Обязаны ли женщины возмещать пост, пропущенный по причине беременности или кормления грудью?

О посте беременных и кормящих грудью дам

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Обязаны ли дамы возмещать пост, пропущенный по обстоятельству беременности либо кормления грудью?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла отечественных душ и плохих дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он покинет, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого хорошего поклонения, не считая Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – посланник и раб Аллаха Его.
А после этого:
В связи с разногласиями, существующими около восполнения поста пропущенного по обстоятельству беременности либо кормления грудью, многих мусульманок интересует вопрос, чем обязана беременная и кормящая грудью? Обязаны ли они поститься либо нет, и нужно ли им возмещать пост в том случае, если они его пропустили.
С соизволения Аллаха эти вопросы будут рассмотрены с приведением аргументов всех сторон.

О том, что беременная и кормящая грудью смогут при необходимости прервать пост
От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил: «Великий и Всемогущий Аллах высвободил путников от половины и поста молитв, а беременных и кормящих грудью дам высвободил от поста». ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани.
Беременная и кормящая грудью смогут не выполнять пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод, за пропажу либо дефицит молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Но, если они способны поститься, не опасаясь за все вышеперечисленное, то им не разрещаеться оставлять пост, потому что Всевышний Аллах говорит: «А поститься лучше для вас, если бы вы лишь знали!» (аль-Бакъара 2: 184).
Ибрахим ан-Наха’и говорил: “в один раз одна дама пришла к ‘Алькъаме и сообщила: “Я беременна, но я в состоянии выполнять пост, но мой супруг запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сообщил ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся супруга!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.
Имам Ибн ‘Акъиль сообщил: “В случае если беременная и кормящая грудью опасаются за плод либо ребенка, то им не нужно поститься, а если они не опасаются, то им не разрещаеться не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.
Шейх Ибн ‘Усаймин сообщил: “Не разрешено беременной и кормящей грудью не выполнять пост, не считая как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.
Так, беременная и кормящая грудью смогут не выполнять пост только при опасения, а не просто по обстоятельству кормления либо беременности, как это полагают многие.

Примечание:
В случае если у беременной дамы происходит выкидыш в стадии формирования у плода разных частей тела, таких как голова либо руки, то подобный случай рассматривается как ан-нифас (послеродовое кровотечение), и дама не постится. В случае если же выкидыш случился на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то в отношении дамы используются положения, которые связаны с истихадой (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять собственный пост. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/224.

Возмещаются ли пропущенные дни поста по обстоятельству кормления и беременности грудью?
Довольно данного вопроса среди ученых существует пять известных точек зрения, верным из которых есть лишь одно, потому, что истина одна, а противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик сказал: “Клянусь Аллахом истина только одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не смогут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.
Разглядим детально мнения всех сторон:
Первое вывод пребывает в том, что беременная и кормящая грудью обязаны компенсировать пост и кормить за любой пропущенный сутки одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/402. Но кое-какие шафи‘иты и ханбалиты думали, что если они не постятся, опасаясь за себя, то они должны пропущенные дни поста, без кормления бедняка. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Второе вывод пребывает в том, что беременная лишь возмещает пропущенные дни поста, а кормящая грудью возмещает пост и кормит за любой пропущенный сутки одного бедняка. Это одно из точек зрения имама Малика и многих шафи‘итов. См. «аль-Маджму’» 6/273.
Первые два мнения не имеют базы ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузи сказал: “Мы не знаем никого, от кого бы точно передавалось необходимость объединять оба положения: возмещение поста и кормление бедняка, не считая имама Муджахида”. См. “аль-Истизкар” 3/364.
Третье вывод пребывает в том, что беременная и кормящая грудью легко обязаны компенсировать пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это вывод Абу Ханифы, аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу и Абу Саура ‘Убайда. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/446. Кроме этого этому точке зрения отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.
Они говорят, что база в шариате Всевышнего – это обязанность выполнять пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение кроме этого к беременным и кормящим грудью, потому, что нет для них никаких исключений. И вследствие этого они обязаны компенсировать пропущенные дни поста равно как и любой, кто не выполнял пост по уважительной шариатской обстоятельству.
Кроме этого их аргументом являются следующие аналогии:
Хадис: «Великий и Всемогущий Аллах высвободил путников от половины и поста молитв, а беременных и кормящих грудью дам высвободил от поста».
Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наровне с путником, а путник обязан компенсировать пропущенный пост.
Кроме этого они сравнивают их с больным, потому, что больной не поститься из-за опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан компенсировать пост.
Четвертое вывод пребывает в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это вывод имама Ибн Хазма, и ему дал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари. См. “аль-Мухалля” 6/263, “Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уаль-хамиль” 138.
Их вывод основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха имеется дозволенность на несоблюдение поста по обстоятельству кормления грудью либо беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост лишь пяти категориям людей, а это: путник, пациент, сознательно привёдший к рвоте, дама у которой месячные либо послеродовое кровотечение. Упомянув это, Ибн Хазм сообщил: “Ни один человек не имеет права обязывать тем, на что не пришел текст из Корана либо Сунны, либо на что нет единогласного мнения (аль-иджма’)”, по окончании чего он прочёл следующий аят: «А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (ат-Талякъ 65: 1).
И пятое вывод пребывает в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнением, а должны накормить за любой пропущенный сутки одного бедняка. Это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, и за ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани. См. “аль-Имам би ахками-ссыям” 300-301, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А тем, каковые способны поститься с большим трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184) заявил, что он отменен велением поститься, а после этого добавил: “Установлено кормление одного бедняка за любой пропущенный сутки для старухи и старика, каковые не могут выполнять пост , и для беременной и кормящей грудью, каковые опасаются (за детей)”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад шейх и Шакир аль-Альбани.
Ибн ‘Аббас кроме этого сказал: “В случае если беременная опасается за себя, а кормящая грудью опасается за собственного ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за любой пропущенный сутки одного бедняка, и они не должны возмещать собственный пост”. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.
Кроме этого сообщается, что Ибн ‘Аббас сообщил беременной даме: “Ты из тех, каковые смогут поститься с большим трудом, исходя из этого на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.
Кроме этого сообщается, что в один раз Ибн ‘Умар, заметив, что его беременной жене тяжело поститься, сообщил ей: “Покинь пост, поскольку ты из тех, кто не имеет возможности выполнять его. Исходя из этого корми за ежедневно бедняка и не возмещай собственный пост”. Нафи’ говорил, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и собственной беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Так же говорили такие узнаваемые имамы из последователей (таби’ун), как Са’ид ибн Джубайр и Къатада: “Не постится беременная, которая опасается за собственный дитя и не постится кормящая грудью, которая опасается за собственный дитя. Они должны за любой пропущенный сутки кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост”. ‘Абдур-Раззакъ 7555, 7556.

Вывод
Как мы видим, из пяти упомянутых точек зрения самым сильным и самые аргументированным есть пятое вывод, заключающееся в том, что беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить за любой пропущенный сутки одного бедняка.
Это вывод есть самым сильным по следующим обстоятельствам:
Во-первых, оно есть мнением сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), каковые были свидетелями ниспослания Корана и каковые лучше вторых знали о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд сказал: “Наилучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад точный.
Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное вывод либо познание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), потому, что сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “Ируауль-гъалиль” 4/38.
В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, показывает на то, что это есть установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения данный принцип прекрасно известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.
В-четвертых, даже в том случае, если это вывод основывается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, то их вывод больше заслуживает того, дабы ему направляться. Тем более что нет точных сообщений, дабы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в несоответствие сподвижникам чье-либо вывод, не считая пророка (мир ему и благословение Аллаха), не разрешено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что в случае если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому не разрешено вводить по этому вопросу третье вывод. Так же как в случае если сподвижники объединились в одном вопросе, не разрешено идти им в несоответствие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.
в один раз Са’ида ибн аль-Мусайиба задали вопрос о его мнении в каком-то вопросе, и он сообщил: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и моему точке зрения не должно быть места среди них!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.
Кроме этого направляться подчернуть, что в случае если слова либо поступок сподвижника не есть следствием его иджтихада и неизвестно, дабы кто-либо из вторых сподвижников ему возразил, то это есть шариатским аргументом, что нужно принять, и именуется как иджма’у сукути! Довольно этого правила все последователи (таби’ун) и имамы нашли консенсус, не считая тех, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и кое-какие крайние ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.
Имам Абу Ханифа сказал: “В случае если я сообщу то, что противоречит Книге Аллаха, то покиньте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его задали вопрос: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сообщил: “Покиньте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его снова задали вопрос: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Покиньте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.
Ибн Мас’уд сказал: “Не подражай слепо в собственной религии людям, но в случае если тебе придется это делать, то подражай погибшим (т.е. сподвижникам), а не живым!” аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.

Разъяснение некоторых сомнений
Ответ на третье вывод и аналогию в сравнении беременной и кормящей грудью с путником либо больным: Во-первых, на возмещение поста больными и путниками показывает сам Аллах, сообщивший: «А тот, кто болен либо находится в пути, то пускай поститься число вторых дней» (аль-Бакъара 2: 185). Но на то, что кормящая грудью и беременная обязаны компенсировать собственный пост, нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне.
Во-вторых, что касается доказательства того, что в хадисе беременные и кормящие упоминаются наровне с путником и аналогия на то, что исходя из этого, им направляться возмещать собственный пост, то правильность данной аналогии вызывающа большие сомнения. Суть того, что в этом хадисе беременная и кормящая упоминаются наровне с путником в том, что эти категории людей освобождаются от поста. Но кроме того в случае если из этого хадиса совершить аналогию между путником с одной беременной и стороны либо кормящей грудью с другой, то возможно сообщить: Так как путник, что уменьшает в пути молитву, совершая их по два рак’ата, не обязан по возвращении восстанавливать эти сокращенные молитвы. Совершенно верно кроме этого возможно заявить, что упоминание путника в одном хадисе с беременной и кормящей грудью не показывает на то, что они обязаны возмещать собственный пост. См. “Ахкаму-нниса” 37, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.
Ответ на четвертое вывод, что беременным и кормящим грудью не нужно ни возмещать пост, ни кормить бедняка пребывает в том, что это вывод возможно было бы принять при отсутствия противоречащих ему указаний от сподвижников. То, что они передают о кормлении бедняка и не возмещении поста беременными и кормящими грудью не просто их вывод, а имеет положение «марфу’», т.е. то, что передается от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Потом, кое-какие ученые посчитали, что Ибн ‘Аббас отправился в несоответствие остальным сподвижникам, посчитав, что аят: «А тем, каковые способны поститься с большим трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184), не есть отмененным.
Дело в том, что в то время, когда Всевышний Аллах вменил мусульманам в обязанность пост, Он разрешил им или поститься, или кормить за любой пропущенный сутки одного бедняка, сообщив: «А тем, каковые способны поститься с большим трудом, надлежит накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184).
Пост был непривычен для мусульман и исходя из этого Милосердный Аллах вместо категоричного повеления, дал выбор Своим рабам между кормлением бедняка и соблюдением поста. Потом Аллах обязал постом каждого, кто способен поститься, сообщив: «А поститься лучше для вас, если бы вы лишь знали!», и сообщив: «Тот из вас, кого застанет данный месяц, обязан поститься» (аль-Бакъара 2: 184, 185).
История об этом передается в хадисах от многих сподвижников, среди которых Ибн ‘Умар, Му’аз и Зайд ибн Аслям. См. “Сыфату-ссаум ан-наби” 82.
Но дело в том, что и Ибн ‘Аббасу было известно об отмене этого аята, как мы уже упоминали это. Он сказал: “Что касается веления кормить бедняка, то оно было отменено аятом: «Тот из вас, кого застанет данный месяц, обязан поститься» (аль-Бакъара 2: 185). Но установлено для старухи и старика, каковые не могут выполнять пост, и для беременной и кормящей грудью, каковые опасаются (за детей), кормление одного бедняка за любой пропущенный сутки”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад шейх и Шакир аль-Альбани.
Так нам стало ясно, что между Ибн ‘другими сподвижниками и Аббасом не было никаких разногласий относительно отмены аята о кормлении бедняка, и видим, что ему было известно об этом как и вторым, но вместе с этим он говорит о исключении из неспециализированного положения, в частности в отношении каких категорий людей данный аят не отменен.
Кроме этого это подкрепляется хадисом Му’аза ибн Джабаля, что говорил: “Что касается поста, то в то время, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он постился по три дня ежемесячно и в сутки ‘Ашура. После этого Аллах вменил ему в обязанность пост Рамадана, сообщив: «О те, каковые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас» (аль-Бакъара 2: 183). После этого Аллах ниспослал второй аят: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран как верное управление для людей, ясные доказательства верного управления и различение. Тот из вас, кого застанет данный месяц, обязан поститься» (аль-Бакъара 2: 185). И Аллах утвердил пост для здорового человека и сделал облегчение для путника и больного. И Он кроме этого установил кормление бедняка для пожилого человека, что неспособен выполнять пост”. Абу Дауд 507, Ахмад 5/246. Хадис точный. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.
Мы видим, что Му’аз кроме этого делает исключением пожилого человека из неспециализированного веления поститься. А в том, что неспособный поститься пожилой человек не выполняет пост, а кормит за ежедневно одного бедняка, нет никаких разногласий среди ученых. То же самое возможно отнести к беременным и кормящим грудью, потому, что об их исключении из неспециализированного положения сказал Ибн ‘Аббас. Кроме этого и Ибн ‘Умар, от которого передается сообщение об отмене этого аята, показывает, что беременные и кормящие грудью должны кормить бедняка, а не возмещать пост.
Исходя из этих сообщений сподвижников, мы видим, что аяты о кормлении бедняка отменены, но они не отменены в отношении пожилого человека, которому не легко поститься, беременной, и кормящей грудью дамы. Сообщения от сподвижников об отмене аята позволяющего замену поста кормлением бедняка являются обобщенными, а сообщения о пожилом человеке, беременной и кормящей грудью конкретизируют и делают исключение из обобщенного веления. Имам аль-Къуртуби сообщил: “Точно передается от Ибн ‘Аббаса, что данный аят (о кормлении бедняка) не отменен в отношении упомянутых категорий людей (пожилого человека, беременной и кормящей грудью). И первое вывод, что данный аят отменен, также верное. Но обращение тут идет об отмене аята, в котором имеется исключение”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 2/126.
Подобное исключение из неспециализированного повеления не имел возможности сделать никто из сподвижников, не считая как опираясь на Сунну, и это правило известно в шариате. См. “аль-И’лям” 1/35, “аль-Мууафакъат” 3/118.
Как Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас имели возможность сказать беременным либо кормящим грудью: “Вы из тех, «каковые способны поститься с большим трудом»“, в то время как они, как и другие сподвижники знали об отмене этого аята?! Лишь в том случае, если в Сунне пришло исключение для беременных либо кормящих грудью равно как и для пожилого человека, которому тяжело поститься.
Кроме этого одним из сомнений довольно данного вопроса являются слова ученых, заявляющих о том, что среди сподвижников было разногласие по этому вопросу. Наряду с этим они опираются на слова имама аль-Джасаса, что в собственном Тафсире сообщил: “Саляфы разошлись в этом вопросе на три мнения. ‘Али сообщил: «Беременная и кормящая грудью обязаны компенсировать пост и им не нужно кормить бедняка». Ибн ‘Аббас сообщил: «Они не должны возмещать, а должны кормить бедняка». Ибн ‘Умар сообщил: «Они должны и кормить бедняка, и возмещать пост»”.
Но имам не упомянул иснад (цепочку передатчиков) этих сообщений. Имеется сообщения с иснадом, что Ибн ‘Умар думал, что беременная и кормящая грудью должны и возмещать пост, и кормить бедняка, но эти иснады недостоверны от него. Точно же от него передается то, что они не должны возмещать, а должны кормить за любой пропущенный сутки одного бедняка. См. “аль-Истизкар” 3/365.
А сообщений от ‘Али с иснадом по большому счету отсутствуют. Но кроме того в случае если сообщение от ‘Али: «Беременная и кормящая обязаны компенсировать пост и им не нужно кормить бедняка» и было бы точным, ему не имеет возможности отдаваться предпочтение перед сообщением Ибн ‘Аббаса, которое имеет положение марфу’ и словам: «Установлено»!
На самом же деле точно неизвестно, дабы по большому счету кто-либо из сподвижников противоречил Ибн ‘Аббасу и Ибн ‘Умару в этом вопросе, о чем сказал имам Ибн Къудама. См. “аль-Мугъни” 3/21.
Подытоживая все вышесказанное, направляться еще раз подчернуть, что сообщения от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара по поводу поста беременной либо кормящей грудью имеют положение марфу’ (то, что передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха). И среди ученых мухаддисов нет разногласий, что подобные точные сообщения от сподвижников, каковые, толкуя Коран, говорят о исключении из неспециализированного, не являются их личным мнением. Нет никаких сомнений в том, что этим аргументам не смогут равнозначно противостоять ни аналогия, ни слова ученых опирающихся на иджтихад.
Это вывод есть самым обоснованным и честным из всех существующих.

Чем направляться кормить бедняка?
Пожилой человек, беременная и кормящая грудью однообразны в отношении кормления бедняка. Они должны накормить за любой пропущенный ими сутки поста одного бедняка половиной са’ либо одним муддом еды, что приблизительно соответствует 1,5 кг.
Ибн ‘Аббас сообщил: “В то время, когда пожилой человек не имеет возможности выполнять пост, он кормит бедняка за ежедневно одним муддом еды”, в второй версии сообщено: “Кормит половиной са’ пшеницы”. ад-Даракъутни 1/249, имам ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Ируауль-гъалиль” 4/18.
От Малика сообщается, что Нафи’ передал от Ибн ‘Умара , что на вопрос поста беременной, которая опасается за собственного ребенка, сообщил: “Она не постится и кормит за ежедневно бедняка одним муддом пшеницы”. аль-Байхакъи 4/230. Иснад точный.
Сообщается, что “в то время, когда Анас ибн Малик состарился и не имел возможности выполнять пост, он приготовил сарид, созвал тридцать бедняков и накормил их всех”. ад-Даракъутни 2/207. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Имам аль-Бухари сообщил: “В случае если пожилой человек неспособен поститься, то он кормит бедняка, как это делал Анас, что, по окончании того как состарился, за ежедневно кормил бедняка хлебом и мясом”. См. “Сахих аль-Бухари” 2/345.
Так, возможно кормить и раздавать беднякам любую еду.
Кроме этого возможно давать одному и тому же бедняку еду, которая есть искуплением как за один, так и за более количество дней. Кормить бедняков либо раздать еду возможно как в начале месяца Рамадана, так и в середине либо в конце. См. “Фатауа Ибн Баз” 15/203.
В случае если же человек не имеет возможности кормить бедняка, то с него снимается эта обязанность. Имам Ибн Къудама сказал: “В случае если старик либо старая женщина не смогут кормить бедняка, то им ничего не нужно делать, потому что «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара 2: 286)”. См. “аль-Мугъни” 4/396.
То же самое относится и к беременным, и кормящим грудью, каковые не имеют возможности накормить бедняка за пропущенный пост.

Не разрешено выплачивать деньги вместо еды!
Это положение подобно закяту аль-Фитр, что нужно выплачивать как раз продовольствием. Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “направляться кормить бедняка половиной са’ еды, которую употребляют в данной местности, а добрая половина са’ – это примерно полтора килограмма. Бедняка направляться кормить как раз едой, а не выплачивать деньги, потому, что Всевышний Аллах сообщил: «А тем, каковые способны поститься с большим трудом, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакъара 2: 184). И текст Корана показывает именно на еду!” См. “аль-Фатауа аль-Фаузан” 3/140.

И напоследок воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

Подготовлено редакцией сайта
http://www.ToIslam.com

Необходим ли пост в рамадан для беременной дамы?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: