Объект и предмет социологии

Часть I. БАЗЫ СОЦИОЛОГИИ

Глава 1. Социология как наука

Понятие социального

Социальные отношения обусловлены сотрудничеством людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей в пище, одежде, жилье, продолжении рода, духовном развитии, творчестве и т.д. В следствии сотрудничества (неоднократного повторения тех либо иных совместных действий) появляются и закрепляются роли и социальные статусы, формируются сокровище и нормы, образовываются социальные университеты, складывается социальная совокупность общества либо социальной общности.

Социальное сотрудничество предполагает взаимное дополнение и скоординированность совместной деятельности. Исходя из этого наиболее значимыми компонентами социального являются предсказуемость поведения и взаимность ожиданий личности либо группы. Отсутствие предсказуемости в поведении и деятельности людей ведет общество к регрессу и дестабилизации. Наглядным примером непредсказуемости и, как следствие, деградации общества являются события, происходившие в Российской Федерации в 90-е гг. XX в.

«определённая предсказуемость» и Распределение «ролей» обоюдного поведения свойственны и для животного мира, к примеру мартышек, волков, львов, муравьев, пчел и др. Но сотрудничество в животном мире носит в основном инстинктивный (рефлексорный) темперамент и направлено по большей части на удовлетворение биологических потребностей и сохранение вида. В отличие от животных сотрудничество людей по большей части есть осознанным и направлено на удовлетворение самых разнообразных потребностей (материальных, духовных, творческих и др.).

Согласно точки зрения П.А.Сорокина, социальное сотрудничество – это не только обмен информацией, но и обмен ощущениями, чувствами, научными знаниями, культурными сокровищами, опытом, накопленным многими поколениями людей1. Действуя осознанно и целенаправленно, люди совершенствуют методы производства, расширяют круг потребностей и методы их удовлетворения. Помимо этого, люди владеют свойством накапливать знания и опыт и передавать их последующим поколениям. В следствии каждое новое поколение как бы опирается на знания и опыт прошлых поколений и делается носителем новых социальных качеств.

Социальные качества – это те, каковые приобретаются индивидом (группой) в следствии обучения и воспитания, т.е. социализации. Исходя из этого, говоря о социальном, мы как бы выделяем его из природного, биологического. Часто в публичных науках отождествляются понятия «социальное» и «публичное».

«Публичное» – более широкое понятие, оно включает многие процессы, состояния и явления, не относящиеся к социальному, к примеру такие, как половой инстинкт, процесс деторождения, потребление с целью поддержания физического существования, разные врожденные рефлексы и т.д.

«Социальное» – это определенная часть публичного, появляющаяся в следствии социального сотрудничества. Социальное в широком смысле слова охватывает все сферы людских взаимоотношений. Это связано с тем, что экономические, политические и другие виды взаимоотношений появляются в определенной сфере жизнедеятельности и по поводу определенного (частного) интереса. В них субъект деятельности присутствует опосредованно, как бы одной собственной гранью, наряду с этим являясь только средством развития той либо другой сферы. Социальные же отношения появляются по поводу потребностей и комплекса интересов. В них субъект представлен целостно и конкретно, всеми собственными сторонами, поскольку предметом социального есть не определенная сфера жизнедеятельности, а сам человек.

Социальные отношения – это отношения, которые связаны с развитием и формированием самих субъектов публичных взаимоотношений. В них человек не средство, а цель и верховный суть всех форм и видов деятельности. В условиях тоталитарного страны главными являются политические отношения. Это в основном вертикальные отношения, предполагающие подчинение и господство. С происхождением гражданского общества и правового государства социальные отношения становятся приоритетными. Этим во многом разъясняется востребованность социологии в гражданском (социальном) обществе.

предмет и Объект социологии

Социология (от лат. societas – общество и гр. logos – знание, понятие, учение) – наука об обществе либо обществознание. Термин был введен в середине XIX в. французским социологом О.Контом (1798-1857). О.Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую разные виды знаний (историю, политику, экономику, культуру и др.) в единую совокупность. Но на протяжении собственного развития социология выделилась в независимую науку со своим, хорошим от вторых наук, предметом.

Нужно различать такие понятия, как предмет и объект социологической науки и предмет и объект конкретного социологического изучения. Объектом социологической науки в широком смысле есть все общество в его системности и целостности. Это подтверждается и тем, что термин «социология» переводится как наука об обществе. Многие ученые не без основания уверены в том, что объектом социологии есть гражданское общество. Наряду с этим в качестве довода они показывают на то, что социология как наука делается востребованной лишь во время возникновения и развития гражданского общества1.

Предметом социологической науки в широком смысле есть социальная сфера (социальная судьба) общества. Объект изучения – это некая объективная действительность, не зависящая от познающего субъекта. Наряду с этим одинаковый объект может исследоваться разными науками. К примеру, общество есть объектом изучения таких наук, как философия, история, политология, экономика, социология и др. Но любая из этих наук имеет собственный предмет. Так, философия как наука по своим способам умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» неприятности людской бытия; история – хронологию развития общества через призму тех либо иных исторических событий; экономика – разные нюансы экономической сферы общества; политология – отношения и политические институты. Личность может стать объектом изучения таких наук, как социология, психология, антропология и др., но любая из них в едином объекте имеет личный предмет.

Социология изучает в первую очередь социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, отношения и социальные институты, социальные качества личности, социальное поведение, публичное сознание и т.д. Наряду с этим объектом изучения возможно как общество в его системности и целостности, так и отдельные его элементы, к примеру громадные и малые социальные общности, личность, учреждения и организации, явления и процессы, разные сферы жизнедеятельности людей. Предметом изучения социологии возможно определенный нюанс (грань) настоящего объекта1.

Иными словами, предмет – это то, на что направлено конкретное социологическое изучение. В случае если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от задач и целей изучения. К примеру, объектом изучения возможно производственная организация, а предметом изучения – социальная структура организации, мотивация труда работников, культура организации и т.д.

СОЦИОЛОГИЯ ЗА 3 60 секунд | Коротко ПРО СОЦИОЛОГИЮ | СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: