Общая схема исследования

Л.В.Куликов

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ

методические советы
по проведению

Петербург

Критики: д-р психол. наук, проф. И.П.Волков (Балтийская педагогическая академия), член-кор. РАО, проф. А.А.Реан (С.-Петербургский национальный университет)

Куликов Л.В. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ: методические советы по проведению Спб., Обращение. 2001 — с.

В учебном пособии профессором психологии , доктором наук Главного ВУЗа Санкт-Петербурга Л.В.Куликовым обобщен опыт собственных научных научного руководства и исследований квалификационными работами. Рассмотрены организации и основные вопросы планирования психотерапевтического изучения, его проведения, методик и выбора методов, организации сбора данных и их последующей обработки.

Прежде всего книга предназначена студентам, слушателям факультетов переподготовки, обучающимся в магистратуре либо аспирантуре, всем, кому предстоит писать выпускную работу, магистерскую либо кандидатскую диссертацию.

Она возможно нужна всем специалистам и начинающим психологам смежных областей, применяющим психотерапевтические способы.

© Л.В.Куликов, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

На данный момент аспиранту и студенту нетрудно отыскать учебник, в котором изложены категории и принципы психотерапевтической науки. Имеется хорошие книги по экспериментальной психологии, психотерапевтической диагностике, по отдельным способам. Опубликовано много сборников психодиагностических методик. Но знаний, каковые несут эти книги, для успешной работы психолога-исследователя не хватает. В этом очень сложном виде профессиональной деятельности большое количество тонкостей, не учитывая которых каждые красивые замыслы смогут остаться нереализованными. Психотерапевтическое изучение кроме правил имеет и собственную разработку. Без знания баз разработки современного психотерапевтического изучения, без умения выстроить процедуру изучения нереально совершить кроме того маленькую научную работу.

Интерес к психологии у нас продолжает быстро возрастать. Все большее число людей обращается к ней и пытается применять психотерапевтические знания в собственной профессиональной деятельности. Ориентироваться в разнообразии подходов, средств, приемов не просто. Кроме того самое подробное управление к той либо другой методике мало окажет помощь спланировать и грамотно совершить собственное изучение и решить задачи — взять результаты, владеющие научной новизной, либо решить практическую задачу.

Это учебное пособие для начинающих, исходя из этого я стремился к несложному изложению. Очень многое дано без обстоятельных доказательств, с опорой на приблизительные оценки и интуитивные суждения. Сделано это с целью подать материал коротко и ответить на запросы тех, кто ищет рекомендации.

В любом деле крайне важно начало, первый ход. Так же и в научной работе — для предстоящего роста очень нужно, дабы уже первая работа была бы полностью закончена. Первые итоги смогут существенно уменьшить познание предмета. Для уточнения и дописывания полотна в будущем возможно применить различные способы, среди них и более замечательные (в большинстве случаев и более трудоемкие), но что и как уточнять делается яснее, в то время, когда имеется, пускай приблизительное, но целостное представление о предмете изучения.

ЭТАПЫ и Общая СХЕМА

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО Изучения

Неспециализированная схема изучения

Виды психотерапевтического изучения.В качестве главных возможно выделить три вида психотерапевтического изучения: теоретическое, эмпирическое, прикладное. Термин эмпирия (эмпирика) происходит от греческого слова empeiria (опыт). Исходно он имел два главных значения: 1) человеческий опыт, восприятие внешнего мира при помощи органов эмоций; 2) наблюдение, осуществляемое в простых естественных условиях, в отличие от опыта.

Термин опыт происходит от латинского слова experimentum (проба, опыт) и понимается как научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в совершенно верно учитываемых условиях, разрешающих смотреть за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. На данный момент во многих науках под эмпирией (эмпирикой) знают любую совокупность научных фактов либо данных, а не только эти, доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим (эмпирической частью) именуют такое изучение, целью которого есть получение данных разными методами — способами самонаблюдения и наблюдения, лабораторного либо естественного опыта.

Разделять изучения — на теоретические и эмпирические, возможно только условно. В случае если в изучении вынести на первый замысел процедурную сторону, то выяснить его как теоретическое либо эмпирическое легче всего по критерию наличия либо отсутствия таковой его составной части, как сбор эмпирических данных вместе с объектом изучения. В случае если такое сотрудничество на протяжении научно-исследовательской работы осуществлялось, то возможно сказать об эмпирическом характере работы. В случае если же в изучении выделять, в первую очередь, продуктивную (результативную) сторону, то как правило выяснить его как теоретическое либо эмпирическое возможно с еще большей условностью. В любом изучении до сбора данных либо отбора уже имеющихся данных психолог обязан выяснить теоретический базис и исследовательскую парадигму собственной работы. Данный этап работы есть теоретическим.

Иначе, каждая теоретическая работа, пускай опосредованно, но опирается на определенный массив фактов, очевидно либо неявно дробит эти на более точные и менее точные, а собственными правилами, подходом, выводами определяет направление методов и поиска фактов их получения. Учитывая общность теоретического и эмпирического изучения, разглядим схему этапов, каковые в большинстве случаев включает психотерапевтическое изучение.

Главные этапы психотерапевтического изучения. Чаще всего психотерапевтическое изучение включает следующие шаги.

1) Изучение состояния неприятности. Постановка неприятности, выбор предмета и объекта изучения. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

2) Разработка либо уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общем модели интересующего явления. Выдвижение догадок.

3) Планирование изучения. Определение задач и целей. Выбор методик и методов.

4) Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом изучении: отбор и поиск фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.

5) Обработка данных.

6) Оценивание результатов проверки догадок, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7) Соотнесение результатов с теориями и существующими концепциями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование неспециализированных выводов. Оценивание возможностей предстоящей разработки неприятности (собственными силами и не только).

Последовательное прохождение по перечисленным этапам очень условно в настоящем изучении, потому, что фактически постоянно возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом ограничений и возможностей последующих.

Прикладная психология — неспециализированный термин, применяемый для обозначения всех тех отраслей психологии, каковые стремятся: применить принципы, теории и открытия психологии на практике в разных областях (промышленность, маркетинг, опрос публичного мнения, спорт и т.д.) и/либо найти базисные правила, каковые смогут быть применены так. В первом подходе употребляется по большей части то, что известно, в другом — стремятся к дополнительным знаниям и руководствуются целью практического применения.

Направления изучения — теоретическое, эмпирическое, прикладное — не являются взаимоисключающими. Более того, их сочетание (не всегда вероятное) разрешает придти к более надежным выводам, содействует их принятию в более широких кругах практиков и учёных.

построение и исследования Общая схема функции ее графика


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: