Область распространения политики

Функции политики

С общегосударственным, макроуровнем, политики в большинстве случаев связывают ее главные функции в обществе. Они характеризуют наиболее значимые направления действия политики на общество. К ним относятся:

— укрепление и поддержание целостности общества как сложно дифференцированной социальной совокупности, обеспечение организованности и общественного порядка;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, мобилизация ресурсов и организация масс на их осуществление;

— авторитарное, необходимое для всех распределение дефицитных сокровищ и благ;

— регулирование и предотвращение групповых распрей; — конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Сущность данной функции достаточно полно обрисовывает британский политолог Р. Н. Берки: «Политика предполагает: обнаружение смысла существования общности; определение неспециализированных заинтересованностей всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение ролей и функций между субъектами либо выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), талантливых обеспечить взаимопонимание и эффективное взаимодействие между всеми участниками данного сообщества» .

уровни и Элементы политики

Форма, процесс и содержание не исчерпывают строение политики. В качестве ее довольно независимых элементовможно выделить 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, установки индивидов и ценностные ориентации, и теории и политические взгляды; 2) нормативные избирательные: платформы и идеи программы политических партий, целевые установки групп заинтересованностей, политико-правовые нормы; 3) университеты борьбы и власти за нее; 4) подчинения властвования — и отношения господства, и сотрудничества и политической борьбы.

В случае если постараться перечислить конкретные составные части политики, то в качестве таковых возможно назвать политические взоры, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы и т.п., традиции и обычаи, образцы поведения, публичное вывод, своеобразный политический язык, психологию людей, государство, партии, движения и группы интересов, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических фаворитов, элиты, группировки и т.д.

Кроме элементов и составных частей в политике время от времени выделяют три уровня ее существования.Первый, фактически политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее функционирование и устройство в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, компании и т.п. Тут, как и в стране в целом, кроме этого обнаруживаются процессы и внутренние явления, характерные громадной политике: реализация и выдвижение коллективных целей, принятие ответов, распределение должностей и благ, использование санкций, соперничество групп и индивидов за власть, конфликты заинтересованностей и т.д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности интернациональных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует сущность политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

Область распространения политики

Ответ на вопрос о распространенности политики в обществе прямо зависит от ее трактовки, и от конкретных типов публичных и политических совокупностей. Из широкого понимания политики как любой поведения и деятельности, которые связаны с властью, авторитетом, управлением и организацией (Г. Лассуэлл, Г. Вассерман и др.), логически направляться, что она попадает во все области публичной судьбе: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д. Как пишет узнаваемый американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как партии и государство, вместе с тем профсоюзы, частные клубы, деловые фирмы, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы а также отдельные семьи .

Еще более широкий взор на сферу распространения политики высказывает американский политолог Д. Хелд. Трактуя политику как «борьбу за организацию людских возможностей», он говорит, что она есть «составным элементом всей людской жизни, неотъемлемым вектором, измерением воспроизводства и производства общества», а не только деятельностью правительства .

Представляется, что вышеприведенные трактовки политики отмечают ее наиболее значимые социальные индикаторы (показатели); власть, авторитет (не смотря на то, что авторитет часто разглядывают как одно из особенностей, атрибутов власти), организацию, управление. Одновременно с этим широкая трактовка политики содержит опасность затемнения ее изюминок, растворения среди родных к политике по собственной природе явлений — власти, социальной организации, управления, изучение которых — предмет особых наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления.

Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: «Ассоциация возможно названа политической, в случае если исполнение ее распоряжений всегда осуществляется на определенной территории на грани либо с применением принуждения со стороны административного органа» .

Так, Вебер ограничивает критерии политического постоянствомвласти, ее распространением на определенную территорию, наличием особых органов принуждения.Нетрудно подметить, что политика связывается Вебером с общегосударственным (макро-) уровнем ее функционирования

Как блогеру не нарушить новые законы о фейках и уважении к власти?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: