Объяснение как поиск причин, лежащих в основе изучаемого явления. выявление общих зависимостей и законов.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

Профобразования

«ДОНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Социальная психология»

Тема: «Главные требования к социально-психотерапевтическому изучению в рамках естественно-научной парадигмы (сциентизм)»

Выполнила:

студентка группы ПСЗТТS-31

Костюк А.А.

Проверила:

Ломова Н. В.

Ростов-на-Дону

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Главные требования к социально-психотерапевтическому изучению в рамках естественно-научной парадигмы (сциентизм). Познание подлинной картины мира, построение объективных законов социальной психологии. Построение догадок, проверяемость и воспроизводимость результатов изучения………………………………………………………………………4

Объяснение как поиск обстоятельств, лежащих в базе изучаемого явления. Обнаружение неспециализированных законов и зависимостей……………………………………6

Неприятности сциентистской социальной психологии…………………………….7

Заключение………………………………………………………………………11

Перечень литературы………………………………………………………………12

Введение

В современной научной литературе формулируется два научных знания-«сциентистское» и «гуманистическое». Сциентистский образ науки был создан в философии неопозитивизма. Основная мысль, которая была положена в базу построения для того чтобы образа заключалась в требовании уподобления всех наук самые строгим и развитым естественным наукам, в первую очередь физике. Наука обязана опираться на строгий фундамент фактов, использовать строгие способы измерения, применять операциональные понятия. Никакие ценностные суждения не смогут быть включены ни в сам процесс научного изучения, ни в интерпретацию его результатов, потому, что такое включение снижает уровень качества знания, открывает доступ очень субъективным заключениям. Соответственно этому образу науки трактовалась и роль ученого в обществе. Она отождествлялась с ролью беспристрастного наблюдателя, но отнюдь не участника событий изучаемого мира.

Главные требования к социально-психотерапевтическому изучению в рамках естественно-научной парадигмы (сциентизм).

Познание подлинной картины мира, построение объективных законов социальной психологии. Построение догадок, проверяемость и воспроизводимостьрезультатов изучения.

Объективность познания мира, в соответствии с положениям естествознания, достижима при условии, в случае если из объяснения и описания исключается все, что относится к процедурам и исследователю его познавательной деятельности. Основной целью естествознания провозглашалось построение полностью подлинной картины мира, познание объективных законов природы. Наука ориентирована на предметное и объектное изучение действительности.

Серьёзным методом построения знания в естествознании есть догадка, пребывающая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в опыте. Формулирование догадок и их последующая умелая проверка образовывает неотъемлемый атрибут естествознания. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного изучения и имеется критерии его истинности.

Естествознание ориентировано на обнаружение неспециализированных законов и зависимостей, на построение типов, на подведение единичных фактов и случаев под неспециализированную зависимость. индивидуальность и Единичность не составляют область изучения естествознания. При построении типологии, классификаций, законов и т. п. обширно практикуются математические, количественные способы обработки взятых данных. Главным критерием естественно-научного познания помогает применение взятых результатов на практике.

Естественно-научная парадигма сохраняет сокровище объективно-научного знания, ориентацию на эксперимент и внешнее наблюдение, на принцип применения («полезности») научных знаний. Главным типом деятельности ученого остается изучение, направленное на обнаружение законов судьбы изучаемого объекта сейчас, его «срез». Субъект познания выносится за скобки познавательной деятельности. Следование совершенствам естественнонаучного познания (либо «хорошему идеалу рациональности») в науке характеризует позицию сциентизма (самоценности научного знания).

Многие современные направления в психологии исходят из позиций сциентизма. Наряду с этим естественно-научное изучение человека, его внутреннего мира принципиально не отличается от изучения в нем природных явлений. Человек рассматривается как объект в последовательности вторых объектов. Как и объекты природы, человек ставится исследователем под контроль и преобразовывается в источник информации. Для получения искомых знаний над ним совершают разного рода операции, подвергают опыту и т. п.

В ходе изучения ученый-естествоиспытатель активен: он определяет цели, процедуры опыта, варьирует условия, устанавливает нормы поведения испытуемого. Человек-объект в таком изучении пассивен, он обязан совершенно верно направляться данной ему инструкции, отвечать на поставленные вопросы, информировать о психологических процессах, состояниях и т. п. Он существует отстраненно от исследователя, а последний изучает его беспристрастно, с внешней позиции, сооружает объективное знание. Как раз исходя из этого объективный подход к человеку с позиций естествознания не имеет возможности полноценно изучать людскую субъективность как таковую, неспособен постичь индивидуальность личности, ее духовную сущность.

Объяснение как поиск обстоятельств, лежащих в базе изучаемого явления. Обнаружение неспециализированных законов и зависимостей.

Объяснительная психология ориентируется на познавательные средства и требования естествознания и пытается растолковать уклад душевного мира с его составными частями, законами и силами совершенно верно так, как физика и химия растолковывают строение физического мира. Она пытается подчинить явления душевной судьбе причинной связи, забрав за базу ограниченное число исходных психологических элементов (ощущения, эмоции). Из этих элементов конструируется вся душевная судьба человека. Высшие душевные процессы сводятся к процессам и элементарным ассоциациям. Такая психология является учением « о душе без души», она неспособна пробраться в духовную сферу человека, осознать людскую индивидуальность.

Ориентация на естествознание, на объективность, на эксперимент и измерение как на идеал научности в отечественной психологии есть преобладающей. Советская психология развивалась как отвлечённая, сциентистская дисциплина.

направляться ли оценивать естественно-научную парадигму в психологии очень плохо и за этим отрицать применение ее способов в изучении человека?С философско-мировоззренческой точки зрения человек – существо безграничное, а это значит, что познать совсем его нереально, его нельзя описать единой формулой и к этому не требуется стремиться. С психотерапевтической точки зрения человек – существо многомерное, т. е. он имеет разные проявления. Разным проявлениям человека адекватны разные способы. Основатель осознающей психологии В. Дильтей не отрицал возможностей применения в ней способов объяснительной психологии, но показывал на их ограниченность в познании наибольших уровней людской действительности.

Логика 13. Законы логики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: