О самостоятельном мышлении

Любой человек может и обязан пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества, но вместе с тем обязан своим разумом контролировать эти, выработанные всем человечеством.

Знание лишь тогда знание, в то время, когда оно куплено упрочнениями собственной мысли, а не одной памяти.

Лишь в то время, когда мы совсем забудем то, чему обучались, мы начинаем действительно познавать. Я ни на волос не приближусь к познанию предмета , пока буду наблюдать на предмет так, как обучили меня наблюдать. Дабы познать предмет, я обязан подойти к нему, как к чему-то совсем малоизвестному.

Торо

От преподавателя мы ожидаем, что он сделает из собственного слушателя сперва рассудительного человека, после этого разумного и, наконец, ученого.

Таковой прием имеет ту пользу, что в случае если ученик и не достигнет ни при каких обстоятельствах последней ступени, как это обыкновенно и не редкость в конечном итоге, он все-таки победит от обучения и станет более умелым и умным, если не для школы, то для жизни.

В случае если же данный прием вывернуть наизнанку, тогда ученики схватывают что-то наподобие разума, перед тем как в них выработается рассудок, и выносят из обучения заимствованную науку, которая лишь как бы приклеена, но не срослась с ними, причем их духовные свойства остаются такими же бесплодными, как и раньше, но одновременно с этим очень сильно сломанные мнимой ученостью. В этом обстоятельство, из-за чего мы часто встречаем ученых (вернее, обученных людей), каковые выявляют мало рассудка, и из-за чего из академий выходит в судьбу больше нелепых голов, чем из какого-нибудь другого публичного класса.

Кант

Наука не в школах. В школах — чопорное тупоумие невежд. Наука в книгах и в личном независимом труде над приобретением знаний из книг и из судьбы, а не из школы, где ни при каких обстоятельствах со времени изобретения книгопечатания не оставалось из науки ничего, не считая плесени.

Темперамент школьного преподавания — сухое, тупоумное педантство. Это практически неизбежно так по самой сущности дела. Кому не надоест 10-20 лет толковать год за год все одно да и то же? Преподаватель, доктор наук практически в любое время занимается своим делом с отвращением и, для облегчения собственной тоски, заменяет науку несложной формалистикой. К тому же обыкновенно и глупеет от глупой скучности собственного ремесла.

Н.Г. Чернышевский

Во всех сословиях видятся люди с умственным превосходством, не смотря на то, что довольно часто без всякой учености. Натуральный ум может заменить практически всякую степень образования, но никакое образование не заменит натурального ума, не смотря на то, что и имеет перед таким человеком преимущество фактов знания сведения и богатства (случаев исторические) и определение причинности (естественные науки) — все в верном, легком обозрении; но он от этого не владеет более верным и глубоким взором на настоящую сущность всех этих событий, причинностей и случаев. Неученый, со своей быстрым взглядом и проницательностью на все, сумеет обойтись без этих достатков. Один случай из его опыта научит его большему, чем какого-нибудь ученого тысячи случаев, каковые он знает, но хорошенько не осознаёт, по причине того, что малое знание того неученого — живое.

Наоборот того, многие знания обычных ученых мертвы, поскольку они состоят если не совсем в безлюдных словах, то довольно часто лишь в отвлеченных понятиях, каковые приобретают собственный значение лишь по высоты понимания и меря разумности вопроса, характерного рассуждающему. В случае если же познание это весьма скудное, то рассуждениям для того чтобы рода характерно, как банку, ассигнации которого вдесятеро превышают наличный фонд, прийти под конец к банкротству.

Шопенгауэр

Я обожаю мужиков: они не хватает учены, дабы рассуждать превратно.

Монтескье

Как много ненужного чтения имели возможность бы мы избегнуть при независимом мышлении!

Разве учение и чтение одно да и то же? Кто-то не без основания утверждал, что книгопечатание в случае если и содействовало более широкому распространению учености, то в ущерб ее содержанию и качеству. Через чур много просматривать вредно для мышления. Величайшие мыслители, видевшиеся мне среди ученых, которых я изучал, были именно наименее начитанными.

Если бы людей учили, как они должны мыслить, а не только тому, что они должны мыслить, — недоразумение было бы предотвращено.

Лихтенберг

XX. УПРОЧНЕНИЕ

Грехи, суеверия и соблазны задерживают, скрывают от человека его душу. Дабы раскрыть для самого себя собственную душу, человеку следует сделать упрочнения сознания; и потому в этих упрочнениях сознания основное дело судьбе человека.

# 290 — О независимом мышлении


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: