О соотношении биологического и социального в личности

Неприятность соотношения биологического (природного) и социального начал в личности человека есть одной из самые сложных и дискуссионных в современной психологии. Речь заходит о том, как при рождении мы зависим от биологических и от социальных факторов и как они уже у взрослого человека содействуют либо мешают личностному формированию.

У различных авторов и в различных концепциях существует приблизительно 28 вариантов взаимоотношения этих 2-х моментов. Сгруппируем их в 4 главных направления, 4 концепции.

Концепция параллелизма.

Биологические и социальные факторы действуют на различные структуры, стороны в развитии человека по большому счету и личности в частности.

Данный подход существовал еще во времена Р.Декарта. Он сказал: человек дуалистиченпо собственной природе. Низшая часть человека – рефлекторна, биологична. Но человек в состоянии при необходимости осуществлять контроль кроме того собственные рефлекторные реакции. Две другие концепции носят неспециализированное наименование

Концепции поглощения

Одна из них декларирует, что биологическое в человеке поглощает социальное, а другаяутверждает обратное.

В биологизаторских концепциях психологическое развитие рассматривается как линейная функция развития организма. Все особенности психологических процессов, свойств и состояний человека тут пробуют вывести из биологических законов. Концепции поглощения биологическим социального придерживались многие ученые, изучавшие свойства: Ф.Гальтон, Ч.Ламброзо, Ганс Айзенк.

Противоположная концепция (3-я) формировалась еще в семнадцатом веке.

Авторы – философы Дидро и Гельвеций думали, что социальные условия создают тот либо другой тип личности. На этом основывается концепция воспитания Джона Локка, его теория чистой доски. Предполагается, что человек рождается как чистый лист бумаги, на котором социум выводит собственные письмена. Сейчас уже как мы знаем, что существуют врожденные задатки, какие-то врожденные физиологические изюминки, свойства нервной совокупности.

Концепция координации.

Приверженцы данной концепции уверены в том, что в формировании и развитии личности принимают активное участие как биологические факторы, так и социальные факторы. Помимо этого, предполагается отойти от двухфакторной теории и ввести еще третий элемент – самовоспитание и саморазвитие. Именно на стыке этих 3-х факторов и рождается и начинается личность.

Заключение: природные, черты и органические стороны существуют в структуре индивидуальности людской личности как социально-обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и др.) и социальное образуют единство и не смогут быть механически противопоставлены друг другу.

4. Структура личности. История неприятности начинается с постановки вопроса о соотношении биологического и социального в структуре личности. Этим вопросом задавались и древние греки (ученик Платона – Теофраст), Гиппократ создал учение о четырех типах темперамента, Эрнст Кречмер соотносил личность с телосложением человека, его конституцией.

Главные подходы к определению структуры личности заложил Б.Г.Ананьев. Он выделил 3 системы в структуре личности.

1. Интраиндивидная (внутрииндивидная) система. Это системная организация индивидуальности личности, представленная в строении темперамента, характера, свойств человека.

2. Интериндивидная (внеиндивидная) система. То, что обнаруживается в межличностных отношениях. Личность обнаруживает себя в пространстве межиндивидных взаимоотношений.

3. Метаиндивидная (надиндивидная) подструктура. Личность может проявляться не только в межличностных отношениях, но и выйти за их пределы, за пределы существующих тут и сейчас связей с другими людьми. Психологи говорят о вкладах в других людей. В нас вкладывают себя отечественные родители. Преподаватель вкладывает себя в собственных учеников, музыкант в слушателя, артист в зрителя, автор в читателя и т.д. Неприятность структуры личности отражена в работах К.К.Платонова.

Проанализировав современные изучения и совершив сравнение комплектов слов русского, грузинского и болгарского языков, применяемых для описания личностных изюминок, Платонов выдвинул идею иерархической структуры личности, системы которой он разглядывает как ступени иерархической лестницы, у которой низшие ступени подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие и опираясь на них, не сводятся к их сумме, поскольку переходы от ступени к ступени осуществляются как скачки на базе появления системных качеств.

Он говорит о существовании 4-х подструктур личности.

1. Биологическая подструктура.Он ее именовал биопсихические особенности. Ко мне относятся темперамент, половые, возрастные особенности, патологические изюминки.

2. Психотерапевтическая подструктура.Либо по его терминологии личные изюминки психологических процессов. Ко мне относятся личные особенности отдельных психологических процессов, ставших особенностями личности (памяти, чувств, ощущений, мышления, эмоций, воли).

3. Подструктура социального опыта.Это персональный опыт, знания, навыки, привычки.

4. Подструктура направленности личности.Это влечения, жажды, интересы, склонности, совершенства, личная картина мира, мировоззрение и убеждение.

Ответ на вопрос о структуре личности искали и зарубежные авторы. Одной из первых и самый распространенных структурных моделей есть 16-факторная модель личности, созданная Р.Кеттелом.

Следующий подход, основанный на клинических данных. Пример: структурная модель личности, реализованная в миннесотском многоаспектном личностном опроснике. В ее базу положены разные формы психиатрических расстройств.

К биологически ориентированным подходам к личности возможно отнести модели Г.Айзенка и М.Айзенка. Это 2-х факторная модель личности.

Ко мне же нужно отнести и модель личности З.Фрейда

1 – Id – область бессознательного, личного, интимного.

2 – Ego – область психологической защиты я

3 – Super-ego – область социальных требований: социальные нормы, мораль, запреты.

В гуманистической психологии структуру личности отождествляют со структурой Я, где максимально представлено самосознание индивида. К.Роджерс представил структуру Я – концепции.

1. Настоящее Я – как вижу себя на данный момент.

2. Динамическое Я – каким стремилось стать в скором будущем.

3. Совершенное Я – то, каким обязан бы стать, ориентируясь на социальные ценности и моральные нормы.

4. Фантастическое Я – кем, каким желал бы стать, если бы это было вероятно.

Ко мне возможно добавить еще большой список всевозможных Я: антиидеальное Я, физическое Я, духовное Я и т.д.,но эти 4 являются главным.

Заключение:

1) На данный момент область психологии, занимающаяся проблематикой структуры личности, представляет собой в основном неупорядоченное нагромождение самых разнообразных, значительно отличающихся, обычно противоречащих друг другу частей, созданных на базе догадок, теорем, умопостроений, предпочтений и только иногда – фактов.

2) Укрепляется тенденция сейчас включать интеллект в структурную модель личности.

3) Ученые поймут необходимость продвижения к созданию унифицированной модели структуры личности.

S.3. Проф. Шмыгов В. А. — Базы связи биологического и социального


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: