Общая типология методов психологии.

Место психологии в совокупности научного знания.

Появившись на социологии наук (и стыке психологии), социальная психология до сих пор сохраняет особенный статус, что ведет к тому, что любая из родительских дисциплин включает ее в свой состав. Одна из обстоятельств для того чтобы положения – история развития социальной психологии, которая складывалась в недрах этих наук. Второй обстоятельством неоднозначности положения научной дисциплины есть объективное существование для того чтобы класса фактов публичной судьбе, каковые сами по себе смогут быть изучены только при помощи объединенных упрочнений двух социологии: и наук психологии. Любое социальное явление имеет собственный «психотерапевтический» нюанс, потому, что публичные закономерности проявляются не в противном случае как через деятельность людей, в которой обнаруживаются психотерапевтические феномены. В обстановках совместной деятельности людей кроме этого появляются совсем взаимодействия и связей особые типы общения между ними, анализ которых неосуществим вне совокупности социологического знания.

Вопрос о месте социальной психологии в совокупности научного знания до сих пор не отыскал окончательного разрешения. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки и тут возможно выделить четыре позиции:

1) социальная психология имеется часть психологии, которую интересует социальная проблематика, исходя из этого она опирается больше на способы социологии;

2) социальная психология имеется часть социологии, ее интересуют по большей части психотерапевтические неприятности поведения личности в группе, и она более ориентирована на классические для психологии способы.

Третий и четвертый подходы схожи в понимании социальной психологии как науки «на социологии» и стыке психологии, но различаются в следующем:

3) социальная психология отторгает определенную определённую часть и часть психологии социологии;

4) она захватывает «ничью почву» – область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

В случае если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции возможно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии возможно стремиться отыскивать в одной из «родительских» дисциплин либо на границах между ними. Не обращая внимания на кажущиеся достаточно значительные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии – с другой.

Вопрос о разграничении весьма сложен, само понятие «границы» очень условно и зависит от понимания предметов, как психологии, так и социологии.

Новые требования к психологу-специалисту в условиях скоро изменяющегося мира.

Психология не только обязана измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, вырабатывать. Психологи в наст. время вынуждены заниматься планированием измерений личности, профилактикой личностного регресса.

Свойство всегда открывать для себя что-то новое — всегда учиться.

Неспециализированная типология способов психологии.

Способы, используемые в социальной психологии для сбора эмпирических данных, являются в известной мере междисциплинарными и используются не только в социальной психологии, но и в других науках, к примеру, в социологии, психологии, педагогике. Целый комплект способов возможно подразделить на две методы группы: воздействия и большие методы исследования. Последние относятся к своеобразной области социальной психологии, к так называемой «психологии действия». Способы изучения, со своей стороны, различаются на методы сбора и методы информации ее обработки.

Существует и много других классификаций способов социально-психотерапевтического изучения. К примеру, различают три группы способов:

1) способы эмпирического изучения;

2) способы моделирования;

3) управленческо-воспитательные способы.

Среди способов сбора информации необходимо назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разнообразные опросы (анкеты, интервью), разного рода тесты (а также самый распространенный социометрический тест), наконец, опыт (как лабораторный, так и естественный). Как правило эти способы аналогичны тем, что используются в психологии и социологии.

При получения информации об открытом поведении, о действиях индивидов способ наблюдения играется очень ключевую роль. Основная неприятность, которая поднимается при применении способа наблюдения, содержится в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов черт, дабы «прочтение» протокола наблюдения было ясно и второму исследователю, могло быть трактовано в терминах догадки.

Изучение документов имеет громадное значение, потому, что при помощи этого способа вероятен анализ продуктов людской деятельности. Особенная неприятность появляется тут в связи с тем, что интерпретирует документ-исследователь, т. е. человек со собственными, свойственными ему личными психотерапевтическими изюминками. Наиболее значимую роль при изучении документа играется, к примеру, свойство к пониманию текста.

Опрос – является методом , при применении которого человек отвечает на последовательность задаваемых ему вопросов. Среди бессчётных видов опросов громаднейшее распространение в социальной психологии приобретают интервьюирование и анкетирование (особенно при изучениях многочисленных групп).

Способ анкетирования – письменный опрос, при котором общение между респондентом и исследователем, являющимся источником нужной информацим, опосредуется анкетой.

Интервьюирование – способ сбора информации, предусматривающий устное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых воображает изучаемую проблему. На протяжении интервью проявляются все обрисовываемые в социальной психологии методы действии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.

Главные методологические неприятности, каковые появляются при применении этих способов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование тут – логика его построения, предусмотрение того, дабы вопросник доставлял как раз те данные, которая требуется по догадке, и того, дабы информация эта была максимально надежной.

Тест – это особенного рода опробование, на протяжении которого испытуемый делает либо намерено созданное задание, либо отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет либо интервью.

Опыт выступает в качестве одного из главных способов изучения в социальной психологии. Специфика опыта содержится в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается неестественная обстановка, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается оптимальнее . Вторыми словами в опыте создается имитация повседневных процессов. Варьируя одним-двумя факторами – именуемыми свободными переменными – экспериментатор выясняет, как их изменение воздействует на людей. Полемика около ограниченностей и возможностей экспериментального способа в данной области есть одной из самых острых полемик по методологическим проблемам на данный момент.

Ставя опыты, социальные психологи время от времени создают обстановке, каковые затрагивают чувстве людей. В этом случае ученые обязаны направляться опытным этическим правилам: взять согласие от испытуемых, направляться принципу «не навреди», по окончании завершения опыта всецело раскрывать участникам любой временный обман.

В социальной психологии различают два главных вида опыта: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют кое-какие неспециализированные правила, высказывающие сущность способа, в частности: произвольное введение экспериментатором свободных переменных и контроль за ними, и за трансформациями зависимых переменных. Неспециализированным есть кроме этого требование выделения контрольной и экспериментальной групп, дабы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Но наровне с этими неспециализированными требованиями лабораторный и естественный опыты владеют собственными правилами.

Типы клиентов. Типология DISС: светло синий-желтый-зеленый-красный!


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: