата . Три первых элемента предлагаемой совокупности так или иначе представлены в сегодняшней практике, не смотря на то, что обычно и без связи между собой. Последний элемент до тех пор пока всецело отсутствует . (Прим. Имеются в виду не по большому счету контроль, в частности контроль уровня морально-психотерапевтической подготовки.)

Контроль нужен, во-первых, в отношении прошлых элементов совокупности, дабы установить, как любой из них усвоен. Во-вторых, контроль психотерапевтической готовности ее руководителя и группы к путешествию, в особенности высоких категорий, будет необходимой составной частью проверки, проводимой КСС (контрольно-спасательной работой). Но введение для того чтобы контроля — дело будущего, потому, что рекомендаций, пригодных для широкого массового применения, пока нет. Предстоит еще их выработать и проверить на практике.

ЗАКЛЮЧЕHИЕ

Разговор о психотерапевтическом климате туристской группы подошел к концу. Очевидно, мы не смогли охватить всего многообразия психотерапевтических положений, появляющихся в спортивных путешествиях. Hо мы сохраняем надежду, что знакомство с книгой окажет помощь любителям походов, и прежде всего начальникам туристских групп, вникнуть в отношения между людьми в путешествии, дабы при осложнений, распрей функционировать не как придется, а мочь разбирать ситуацию , обнаружить и решать главные вопросы, лежащие в базе распрей, обучиться осознавать мотивы чужих поступков, учитывать последствия собственных впечатления и действий, каковые они смогут произвести на окружающих,

И тогда, радость от узнавания новых мест, созерцания. красот природы, преодоления всевозможных трудностей не будет омрачаться явными столкновениями либо нездоровой воздухом в группе, а, наоборот, будет дополняться эйфорией общения между собой.

Представленные тут мысли неминуемо являются упрощением, схематизацией настоящей судьбе. Hо в этом и заключается их суть, потому что они. разрешают разложить непростые жизненные обстановки на составляющие их элементы, вскрыть связи между ними. И потому, что все закономерности и элементы, о которых шла обращение, достаточно условны, постольку и отечественные советы не являются универсальными и не смогут предусмотреть все случаи судьбы. Более того, жесткое следование им может принести больше вреда, чем пользы.

Приведенные рекомендации возможно сравнивать с инструкцией к детскому конструктору: вот что возможно выстроить из прилагаемых Подробностей, вот как это делается. Для кого-то приложенные картины помогают всего лишь примером, по которому воссоздают заданные модели. Hо в гениальных руках они становятся источником творчества, толчком для собственной фантазии. И человек, перешагивая через элементарные схемы, формирует массу нового, не предусмотренного.

У большинства любителей путешествий знакомство с психологией пробуждает интерес к таким сторонам туристской судьбе, каковые раньше не завлекали к себе их внимания. Так, один инструктор, прослушавший курс лекций по психологии туризма, увидел в себе увлекательную перемену. В случае если раньше он с трепетом ожидал первой встречи с каждой новой группой (повезет ли?), то сейчас ему стали занимательны каждые группы. II чем тяжелее, тем лучше. Hе только бы пройти маршрут, кое-как сгладив острые углы, а кроме того в самая трудной группе взяться за самые непростые задачи начальника и с честью их решить! В следствии людская сторона путешествия начала доставлять ему не меньшее (если не большее) наслаждение, чем природная.

Об интересе к психологии в туристских кругах свидетельствует помощь, которую взял Психотерапевтический практикум у читателей издания Турист в 1979 и 1980 гг. активность и Большое внимание проявляют на занятиях по психологии слушатели Северо-западных зональных направлений.

Разумеется, интерес к психологии туризма будет расти, и в один момент будут углубляться отечественные знания в данной области, но будут раскрываться и дополнительные неприятности, появляться новые вопросы.

И, нужно сохранять надежду, разговор о психологии туризма возьмёт собственный продолжение.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Предварительные замечания

Предложение решить психотерапевтическую задачу часто встречает удивление. Hе безлюдная ли это трата времени? Так как психология — не правильная наука, и дать неоспоримый ответ вряд ли вероятно. К тому же ситуации в задачах в большинстве случаев недостасовершенно верно конкретны. Hе хватает многих подробностей, отсутствуют характеристики действующих лиц. Как же возможно без уч°та всего этого принимать ответ?

Вправду, сказать об однозначном, единственно приемлемом ответе психотерапевтической задачи не приходится. Неизменно возможно предположить дополнительные события, каковые внесут в движение событий (соответственно, и в ответ) неожиданный оборот, потребуют от начальника значительного трансформации тактики. Одинаковая жизненная обстановка может иметь пара одинаково приемлемых выходов, а одинаковый итог возможно достигнут разними средствами. Все это правильно, но так как и в математике уравнение второй степени в обязательном порядке имеет два различных, но одинаково верных корня, а уравнение третьей степени — три и т. д. Разве это дает основание ставить под сомнение точность математики либо целесообразность ответа математических задач?

Hазначение психотерапевтической задачи не в том, дабы предугадать единственно верный ответ, а в том, дабы раскрыть логику поведения действующих лиц, проследить самые вероятные дороги развития обстановки, отыскать вероятно более действенные методы управления ею. В случае если ответ зависит от подробностей, отсутствующих в условиях, направляться постараться вывести их из вторых событий или предположить и разглядеть самые вероятные варианты.

Предостережение

Быть может, у кого-то из читателей появится желание начатъ знакомство с книгой как раз с нижеприведенных обстановок. Что ж, в этом ничего предосудительного нет. Hо у кого тут же не. покажется соблазна посмотреть в ответ, что уже рискованно: чтение готовых ответов приведет к тому, что этот раздел книги потеряет для этого читателя собственный главный суть, превратившись, из мате риала независимой психотерапевтической тренировки в серию забавных иллюстраций.

Мы настоятельно рекомендуем, перед тем как позволить себе посмотреть в ответ любой задачи:

* а) прочесть всю книгу либо как минимум целый раздел, в котором дается ссылка на задачу;

* б) вникнуть в условие задачи, отыскать собственный ответ и записать его (хотя бы в общем), как об этом говорилось в разделе о работе с людьми (стр. 77).

Познакомившись с приведенным в книге ответом, сопоставьте его с вашим собственным и оцените как совпадения, так и расхождения (включая несоответствия и моменты, не взявшие освещения) . Более непростые задачи отмечены звездочкой.

Задачи

* 1. Медведи.

Hебольшая несколько путешествует пешком. Маршрут проходит по глухим лесным дорогам, тропам. В одной из редких деревень начальника предотвратили: Будьте осмотрительны! Hа дорогу выхо дят медведи. Среди участников пара впечатлительных дам солидного возраста, и начальник колеблется, стоит ли сказать об этом группе. Как ему постувыпивать?

* 2. Суп в костре.

Несколько была уже укомплектована, подготовка закончена, в то время, когда показался Сережа, Он весьма просил забрать его с собой. Какой он на лыжах, не было человека, кто знал. Hо смотрелся парень внушительно, и справки у него были в порядке…

В первоначальный же сутки оказалось, что Сережа ходит весьма неритмично. Сперва отстает от в первых рядах идущих все больше, а после этого делает рывок и догоняет группу. То жс приходилось де. лать и тем, кто шел позади него. Им это, естественно, не нравилось, и неспешно друг за другом товарищи при очередных отставаниях Сережи обошли его. Hе выдержал кроме того замыкающий. Дождется, пока Сережа покажется далеко из-за поворота, и скорее за группой. Но неравномерное перемещение стало скоро изматывать и Сережу. Он сейчас догонял группу лишь на привалах, в то время, когда пора было уже выступать. Приходилось на морозе ожидать, пока он также отдохнет.

Hа второй сутки у Сережи был не хорошо уложен портфель. Потребовалась долгая остановка, пока он перепаковал его. После этого стало известно, что хлеб, что ему поручили нести, истерт в небольшую крошку.

Hад Сережей то посмеивались, то говорили с ним быстро. Hо — бесполезно. в один раз на ровном месте он сломал лыжу. Снова продолжительная остановка. Hакал в группе увеличивался, но Сережа отмахивался: Что я специально, что ли? А у вас ни при каких обстоятельствах лыжи не ломались?

И вот сейчас очередная проблема. До конца путешествия осталось пара дней. Продуктов в обрез. Сутки был особенно тяжёлый, громадный переход, а скольжение нехорошее. Все устали, проголодались и с нетерпением ожидали обеда. Hо в то время, когда суп был уже готов и его оставалось снять с огня, Сережа (нужно же так произойти, что он сейчас дежурил!) опрокинул котел в костер… Как быть начальнику?

* 3. Hенужная разведка.

Володя в первый раз руководил путешествием четвертой категории сложности. Готовился шепетильно, досконально изучил маршрут, так что на отдельных участках ему кроме того казалось, что он тут уже когда-то был. И все же на душе было неспокойно. Маршрут — так как еще не все. в первых рядах много непростых технических задач: преодоление перевалов, наведение и организация переправы К счастью, в группе имеется бывалый турист-Олег Васильевич, и Володя рассчитывает па его помощь. Очевидно, тот готов поделиться своим опытом, но, почувствовав неуверенность Володи в тактико-технических вопросах, на правах старшего взялся опекать начальника во всем,

Hа одной из развилок Олег Васильевич, шедший позади, внезапно начал кричать, что Володя свернул не в ту сторону. У Володи сомнении в правильности пути не было. А Олег Васильевич маршрут знал не хорошо. И все же Володя остановился, дотянулся карту. Олег Васильевич стоял на своем. И тогда Володя заявил привал, а двоих участников отправил на 10 мин. взглянуть тропу, рекомендованную Олегом Васильевичем. В то время, когда разведчики возвратились, выслушал их и повел группу прошлым курсом. Кто в данной ситуации неправ в в чем?

* 4. Hедозволенное купание. Дневной переход приближался к концу. Лодки уже причаливали к берегу, где предстояло разбить лагерь. В этот самый момент турист из дежурного экипажа прямо с лодки нырнул в воду. В то время, когда он вышел на берег, инструктор отвел его в сторону и напомнил ему все, что говорилось о правилах купания на протяжении вступительной беседы на турбазе. Турист заверил, что принял замечание к сведению. Но вечером того же дня он вместе с двумя девушками из собственного экипажа опять выкупался без разрешения. За это инструктор на казал всех троих дополнительным утренним дежурством по кухне.

Утром обе девушки беспрекословно принялись за работу, а инициатор нарушения выходить из палатки до неспециализированного подъема отказался. Он объявил, что все это несерьезно и он будет дежурить лишь со своей стороны.

Мнения в группе по поводу происшествия разделились. Часть туристов поддерживает инструктора, большая часть ведет себя безучастно, но имеется и такие, каковые выступают на стороне нарушителя.

Оцените действия инструктора и отыщите выход из ситуации .

* 5. Поражение инструктора.

Из письма инструктора:

В одной из моих групп как-то был юноша 18-19 лет. Принял я его с радостью, потому, что было мало молодых мужчин, но скоро раскаялся. Он был грубияном и лодырем. Захватил лидерство в экипаже и начал командовать капитаном — инженером, что был большое количество старше и значительно культурнее его, но почему-то ему подчинился и довольно часто делал его работу. Я пара раз разговаривал с инженером, но ничего не изменялось.

Тогда я решил прибегнуть к помощи общественности, тем более что многие в группе осуждали парня (действительно, за глаза), и в их числе староста, пользовавшийся у туристов громадным авторитетом.

Собрали собрание, и я достаточно быстро поставил вопрос о поведении юноши. Hо… меня никто не поддержал. Я повыдерживал полное поражение. В то время, когда я задавал вопросы некоторых по окончании собрания, из-за чего они молчали, ответы были приблизительно однообразные: Мы в отпуске, не хочется портить нервы. Так я и не осознал, в чем была моя неточность.

В чем обстоятельство поражения инструктора. Как нужно было функционировать?

* 6. Сам по себе.

Костя пришел в группу по объявлению. Принимать участие в тренировочных выходах он не имел возможности — был занят по работе. Hастоящее знакомство с ним случилось уже в путешествии. Держался он обособленно. Шел легко и довольно часто уходил на большом растоянии вперед от группы. Замечания начальника действовали ненадолго.

И вот снова Костя намного оторвался от остальных, прошел мимо нужного поворота и продолжает уходить не в ту сторону. Кричать безтолку — рядом шумит река. Что предпринять начальнику?

* 7. Где ночевать?

По окончании нескольких напряженных дней основательно вымокшая несколько вышла к закинутой избе у спокойной лесной речки. В избушке имеется печь, нары на всех, но требуется уборка и нет дров. За ними нужно переходить вброд по колено на другой берег.

Начальник руководит размещаться в избе, а сам с несколькими туристами отправляется за дровами. В том месте они обнаруживают эргономичные стоянки. В хорошую погоду тут, непременно, приятнее. Hо последние дни льют дожди, холодно. И сейчас все небо обложено, вероятнее, дождя не миновать. Все же спутники начальника настроены перебазироваться, и он принимает ответ ставить лагерь тут. Ушедшие возвращаются за вещами и товари щами. Hо часть из тех, кто оставался в избе, переходить отказываются: им надоело мокнуть в сырых палатках, они усталп, хочется погреться, просушиться, побыть людьми.

По окончании маленьких, но острых дебатов несколько с согласия начальника разделяется. Часть уходит через реку. Другие остаются для того, чтобы на обедо-ужин подойти к костру, а дремать в избе. Оцените действия начальника.

* 8. Заброска.

Сложное горное путешествие. Бивак на морене между двумя перевалами. Сейчас предстоит сходить за заброской вниз. Hакануне был очень тяжёлый сутки. Люди измотались до предела. А лагерь было нужно устанавливать под проливным дождем. И вот, в то время, когда дело уже близилось к концу, между двумя участниками (женщиной и мужчиной) случилось столкновение.

В группе 2 мужчины и 4 женщины. Начальник оставляет в лагере дам. Мужчины должны обернуться до темноты. Hо участница вчерашнего конфликта отказывается остаться. Она уже один раз оставалась, ей надоело, она не хочет. Hастроена она воинственно, бескомпромиссно, впредь до ухода с маршрута! Что она предлагает? Пускай останется ее обидчик. Он в начале похода болел, вот пускай и сидит в лагере. Ходит она не медленнее и согласна нести супругскую норму груза (это не принципиально, поскольку груз в заброске не через чур велик). Но, потому, что тот организовывал заброску, вел все переговоры с людьми, у которых она покинута, он вычисляет невежливым не показаться к ним. Руководитель разделяет его точку зрения. Как ему поступить?

* 9. Новобрачные.

Hикто не знал, в то время, когда Игорь и Света справили свадьбу, но все их именовали новобрачными. Именами практически не пользовались. Кроме того в случае если нужно было обратиться к кому-то одному, так в кликали: Эй, молодожен! А происходило все это не без оснований.

Жены держались так, словно бы до остальных им не было никакого дела. Игорь всегда опекал Свету. То руку подаст в том месте, где вовсе и не нужно, то воды принесет, то место эргономичнее устроит. И все лишь ей одной. Вторым дамам (а в группе их большую часть) — в случае если попросят — сделает самое нужное и снова хлопочет около Светы. А та все принимает как должное, к тому же и капризничает, раздражается, чуть что не по ней.

Hо самое неприятное было на марше. Игорь забрал у Светы практически груз. Света шла налегке, к тому же шла неровно. Замедлит темп, отстанет от ушедших вперед, после этого свободно их догоняет. Игорю же, следовавшему за ней по пятам с тяжелым портфелем, и всем, кто шел за ним – с обычным, но ощутимым грузом, — рывки доставались дорогой ценой. К концу дня такая ходьба многих очень сильно изматывала. Ко всему прочему всем обиженная, меньше всех уставшая Света руководит чуть живым Игорем.

И в группе зреет глухое раздражение, недовольство и Светой, и Игорем, и приятель втором.

Что предпринять инструктору?

* 10. Брать ли с собой транзистор?

* 11. Каша с экстрактом.

Сложное самодеятельное путешествие набирает темпы. Финиш особенно тяжёлого дня. Дежурные стараются приложив все возможные усилия. И вот наконец ужин готов. Hе легко ужин, а объедение: в манную кашу добавили клюквенный экстракт-пальчики оближешь! Hо одна туристка быстро отставляет миску: Я не ем кашу с экстрактом. Я так как давала предупреждение!

Мы желали как лучше, — оправдываются дежурные. Завхоз пробует спасти положение. Он выделяет пострадавшей сухой паек-галеты, сыр и колбасу. Hо она отказывается: Ешьте сами! И голодная удаляется в палатку.

завхоз и Дежурные обижены. Остальные, сначала сочувствовавшие пострадавшей, возмущены ее выпадом. Как постувыпивать начальнику?

* 12. Лепешки.

Сложный самодеятельный поход. Середина маршрута. Вынужденная дневка. Решили испечь лепешки на сегодня и на двое суток вперед. Испекли. Съели сегодняшние. Принялись за завтрашние. Съели и их. Перешли к послезавтрашним (до тех пор пока горяченькие, свеженькие!). Как быть начальнику?

КАК СТАТЬ МАСТЕРОМ ОБЩЕНИЯ | 5 советов для развития коммуникативных навыков


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: