Обновление социокультурных норм

Исторически мода выросла из обычая. Ещё Габриэль Тард писал, что мода и обычай — это формы и средства подражания, каковые снабжают культурную преемственность в обществе. Обычай представляет собой социально унаследованный стереотипный метод поведения, что всегда воспроизводится в обществе либо социальной группе. Обычай делает последовательность функций:

  1. приобщение индивидов к определённому социальному и культурному опыту (функция социализации);
  2. передача социального опыта от поколения к поколению в рамках общества либо группы (функция трансляции культуры);
  3. регламентация поведения индивидов (функция социального контроля);
  4. помощь социальной и внутригрупповой сплочённости (функция социальной интеграции) и т.д.

Что же неспециализированного между модой и обычаем?

  1. Регулятивная роль, т.е. для соответствующих типов общества они выступают как механизмы социальной регуляции поведения (ценностно-нормативная природа);
  2. Такое свойство как «общеприянтость», действительно, обычай охватывает всех участников группы, а моде в различные периоды времени следуют лишь отдельные участники;
  3. И мода, и обычай порождает обычный, стереотипный темперамент культурных образцов.

Различия между двумя этими социальными регуляторами содержится в следующем.

  • В моде основное — современность, её распространяет по большей части молодёжь, в обычае, распространители которого старшее поколение, — ориентация на прошлое;
  • Разное отношение к инновациям: в моде всегда сменяются культурные образцы, обычай же сохраняется в течении некоего времени довольно неизменным;
  • Моде свойственна претензия на универсальность (диффузность), обычаю — социокультурная замкнутость.

Явление моды в индустриальных и постиндустриальных обществах теснейшим образом связано с процессами потребления. В качестве социальной нормы мода предписывает участникам данного общества определённую модель потребительского поведения.

Русский социолог А.Б. Гофман в структуре моды выделяет два главных компонента:

  • актуальные стандарты;
  • актуальные объекты.

Актуальные стандарты — это разновидность культурных образцов, т.е. некие методы либо правила поведения либо действия, зафиксированные в культуре особенными средствами. Актуальные стандарты повеления смогут быть как чисто поведенческими актами, следующими определённой моде (к примеру, танцы), так и моделями поведения, предполагающими применение актуальных объектов (ношение актуальной одежды, обладание актуальным авто и т.д.).

Актуальные объекты — это каждые объекты, каковые выясняются «в моде». В их числе: одежда, пища, алкогольные напитки, табачные изделия, произведения музыки, живописи, литературы, архитектурные модели, стиль судьбы, виды спорта и т.д. Так, одежда, популярная музыка в основном подвержены моде, тогда как пища, жилище — в намного меньшей. Так же стоит подметить, что в случае если вещь удовлетворяет крайне важные потребности человека, то она менее подвержена действию моды.

В конце 60-х гг. результат разных трактовок социальных функций моды подвёл узнаваемый социальный психолог и американский социолог Г. Блумер. Он выделил следующие функции:

  1. поддержания единообразия и функция создания и разнообразия в культурных примерах: благодаря моде один и тот же культурный пример усваивается и принимается в качестве собственного множеством индивидов, разными глобальными обществами и социальными группами; без определённой степени единообразия в образе судьбы социальная судьба, по большому счету, была бы неосуществима;
  2. инновационная функция: мода увеличивает инновационный потенциал общества, готовность к принятию и внедрению новшеств в соответствующих сферах, мода содействует адаптации общества, групп, индивидов к изменяющимся условиям их существования;
  3. коммуникативная функция: от одних людей к вторым передаются культурные образцы, наделяемые актуальными значениями, происходит передача обозначаемых ими сокровищ моды;
  4. функция социальной разделении и нивелирования: все люди, независимо от класса, слоя, групп, принимают участие в моде, не смотря на то, что формы участи и степень активности неодинаковы;
  5. функция социализации: мода — одно из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту, усваиваются ценности и определённые нормы;
  6. функция престижа: мода повышает либо понижает престиж тех либо иных явлений, сокровищ, культурных образцов.

В общем, одни функции действуют на уровне целого общества, другие — на уровне личных социальных потребностей человека.

Концепция (теоретики) “Золотой век” концепции Социальная сущность моды Метод создания примера Фавориты моды, референтные группы
Подражание (Тард, Спенсер, Зиммель) До нач. XX в. Подражание высшему классу Пример создается персонально Аристократия, элита
Демонстративное потребление (Зомбарт, Веблен) До сер. XX в. Демонстративное потребление Пример создается обезличенно (индустрией) Богемные слои среднего класса
Обновление социокультурных норм (Блумер) До кон. XX в. Функция социокультурного обновления Пример создается плюралистично (многими референтн. группами) Издания мод, манекенщицы и модельеры, священик -звезды, звезды спорта, молодежь
Индустрия моды (Р. Барт и др.) С кон. XX в. Симуляция общества Пример создается виртуально (мир моды) Виртуальные референтные группы (подиум, TV, издания)

French Montana — Unforgettable ft. Swae Lee (Official Music Video)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: