Общество как особая система

Общество неотделимо от природы. Человек, соответственно, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особая, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Природа была и остается тем фундаментом, на котором покоится и из материала которого строится общество. Сейчас ясно, что без природы как базиса у общества нет будущего.

Общество — особенная система объективной действительности, своеобразная, социальная форма перемещения материи. Своеобразие данной системы бытия состоит в первую очередь в том, что историю общества делают люди. В живой природе, к примеру, в лучшем случае происходит только приспособление организмов к природным условиям, общество не приспосабливает на протяжении преобразующей практической деятельности вещества природы и ее процессы для удовлетворения потребностей. Деятельность, так, имеется метод существования социального, потому что всякое изменение социального, т.е. его перемещение, реализуется через деятельность.

В отличие от природы общество имеет собственные пространственно-временные границы и подчиняется в собственном перемещении наровне с неспециализированными, особым и своеобразным законам.

Философский анализ общества имеет собственной целью на базе изучения конкретно-исторических обществ либо их состояний построение совершенной модели общества с применением целой совокупности философских категорий. К ним относятся категории деятельности, материального производства, публичных взаимоотношений, надстройки и базиса, публично-экономической формации и т.д. Тут же принципиально важно выделить, что теоретическая модель общества разрешает решить последовательность задач. Она позволяет распознать социальную необходимость, отвлекаясь от случайностей, представить изучаемый объект в предельно развитой форме, распознать законы его перемещения.

Настоящее общество индивидуализировано, в нем все предельно переплетено, взаимосвязано. В модели же, потому, что она вскрывает и воображает сущность настоящего общества, личное покинуто в стороне, зависимости и связи представлены в чистом, свободном от случайных наслоений и деталей виде и т.д. Основания выработки аналогичной модели в разных философских учениях неодинаковы. По большей части возможно сказать о трех основных позициях. Натурализм в собственных построениях отождествляет общество с организмом и пробует растолковать социальную судьбу биологическими закономерностями, подменяя конкретно-историческое изучение социальных явлений произвольными аналогиями (кровообращение — торговля, мозг — правительство). Идеализм в собственных моделях общества исходит из духовного, совершенного начала. Так, Н.А.Бердяев говорит, что историческая реальность имеется …особенная и верховная духовная реальность (Бердяев Н.А. Суть истории. М.,1990. С.14). Наконец, материалистическая модель имеет своим исходным моментом социальную форму материи. Но появляется законный вопрос: для чего нужна подобная логизированная модель общества?

В первую очередь она задает исходные правила подхода к изучению настоящей истории общества. Она дает вместе с тем руководящую нить, разрешающую сознательно продвигаться в лабиринте фактов, событий и т.д.

Логическая схема, конечно, беднее живой истории, но она схватывает ее сущность, что и разрешает, отталкиваясь от данной сущности, глубже разобраться в конкретном историческом материале, оказывает помощь отыскать верное ответ той либо другой неприятности, поднявшейся на повестке дня в определенной конкретной обстановке. Философская методика сама по себе не претендует на яркое раскрытие обстоятельств тех либо иных явлений и социальных процессов во всем их конкретном многообразии, но она оказывает помощь верно поставить проблему и дает ориентиры в научном поиске ее решения.

Например, соотношение материальной сознания и основы общества. Разное решение вопроса об этом соотношении — нужный компонент построения совершенной модели общества. В случае если за исходное берется сознание и в нем видится конечная обстоятельство всего происходящего в истории, то это один исходный пункт в анализе определенной обстановке, соответственно, и в ответе той либо другой появившейся неприятности.

Наоборот, в случае если за базу общества берутся его материальные устои, то и результаты анализа и предлагаемые дороги ответа той же неприятности окажутся совсем иными. Все это превращает выработку совершенной модели общества в задачу первостепенной важности. Ясно, что речь заходит не об применении теоретической модели общества как мертвой схемы, под которую остается только подгонять живые факты, а тем более не о ее применении для оправдания вызывающих большие сомнения установок тех либо иных деятелей, случайно появлявшихся у кормила правления.

Речь заходит о том, дабы философско-социологическая теория общества, его идеализированная модель использовались на протяжении конкретного анализа каждой конкретной ситуации как путеводитель в непростых лабиринтах публичной судьбе.

светло в первую очередь, что общество — это определенная целостность, особенная система объективной действительности. Но в случае если это совокупность, то ее базу как всякой совокупности составляют элементы, требования к каким должны, по-видимому, пребывать в следующем: во-первых, их обязана отличать простота, во-вторых, они должны находиться во всех срезах совокупности и, в-третьих, они должны выступать в качестве необычных первокирпичиков совокупности. Что же это за элементы?

Главным, решающим элементом есть, разумеется, человек как субъект истории, делающий эту роль вправду на всех этажах публичного строения. Возможно заявить, что человек- это основной, краеугольный устой общества. Но собственную роль субъекта истории человек реализует в форме активного отношения к миру в виде деятельности, содержание которой образовывает его преобразование и целесообразное изменение. Деятельность выступает в самых разных формах, причем формы деятельности и ее виды с ходом истории становятся все более разнообразными. Деятельность и предстает в качестве второго элемента общества как совокупности. Наконец, третий элемент социальной совокупности — публичные отношения, складывающиеся на базе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Как раз деятельность как метод существования социального объединяет социальные атомы, цементирует их, превращая через совокупность публичных взаимоотношений несложную сумму индивидов в что-то большее — в некую органическую целостность, в общество.

Но что такое публичные отношения? Публичные отношения — это многообразные связи между участниками общества, социальными группами, и в них, появляющиеся в ходе материально-производственной, экономической, социальной, политической и деятельности и духовной жизни.

Наряду с этим публичные отношения не однородны, в их совокупности выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т.е. складывающиеся независимо от сознания публичные отношения. К их числу прежде всего относятся производственные, экономические отношения (наровне с этим смогут быть выделены и такие виды материальных взаимоотношений, как организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют идеологические отношения, каковые в отличие от взаимоотношений первого уровня складываются, появляются только проходя через сознание, на базе определенных взглядов и идей. Но к этим проблемам мы еще возвратимся в будущем, тут же выделим еще раз: человек, деятельность, публичные отношения — такова триада определяющих элементов общества как совокупности.

Так, общество является совокупностью людей, связанных совокупностью публичных взаимоотношений, складывающихся на базе всего многообразия социально значимых видов деятельности.

Но возможно ли разглядывать общество как несложную сумму индивидов, их связей, отношений и взаимодействий? Приверженцы системного подхода к анализу общества отвечают: “Нет”. С их точки зрения, общество — это не суммарная, а целостная совокупность. Это указывает, что на уровне общества личные действия, связи и отношения образуют новое, системное уровень качества. Системное уровень качества — это особенное качественное состояние, которое нельзя рассматривать как несложную сумму элементов. отношения и Общественные взаимодействия носят надындивидуальный, надличностный темперамент, другими словами общество — это некая независимая субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Любой индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру отношений и связей и в ходе социализации включается в неё. За счёт чего же достигается эта целостность, т. е. системное уровень качества?

Целостной совокупности свойственно множество связей, отношений и взаимодействий. самые характерными являются коррелятивные связи, отношения и взаимодействия, включающие в себя субординацию и координацию элементов. Координация — это определённая согласованность элементов, тот особенный темперамент их обоюдной зависимости, что снабжает сохранение целостной совокупности. Субординация — это подчинённость и соподчинённость, показывающая на особенное своеобразное место, неодинаковое значение элементов в целостной совокупности.

В социологии понятия “социальная система” и “социальная структура” тесно связаны между собой. Социальная совокупность — это совокупность социальных процессов и явлений, находящихся в связях и отношениях между собой и образующих некий целостный социальный объект. процессы и Отдельные явления выступают в качестве элементов совокупности. Понятие “социальная структура” имеется часть понятия социальной совокупности, и объединяет два компонента — социальные связи и социальный состав. Социальный состав — это комплект элементов, составляющих данную структуру. Вторым компонентом выступает комплект связей этих элементов. Так, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав, либо совокупность разных типов социальных общностей как системных социальных элементов общества , с другой — социальные связи составляющих элементов, различающихся по широте распространения их действия, по их значению в чёрте социальной структуры общества на определенной ступени развития.

Социальная структура свидетельствует объективное деление общества на отдельные слои, группы, разные по их социальному положению, по их отношению к методу производства. Это устойчивая сообщение элементов в социальной совокупности. Главными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, опытные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Любой из этих элементов со своей стороны есть сложной социальной совокупностью со связями и своими подсистемами. Социальная структура отражает изюминке социальных взаимоотношений классов, опытных, культурных, национально-этнических и демографических групп, каковые определяются ролью и местом каждой из них в совокупности экономических взаимоотношений. Социальный нюанс любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Второй тип социальных совокупностей складывается на базе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи именуются институциональными, а социальные совокупности — социальными университетами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи возможно именовать еще и нормативными, поскольку их содержание и характер устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его участников в тех либо иных сферах публичной судьбе.

Следовательно, социальные университеты делают в обществе функции социального контроля и социального управления как одного из элементов управления. Социальный контроль позволяет его системам и обществу обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых причиняет ущерб социальной совокупности. Главными объектами для того чтобы контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные ответы и т. п. Воздействие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой — к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребностями. Эти потребности смогут быть удовлетворены разными методами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью либо обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей содействует идентичности поведения участников общности. социализация и Воспитание направлены на то, дабы передать индивидам установленные в данной общности способы деятельности и образцы поведения.

Социальные университеты руководят поведением участников общности через совокупность наград и санкций. В социальном управлении и контроле университеты играются очень ключевую роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют университеты, осуществляющие обеспечения свободы в определенных видах деятельности — свободу нововведений и творчества, свободу слова, права на получение определенной величины и формы дохода, на жилье и бесплатное медобслуживание и т. д. К примеру, артисты и литераторы имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; специалисты и учёные обязываются изучить новые неприятности и осуществлять поиск новых технических ответов и т. д. Социальные университеты смогут быть охарактеризованы с позиций как их внешней, формальной (“материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Снаружи социальный университет выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных обстановках. Так, в случае если имеется юстиция как социальный университет снаружи возможно охарактеризована как совокупность лиц, материальных средств и учреждений осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения — это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, снабжающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для совокупности юстиции (роль судьи, прокурора, юриста, следователя и т. д.).

Социальный университет, так, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных взаимоотношений при помощи взаимосогласованной совокупности целесообразно ориентированных стандартов поведения. Их группировка и возникновение в совокупность зависят от содержания решаемых социальным университетом задач. Любой таковой университет характеризуется наличием цели, конкретными функциями, снабжающими ее достижение, комплектом социальных ролей и позиций, и совокупностью санкций, снабжающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Наиболее значимыми социальными университетами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические университеты снабжают распределения и процесс производства благ и одолжений. Семья кроме этого один из ответственных социальных университетов. Ее деятельность (отношения между родителями, детьми и родителями, способы воспитания и т. д.) определяется совокупностью правовых и иных социальных норм. Наровне с этими университетами значительное значение имеют и такие социально-культурные университеты, как совокупность образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе играет университет религии.

Институциональные связи, как и иные формы социальной связи, на базе которых складываются социальные общности, являются упорядоченную совокупность, определенную социальную организацию. Это совокупность принятых видов деятельности социальных общностей, ценностей и норм, каковые гарантируют сходное поведение их участников, согласовывают и направляют в определенное русло рвения людей, устанавливают методы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, появляющиеся в ходе повседневной судьбе. И ещё они снабжают состояние равновесия между рвениями разных групп и индивидов данной социальной общности и общества в целом. При в то время, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации об интенсивном проявлении нежелательных явлений (к примеру, таких, как правонарушения, пьянство, агрессивные действия и т. п.).

Заключение

На основании произведенной работы, мы видим, что общество делается совокупностью. Эта совокупность владеет качествами, которыми не владеет элемент данной совокупности, в случае если его разглядывать по отдельности. Кроме этого мы подмечаем, что совокупность неспешно получает собственную самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам и независимое развитие.

Экономические трудности и тем более кризисы (экономическая сфера) порождают недовольство и социальную неустойчивость разных публичных сил (социальная сфера) и ведут к обострению политической нестабильности и борьбы (политическая сфера). Все это в большинстве случаев сопровождается безразличием, смятением духа, но и духовными поисками, интенсивными научными изучениями, упрочнениями деятелей культуры, направленными на осознание путей выхода и истоков кризиса из него. Таков один из примеров, иллюстрирующих сотрудничество главных сфер публичной судьбе. Как раз так возможно наглядно заметить, что разрушение одного из составляющих структуры общества приведет к крушению всей совокупности.

Интернациональное право как особенная правовая совокупность


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: