Обоснование методов сбора эмпирических данных

В этом разделе указываются технико-организационные параметры применяемых способов сбора данных (МСД). В случае если речь заходит об анализе документов, то направляться указать, какие конкретно как раз источники (статистические формы, замыслы, отчеты и т.д.) будут изучаться; будут ли употребляться классические способы либо формализованный анализ содержания. При применении контент-анализа к программе направляться приложить кодировочные инструкции и карточки для кодировщиков. Применение способа опроса кроме этого требует описания его технико-организационной структуры: используется ли анкетирование, интервьюирование либо смешанная стратегия; где проводится опрос: по месту жительства, месту работы либо в целевой аудитории (в кино, на приеме в ведомственной поликлинике, в заводских пунктах работы быта, в профилактории и т.п.)? Какая конкретно разновидность анкетирования используется: раздаточная, курьерская, на рабочих местах; групповое (аудиторное) анкетирование; в присутствии анкетера либо без него; почтовое, прессовое анкетирование? Столь же детально нужно охарактеризовать и методику интервьюирования: к программе нужно приложить инструкции для анкетеров (интервьюеров) и бланки вопросников.

Способы сбора информации, применяемые в программе.

Анкетирование предполагает независимое заполнение анкеты респондентами. Вероятно личное и групповое анкетирование, очное и заочное.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, в то время, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Существует пара разновидностей интервьюирования: прямое (в то время, когда социолог конкретно разговаривает с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заблаговременно разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление) и свободное интервью (свободная беседа без заблаговременно заданной темы).

Социологическое наблюдение – целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке либо в ежедневнике наблюдения посредством кино-, фото- либо радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение возможно неформализованным (в то время, когда отсутствует детальный замысел наблюдения, выяснены только неспециализированные черты обстановки) либо формализованным (имеется детальный замысел наблюдения, инструкция, взята достаточная информация об объекте).

Анализ документов используется в сочетании с другими способами и может носить контрольный темперамент. Источником помогают доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, индивидуальные дела, отчеты, архивные материалы и др.

Способы анализа и обработки данных

В этом разделе указывается метод обработки эмпирической информации (ручной либо машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиворечивость и т.п.); количество подготовительной работы и примерные затраты на ее исполнение.

Эти — первичная информация, полученная в следствии социологического изучения; ответы опрощеных, оценки специалистов, результаты наблюдения и т.п.

С социологическими разрешёнными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обрабатывать (вручную либо посредством компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения показателей, классифицировать и т.д.; 3) разбирать; 4) трактовать.

4. Организационный замысел изучения

Организационный замысел обрисовывает распределение во времени отдельных процедур и выполнения этапов изучения. Он строится по схеме, классической для любого замысла работы, включающего содержание делаемых видов работ, исполнителей и сроки исполнения. В плане изучения социолог показывает только самые крупные разделы.

Организационная работа в целом складывается из следующих этапов:

¦ организация взаимоотношений с соисполнителями и заказчиками изучения: а) оформление соглашений и договоров; б) обеспечение доступности источников информации (документов, замечаемых обстановок, опрощеных); в) обеспечение организационных условий с целью проведения полевого изучения (время, помещение, условия, оргтехника);

¦ денежное и кадровое обеспечение изучения;

¦ проведение пробного изучения;

¦ тиражирование методического инструментария;

¦ проведение главного изучения;

¦ обработка результатов изучения;

¦ интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих догадок изучения;

¦ обоснование теоретических выводов изучения;

¦ разработка практических рекомендаций;

¦ обсуждение с клиентами практических рекомендаций и результатов;

¦ внедрение практических рекомендаций и (либо) контроль за их внедрением;

¦ оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.

Научный отчет

По окончании завершения анализа данных результаты оформляются в итоговые документы изучения. По назначению и форме различают три главных вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации в средствах массовой информации. Научный отчет направлен клиенту, научная статья — экспертам, а публикация в прессе — широкой публике.

Количество научного отчета в фундаментальном изучении большой, а его структура повторяет в общих чертах программу изучения. Краткая форма отчета о фундаментальном изучении складывается из 22-24 страниц (в большинстве случаев по количеству вопросов в анкете). Краткий вариант прикладного отчета не превышает 10 страниц.

Структура отчета.

Титульный лист

Титульный лист несет первичную данные для клиента либо другого читателя. На нем странице должны находиться следующие элементы:

1. Наименование изучения либо программы

2. Тип документа (аналитический отчет, программа). В большинстве случаев, на титуле ставится указание на то, что этот документ не есть публикацией (в русском варианте «на правах рукописи», в британском «Draft»).

3. Гриф организации-клиента, либо исполнителя, либо оба грифа. Какие конкретно как раз организации должны быть указаны, согласуется исполнителем и заказчиком.

4. Исполнитель и Заказчик (независимо от того, названы ли они на грифе).

В случае если в качестве Исполнителя и Заказчика выступают организации, должно быть указано их полное и правильное наименование на момент сдачи отчета.

5. приёмки отчёта и Дата сдачи и бланки для Исполнителя представителя и подписей Заказчика, осуществляющих акт приемки-сдачи отчета. На этих бланках в большинстве случаев предусматривается место для печати соответствующих организаций. В случае если исполнитель – физическое лицо, не выступающее в данном отчете как представитель организации, место для печати, конечно не нужно.

6. месяц и Год, в течение которых проводилось изучение. В случае если изучение велось в течение нескольких лет, в большинстве случаев указывается последний год.

7. Номер экземпляра отчета. В большинстве случаев отчеты подготавливаются в нескольких (как минимум несколько) экземплярах. Значительно чаще сдаются три экземпляра: два передаются Клиенту, один остается у Исполнителя. Все экземпляры, среди них и тот, что остается у Исполнителя, оформляются одинаково, включая печати и подписи. Это нужно чтобы не допустить неконтролируемое распространение информации, содержащейся в отчете (в случае если такая потребность существует). В тех случаях, в то время, когда Исполнитель и Заказчик заинтересованы в более широком распространении отчета, подготавливается большее количество экземпляров (до нескольких десятков). В этом случае экземпляры кроме этого нумеруются и составляется перечень рассылки отчета. Адреса рассылки составляются Клиентом, или Исполнителем по согласованию с Клиентом и подписываются обеими сторонами.

9. При необходимости на титуле выставляются особые грифы, ограничивающие распространение материалов отчета: «Для служебного пользования», «Секретно», «Совсем секретно». Два последних грифа есть в праве выставлять лишь национальные структуры, имеющие на это полномочия. Гриф «Для служебного пользования» может выставить каждая организация. Наличие этого грифа свидетельствует что этот отчет может передаваться третьим лицам лишь с ведома начальников организации, в которую осуществлена рассылка. Материалы отчета не смогут показаться в открытой печати без письменного согласия Клиента.

10. Оборотная сторона титульного страницы время от времени употребляется для перечисления участников авторского коллектива (в случае если отчет носит коллективный темперамент); но для этих целей лучше пользоваться Предисловием. Традиции оформления титульного страницы в принципе не различаются в Российской Федерации и в английских государствах.

Оглавление.

1. Количество разделов главной части отчета не должно быть через чур громадным. Обычное их количество – 3-5. Меньшее число разделов свидетельствует, что отчет фактически не имеет четкой структуры.

2. Наровне с заголовками возможно применять и подзаголовка. Но в оглавлении отчета не нужно выделять более двух уровней. Число подразделов в каждом разделе кроме этого не должно быть чрезмерно громадным; в большинстве случаев оно колеблется в пределах 3- 5 единиц.

3. В подразделов (параграфов) также будут быть содержательные единицы. Чем больше смысловых единиц, тем легче просматривать отчет и тем несложнее в нем ориентироваться. самые мелкие разделы в русскоязычной традиции принято именовать «фонариками». Очень не рекомендуется выносить заглавия фонариков в оглавление отчета, поскольку это затрудняет его чтение.

4. Нужно следить, дабы количество разных разделов отчета не различался через чур очень сильно. Не хорошо, в случае если, к примеру, количество всей первой главы – 5 страниц, а второго параграфа третьей главы – 15 страниц.

5. Заглавия глав должны отражать главное их содержание.

6. Довольно часто видящаяся неточность при написании отчетов, диссертаций, и т.д., пребывает в том, что заголовок подраздела дословно либо практически повторяет наименование раздела. Таких обстановок направляться избегать.

7. Для удобства ориентации в тексте целесообразно применять нумерацию разделов. Самый распространенный метод пребывает в применении многоярусной нумерации, при котором первая цифра свидетельствует номер раздела отчета, следующая цифра по окончании точки – номер подраздела, и т.д.

8. Необходимо помнить, что в оглавлении в обязательном порядке должны быть указаны страницы, на которых начинается тот либо другой раздел. их нумерация и Количество страниц часто изменяются в самом финише периода подготовки отчета. Исходя из этого оглавление в большинстве случаев оформляется в самом финише работы над отчетом, в то время, когда его структура сложилась совсем.

9. Перечень рисунков и таблиц нужно иметь до брошюровки отчета, для того, чтобы не перепутать их порядок и не потерять какую-либо из иллюстраций. Нумерацию иллюстраций кроме этого лучше делать двойной. Первый индекс обозначает номер раздела, второй – порядковый номер иллюстрации в рамках этого раздела.

Аннотация.

Аннотация предназначается не для Клиента, а для более широкого круга вероятных читателей отчета, и для включения отчета в каталоги. Количество аннотации в большинстве случаев не превышает 10-20 строчков. Задача этого раздела пребывает в том, дабы человек, забравший в руки Ваш отчет, имел возможность бы решить, просматривать ли ему его, либо нет. В аннотации именуется главная цель проведения изучения, объект, на котором оно проводилось, тип использованного инструментария (анкетный опрос, интервью) и других источников; время от времени упоминается главной вывод.

Признательности.

Выражение признательностей – хороший тон, принятый в деловых отношениях в западных компаниях, и, к сожалению, пока практически не привившийся у нас. В этом разделе нужно упомянуть тех, кто бесплатно, либо практически бесплатно, помогал авторскому коллективу в подготовке отчета. Тут в большинстве случаев упоминаются:

• начальники Исполнителя и фирм Заказчика, если они сами не являются соавторами отчета;

• консультанты, к помощи которых Вам было нужно прибегнуть в ходе подготовки отчёта и проведения исследования;

• технические сотрудники, не входящие в состав авторского коллектива;

• необязательные критики – сотрудника, каковые просматривали Ваш отчет и высказали по нему критические замечания.

Признательности смогут составлять независимый текст, помещаемый до оглавления, или в конце Введения.

Резюме.

В отличие от аннотации, которая, как уже говорилось, занимает около 0,2 страницы и предназначена для широкого круга читателей, резюме – это краткое изложение главных положений отчета, как бы отчет в миниатюре.

Количество резюме может составлять от 1-2 до 4-5 страниц.

В резюме должны отыскать отражение:

• задачи исследования и основные цели;

• черта выборки и использованных способов;

• главные выводы изучения;

• советы по практическому применению данных исследований и по предстоящему формированию изучений в данном направлении.

Резюме разрешает заинтересованному читателю делать выводы, какую как раз данные он может взять из отчета. Оно содержит кроме этого указание на то, каким группам читателей возможно самый занимателен этот отчет.

Как раз резюме в большинстве случаев публикуется в подготовительных материалах конференций. Резюме возможно разместить в начале, до оглавления, или в конце главной части. Аннотация и резюме не упоминаются в оглавление отчета.

01-1. Способы сбора эмпирических данных: Сезон 2012/13 (10.10.2012)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: