Общая характеристика состояний организма и психики

При изучении функциональных состояний и адаптации выделяют некакое количество типовых состояний, обусловленных уровнем активности разных механизмов, органов и систем.

В первую очередь, это релаксация — состояние успокоения, расслабления и восстановления. Это состояние появляется благодаря снятия напряжения, по окончании сильных переживаний либо физических упрочнений. Релаксация возможно непроизвольной и произвольной. К примеру, непроизвольное состояние расслабленности появляется при засыпании либо при большом физическом и психологическом утомлении. Произвольная релаксация появляется методом принятия спокойной позы, мысленного представления состояния, в большинстве случаев соответствующего покою, расслабления мышц, вовлеченных в разные виды активности. В большинстве случаев произвольная релаксация вызывается в ходе аутогенных тренировок, направленных на снятие эмоционального перенапряжения, потому, что само по себе происхождение состояния релаксации ведет к нормализации эмоциональной сферы.

Релаксация как вид функционального состояния имеет последовательность изюминок. В первую очередь для этого состояния характерна воз и высокая программируемость

можность вызывать его посредством самовнушения. В этом состоянии у человека снижен критичности и уровень самоконтроля. Эта изюминка релаксации обширно употребляется в лечебных психотерапевтических сеансах, основанных на суггестии. Но релаксация нужна не только при лечении разных расстройств, но и в повседневной судьбе. Состояние релаксации нужно для самопрограммирования и восстановления организмом затраченных в состоянии бодрствования сил. В то время, когда мы расслаблены, происходит восстановление нормального функционирования всех совокупностей организма. Релаксация кроме этого нужна для перехода ко сну.

Сон — это иногда появляющееся функциональное состояние человека со своеобразными поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Это состояние характеризуется большой обездвиженностью и отключен-ностью от сенсорных действий внешнего мира. Сон весьма близок к состоянию релаксации, но многие явления, замечаемые в состоянии релаксации, в состоянии сна более выражены. К примеру, в случае если в состоянии релаксации отмечается понижение критичности, то на протяжении сна у человека отмечается угнетение осознаваемой психологической активности. Сон есть нужным состоянием в жизни человека. Он, так же как и состояние релаксации, снабжает восстановление физических и психологических резервов человека. Нарушение сна неизменно сопровождается негативными эмоциональными переживаниями и физическими ощущениями.

Следующее функциональное состояние — оптимальное рабочее состояние. В этом состоянии человек действует самый действенно, потому что оно снабжает громаднейшую эффективность деятельности. Это состояние довольно часто именуют состоянием комфорта. Однако оно неизменно сопряжено с некоторым напряжением психологических и физических механизмов регуляции. По собственной сути это состояние противоречиво: с одной стороны, оно содействует самоактуализации, но иначе, это состояние при предстоящем собственном развитии закономерно переходит в утомление.

Утомление — это состояние, характеризующееся временным понижением работоспособности под влиянием долгого действия нагрузки. Это состояние появляется благодаря истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе систем организма и личности, снабжающих деятельность. Одна из основных изюминок данного состояния содержится в том, что оно имеет разперсональный уровень проявления. К примеру, оно может проявляться на физиологическом, психотерапевтическом, и поведенческом уровнях. Так, на физиологическом уровне утомление проявляется в увеличении инертности нервных процессов. На психотерапевтическом уровне при утомлении происходит понижение чувствительности. Также отмечается нарушение таких психологических процессов, как память, внимание и др. Кроме этого наблюдаются определенные сдвиги в эмоциональной и мо-тпвационной сферах. На поведенческом уровне утомление выражается в снижении производительности труда, точности и уменьшении скорости делаемых операций.

Темперамент проявления утомления зависит от вида нагрузки и времени ее воздействия. К примеру, нагрузка возможно информационной (в случаях ответа интеллектуальных либо перцептивных задач) и физической (при исполнения

физической работы). Исходя из этого принято выделять интеллектуальное и физическое утомление. В зависимости от локализации и интенсивности нагрузок утомление возможно острым либо хроническим. В большинстве случаев, утомление — это временное состояние, которое сопровождается субъективным ощущением усталости, выражающейся в эмоции вялости, слабости, ощущении физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психологических процессов, утратой интереса к работе и др. По окончании более либо менее продолжительного отдыха утомление проходит и восстанавливается оптимальное рабочее состояние. Но в случаях, в то время, когда отдых был недостаточным, в то время, когда утомление делается систематическим, нагрузки растут и уменьшить их не представляется вероятным, смогут появляться пограничные и патологические состояния. Эти состояния, в большинстве случаев, не рассматриваются в рамках классификации функциональных состояний, потому, что являются особенный класс состояний человека.

Еще одним видом функционального состояния есть стресс, что характеризуется повышенной физиологической и психологической активностью. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние жадно-эмоциональной напряженности, для которого характерно понижение как неспециализированной работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных органов и систем, и истощение энергетических ресурсов.

Под стрессом знают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние либо внутренние требования. (Понятием «неспецифический ответ организма» принято обозначать необыкновенную либо несвойственную для организма либо какой-либо его совокупности реакцию на внутренний либо внешний стимул.) Довольно часто состояние стресса рассматривается как обязательный атрибут адаптационного процесса. Это связано с тем, что стресс имеет собственные стадии. Их описание содержится в хороших изучениях Г. Селье, и они характерны любому адаптационному процессу.

Явление стресса столь многоаспектно, что появилась необходимость иметь типологию его проявления. На данный момент существует разделение стресса на два главных вида: системный (физиологический) и эмоциональный (психический). Потому, что человек есть социальным существом и в деятельности его интегральных совокупностей ведущую роль играется психологическая сфера, то эмоциональный стресс есть важнейшим для процесса регуляции.

Главные черты психологического стресса возможно резюмировать следующим образом: стресс — это такое общее состояние здоровья, происхождение которого предполагает наличие определенного сотрудничества между средой и организмом; стресс -это состояние повышенной напряженности; психологический стресс появляется в условиях угрозы и имеет место тогда, в то время, когда обычная адаптивная реакция недостаправильна. Более детально с его стадиями и явлением стресса вы познакомитесь в следующей главе.

направляться подчернуть, что черта функционального состояния явлется не единственным показателем, по которому осуществляется классификация состояний психики и человеческого организма. Вторая классификация основывается на соответствии состояния здоровья человека норме. В случае если классификация функ-

циональных состояний основывается на показателях работоспособности, напряжения регуляторных механизмов, то классификации по критерию «норма—патология» основывается на совсем вторых правилах, а именно на правилах оценки состояния организма.

На первый взгляд думается, что в полной мере логично и, самое основное, весьма все состояния людей на «нездоровье» и «здоровье». Но реально дело обстоит существенно сложнее. Переход от обычного состояния к заболеванию не есть неожиданным, и исходя из этого запрещено легко поделить состояния людей на те, каковые соответствуют норме, и те, каковые соответствуют патологии. Еще Авиполезна писал о существовании шести болезни и степеней здоровья. Более того, в научной литературе долгое время ведется полемика о том, направляться ли рассматривать болезнь и здоровье как два противоположных по содержанию явления и своей сути либо же их направляться разглядывать как две стороны одного и того же явления.

Более того, существует много определений самого понятия «здоровье». Так, при рассмотрении физиологических процессов это понятие в большинстве случаев отождествляют с понятием «норма», которое свидетельствует отсутствие значительных отклонений от эталонных черт. Но статистические вычисления показывают, что «полностью» здоровый индивид — это не правило, а исключение, а понятие нормы — строго личное. В это же время существует промежуток параметров функционирования организма, при которых обеспечивается поддержание гомеостаза. Исходя из этого под нормой (здоровьем) подразумевают промежуток, определяющийся теми границами устойчивости и изменчивости объектов и процессов, в которых они сохраняют собственную качественную определенность. Так, в естественнонаучном смысле норма отражает функциональный оптимум системы, но наряду с этим личный оптимум не всегда соответствует среднестатистическим показателям.

В это же время общее состояние здоровья, оцениваемое нами как заболевание, также имеет собственные характеристики. И самое основное, что между патологией и нормой существует множество состояний. Исходя из этого с позиций соответствия состояния человека норме возможно выделить три главных типа состояний: норма, пограничное состояние, патология.

Среди этих трех классов состояний самоё сложным являются пограничные состояния. Причем к данной категории смогут быть отнесены состояния, позванные как нарушением соматической, так и психологической сферы. Нас, само собой разумеется, в первую очередь интересуют психологические пограничные состояния. Данное понятие в основном употребляется для обозначения целой группы не быстро выраженных нарушений, граничащих с состоянием организма и отделяющих его от собственно патологических психологических проявлений.

Эта несколько состояний неоднородна по собственному составу и качественным параметрам, характеризующим степень здоровья либо нездоровья у человека, поскольку переход от здоровья к заболеванию представляет собой качественное преобразование параметров организма. Существуют состояния, каковые, с одной стороны, в основном соответствуют здоровью и только по последовательности отдельных показателей выходят за пределы нормы. Иначе, существуют состояния, которые весьма близки к патологии, но не смогут рассматриваться в качестве заболевания, поскольку в них отсутствует один либо пара значительных показателей наличия симптомокомплекса болезни.

Также существует множество психотерапевтических явлений, каковые выходят за пределы общепринятой нормы, но ни за что не смогут быть отнесены к патологии. К примеру, к данной группе явлений на полном основании смогут быть отнесены акцентуации характера. Потому, что этот класс состояний занимает промежуточное положение между болезнью и здоровьем, то проблему пограничных состояний изучают как доктора-психиатры, так и психологи.

Основной изюминкой пограничных психологических состояний есть не только то, что они находятся между состоянием организма и болезни, но да и то, что они конкретно связаны с процессом адаптации. При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют физиологическую, психологическую и социальную адаптацию. Наряду с этим психологическая адаптация есть важнейшим уровнем для обеспечения успешной адаптации человека в целом, потому, что механизмы адаптации в первую очередь имеют психологическую природу. Согласно точки зрения известного отечественного психиатра Ю. А. Александровского, адаптированная психологическая деятельность есть наиболее значимым причиной, снабжающим человеку состояние здоровья. В том случае, в то время, когда уровень психологической адаптации соответствует нужному для активной жизнедеятельности, возможно сказать о «норме».

Так, одна из главных обстоятельств происхождения пограничных состояний содержится в нарушении психологических механизмов регуляции состояний. Это происходит тогда, в то время, когда появляется несоответствие между имеющимися у человека социальными и биологическими возможностями переработки информации (имеется в виду ее скорость и количество переработки) и необходимостью осуществить переработку информации в конкретных условиях деятельности.

От пограничных психологических состояний направляться отличать так именуемые пограничные психологические расстройства, под которыми в большинстве случаев подразумеваются разные формы психопатии. В соответствии с списку диагностических рубрик международной классификации заболеваний (МКБ-10), разряд пограничных психических расстройств насчитывает более 200 наименований. Все они составляют предмет изучения для психиатра, поскольку в этом случае речь заходит не о состояниях, граничащих с патологией и нормой, а о расстройствах, занимающих промежуточ

ное положение между психозами и неврозами. Психолог обязан различать сферу собственной компетенции и сферу компетенции психиатра. Значительно чаще на практике психолог сталкивается с начальными проявлениями невротических нарушений, посттравматическими стрессовыми расстройствами, социально-стрессовыми расстройствами и паническими состояниями.

Начальные проявления невротических расстройств составляют ту группу состояний человека, которую мы выяснили как пограничные психологические состояния, т. е. это то состояние, в то время, когда болезни нет, но имеется значительные нарушения в регуляции совокупностей организма. Значительно чаще для данного вида состояний темпераментно наличие повышенной утомляемости, раздражительности, эмоциональной напряженности и эмоциональной неустойчивости, нарушения ночного сна, головные боли, вегетативные дисфункции, психосоматические жалобы. Эти состояния в большинстве случаев появляются на фоне довольно продолжительного эмоционального перенапряжения, конкретно связанного как с лично значимыми пси-хотравмирующими событиями, так и с изюминками профессиональной деятельности. В большинстве случаев, подобные состояния формируются неспешно и первоначально носят периодический характер. Но со временем эти состояния появляются все чаще и чаще, а время, за который они господствуют, с каждым разом возрастает. Одна из главных обстоятельств происхождения аналогичных состояний содержится в большом эмоциональном напряжении.

Нужно выделить особенную роль чувств в формировании пограничных состояний. Дело в том, что и посттравматические стрессовые расстройства, возникающие в следствии таких психотравмирующих обстановок, как стихийные бедствия либо технологические трагедии, и стрессовые расстройства, вызванные коренным трансформацией социальных условий деятельности человека, проявляются в эмоциональной сфере. Начав сказать об эмоциональной сфере и эмоциях человека, мы близко подошли к проблеме регуляции состояний человека и его поведения в целом. Это, возможно, центральная неприятность всей психотерапевтической науки. Она очень сложна и противоречива. На данный момент имеется огромное количество точек зрения на то, как осуществляется психологическая регуляция состояний, деятельности и поведения в целом.В случае если попытаться обобщить существующие точки зрения на данную проблему, то возможно заключить о том, что система механизмов психологической адаптации многокомпонентна и складывается из последовательности систем, среди которых нужно выделить следующие: (1) система социально-психотерапевтических контактов; (2) система поиска, восприятия и переработы информации; (3) система сна и обеспечения бодрствования; (4) подсовокупность эмоционального реагирования; (5) система эндокринио-гуморальной регуляции и другие (6). На рис. 18.1 схематически изображена совокупность организации функционального обеспечения адаптированной психологической деятельности по Ю. А. Александровскому. В полной мере разумеется, что все эти системы смогут быть отнесены к одному из двух уровней — физиологическому либо психологическому, а адаптация будет протекать нормально, пока требования окружающей среды не достигнут определенного адаптационного барьера (7).

Адаптационный барьер — это условная граница параметров окружающей среды, среди них и социальной, за которыми адекватная адаптация неосуществима. Характеристики адаптационного барьера строго личны. Согласно точки зрения

Александровского, они зависят как от биологических конституционального типа и факторов среды человека, так и от социальных факторов и лично-психотерапевтических изюминок личности, определяющих адаптационные возможности (рис. 18.2). К таким личностным образованиям мы относим самооценку личности, совокупность ее стоимостейностей и др. Следовательно, мы должны сделать вывод о том, что успешность адаптации определяется обычным функционированием совокупностей физиологического и психологического уровня. Но эти совокупности не смогут функционировать, не соприкасаясь приятель с другом. В полной мере возможно, что существует компонент, что обеспечивает связь этих двух уровней и снабжает обычную деятельность человека. Мы кроме этого должны высказать предположение, что данный компонент должен иметь двойственную природу: с одной стороны, психологическую, с другой — физиологическую. Таким компонентом в совокупности регуляции процесса адаптации выступают чувстве.


Рис. 18.2. Схематическое представление о функциональном барьере психологической адаптации (по Ю. А. Александровскому)

Контрольные вопросы

1. Что такое гомеостаз?

2. Что такое адаптация?

3. формы адаптации и Какие уровни вы понимаете?

4. Что такое функциональное общее состояние здоровья?

5. Поведайте о роли центральной нервной совокупности как механизме управления функциональным общим состоянием здоровья.

6. Поведайте о субъективной и объективной стороне функционального состояния.

7. В чем состоит личностный принцип регуляции состояний?

8. Какие конкретно критерии оценки функционального состояния вы понимаете?

9. Какие конкретно виды функционального состояния вы понимаете?

10. Что такое стресс?

11. Какие конкретно стадии стресса вы понимаете?

12. Охарактеризуйте главные типы стресса.

13. Назовите неспециализированные черты психологического стресса.

14. Охарактеризуйте психологические состояния с позиций соотношения «норма—патология».

15. Что такое пограничные состояния и каково их соотношение с понятием «адаптация»?

16. Что вы понимаете о невротических расстройствах?

17. Что вы понимаете о механизмах психологической адаптации?

Рекомендуемая литература

1.Александровский Ю.А. Пограничные психологические расстройства: Управление для докторов. — М.: Медицина, 1993.

2.Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Наука, 1988.

3. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

4. Ильин Е. П. Теория функциональных совокупностей в психологии и физиологии. — М.: Нау-
ка, 1978.

5.Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 1983.

6.Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.

7.Наенко Н. И. Психологическая напряженность. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

8.Немчин Т. А. Состояния жадно-психологического напряжения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

9. Психологические состояния. Хрестоматия / Составитель Л. В. Куликов. — СПб.: Питер,
2000.

10. Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига: Виеда, 1992.

Глава 19. регуляция и Эмоциональный стресс эмоциональных состояний

Краткое содержание

Понятие об эмоциональном стрессе. Стресс как неспецифическая реакция организма. Основные стадии стресса по Г. Сельс. Классификация психологического стресса. Условия возникновения информационного стресса. Особенности проявления эмоционального стресса. Классификация тревоги. проявления стресса и Индивидуальные особенности.

Регуляция эмоциональных состояний. Механизмы регуляции психологических состояний по Ф. Б. Березину. Функции психотерапевтической защиты и классификация видов психотерапевтической защиты. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Потребности и их роль в развитии стресса. Интрапсихический конфликт. Особенности построения интегрированного поведения.

Психология. Психологические состояния: понятие, структура, виды.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: