Общая характеристика восприятия и его основных свойств. предметность. целостность. структурность. константность. апперцепция. феномены восприятия.

Неспециализированная х-ка восприятия

Восприятие – чувственное познание предметов окружающего мира, чувственное отражение действительности в сознании.

Это построение образа на базе энергии предмета, которая воздействует на органы эмоций. Образы, появляющиеся без внешнего действия, к примеру образы памяти либо галлюцинации, восприятием не являются.

Различают восприятие непреднамеренное (либо непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заблаговременно поставленной целью либо задачей — воспринять этот предмет. Восприятие направляется внешними событиями. Преднамеренное восприятие, наоборот, сначала регулируется задачей — воспринять тот либо другой предмет либо явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие возможно включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее исполнения. Но время от времени восприятие может выступать и как довольно независимая деятельность.

Свойства восприятия

1. Предметность восприятия выражается в так именуемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, приобретаемых из внешнего мира, к этому миру. В большинстве случаев мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением либо их фундаментальным свойством.

2. Целостность.В отличие от ощущения, отражающего отдельные особенности предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на базе обобщения знаний об качествах предмета и отдельных свойствах, приобретаемых в виде разных ощущений.

3. Структурность. С целостностью восприятия связана и его структурность. Восприятие в значительной степени не отвечает отечественным мгновенным ощущениям и не есть несложной их суммой. Мы принимаем практически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоего времени.

4. Константность. Константностью восприятия именуется относительное постоянство некоторых особенностей предметов при трансформации его условий. Благодаря свойству константности, пребывающему в способности перцептивной совокупности (совокупность анализаторов, снабжающих этот акт восприятия) компенсировать эти трансформации, мы принимаем окружающие нас предметы как довольно постоянные.

5. Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Принимают не ухо и глаз, а конкретный живой человек, и исходя из этого в восприятии постоянно сказываются изюминке личности человека. Зависимость восприятия от содержания психологической судьбе человека, от изюминок его личности, именуется апперцепцией.

Феномены восприятия

Феномены восприятия – двойственность восприятия образов.

Двойственную природу образа весьма легко доказать, в случае если мы используем так именуемые неоднозначные, либо двойственные, изображения, в то время, когда при одном и том же действии в одном и том же изображении мы можем видеть совсем различное. Эта неоднозначность возможно как пространственной, так и содержательной.

Обычный пример пространственной неоднозначности — это так называемый куб Неккера либо танцовщица, которая вращается то в одну, то в другую сторону.

С содержательной неоднозначностью все полностью то же самое. Это известная ваза-профиль датского психолога Эдгара Рубина, это не меньше узнаваемая картина уже столетней давности «Супруга либо свекровь?», которую в обиход психологов ввел Эдвин Боринг в первой половине 30-ых годов двадцатого века.

Классификация видов восприятия. Восприятие пространства. Зрительные иллюзии. Восприятие времени. Психотерапевтическое время. Восприятие перемещения.

Виды восприятия

Восприятие не редкость первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным.

Первичное и вторичное восприятие

Первичное восприятие формирует образ, картину обстановки на базе обработки ощущений от органов эмоций. Второе наименование первичного восприятия — внешние эмоции. Вторичное восприятие формирует представление о происходящем на базе самой разнообразной информации, включая не только личные ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих и все что угодно второе.

Личное и социальное восприятие

Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, способ и направленность которого определяется окружающими обществом и людьми в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, вторых людях, социальных явлениях и социальных группах.

Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, способ и направленность которого определяется самим человеком, его склонностями и индивидуальными особенностями.

Живое, обдуманное — и пассивное, шаблонное восприятие

Восприятие возможно более и менее внимательным — мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).

Необдуманное (пассивное) восприятие – картины всегда сменяют друг друга, постоянным потоком проходя через отечественное сознание.

В соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении образа восприятия, выделяют следующие типы восприятия:

? визуальное;

? аудиальное;

? осязательное (тактильное);

? вкусовое;

? обонятельное.

Восприятие пространства.

Восприятие пространства — Образное отражение пространственных черт окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных изюминок предметов, их обоюдного размещения, в котором особенно значительное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.

Восприятие пространства включает в себя:

— восприятие отдаления,

— восприятие расстояния между объектами,

— восприятие направления,

— восприятие величины объектов,

— восприятие формы объектов.

Зрительные иллюзии

Иллюзии — это фальшивое либо искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет принимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин искаженное свидетельствует, что видимое (либо слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной обстановке; искажение возможно устранено, к примеру, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий — те, каковые основываются на определенных физических условиях, и те, каковые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи либо искажение предметов при восприятии их в воде либо через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Тут больше физика. Иллюзии второго типа связаны с изюминками восприятия, к примеру, фигур , в то время, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и другое. Это уже больше психология и физиология.

Восприятие времени

Восприятие времени – это субъективное отражение длительности, последовательности и скорости протекания настоящих явлений. Вопрос о природе времени всегда завлекал к себе внимание философов, физиков, биологов а также писателей.

Восприятие времени – это неповторимый вид перцепции, являющийся отражением длительности (длительности) события. Временные отношения выражаются при помощи:

  • хронометрии — отсчета времени, измеряемого при помощиравномерного перемещения того либо иного объекта, к примеру стрелки часов;
  • хронологии — отражения времени в соответствии с неспециализированными для всех людей явлениями: временами года, числом прожитых лет и т.д.;
  • хроногнозии — субъективного времени, т.е. субъективного переживания длительности событий в зависимости от их эмоциональной окрашенности и значимости.

Психолога, в отличие от вторых ученых – интересует прежде всего не физический нюанс для того чтобы феномена, как время, в частности его восприятие- осознаваемая индивидуумом длительность того либо иного события.

Психотерапевтическое время

Психологи установили, что, оценивая маленькие промежутки времени (в пределах нескольких мин.) без часов, одни люди склонны переоценивать их продолжительность, другие же — недооценивать. «Психотерапевтическая 60 секунд» оказывается меньше либо дольше в зависимости от настроения человека — нехорошее настроение растягивает ее, думается, что время тянется через чур продолжительно. Но в случае если мы увлечены увлекательным делом, то время как бы сжимается.

Вследствие этого Поль Фресс, узнаваемый бессчётными изучениями восприятия времени, предлагает интересный критерий оценки отношения к труду: в случае если через чур довольно часто думается, что работа тянется тяжело продолжительно, возможно сказать о не сильный интересе к ней.

Психотерапевтическое время способно не только ускорять либо замедлять собственный течение, сжиматься либо растягиваться, оно может переживаться постоянным и прерывистым, порванным на отдельные части.

Особенно остро переживают прерывность времени больные с поражениями правого полушария мозга. Нейропсихологи Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова нашли у них феномен «остановки времени»: оно для больных «как словно бы прервалось».

Восприятие перемещения

Восприятие перемещения – это отражение трансформации положения объекта в пространстве и во времени, т.е. его скорости и направленности. Оно результат объекта и одновременного отражения, и события. Догадки, растолковывающие восприятие перемещения:

1. Восприятие перемещения обусловлено перемещением образов предметов на сетчатке глаза. Эта догадка лучше растолковывает так именуемое «настоящее (физическое) перемещение»

2. Восприятие перемещения результат перемещения глаз.

Главные феномены восприятия — Мария Фаликман


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: