Общество как социальная система, его структура и основные элементы.

Сложность, многогранность и одновременно с этим целостность для того чтобы явления, как общество, обуславливают необходимость разглядывать его как социальную совокупность и применить соответствующий (системный) подход к его изучению. Самый характерно это для структурно-функционального направления в социологии.

Теория социальных совокупностей зарождается в первой половине пятидесятых годов и обязана своим возникновением на свет упрочнениям двух социологов — Толкотта Парсонса из Роберта и Гарвардского университета Мертона из Колумбийского университета. Не смотря на то, что в работах этих двух авторов имеются большие различия, оба они совместно смогут рассматриваться как основатели школы, именуемой структурный функционализм — подход, что разглядывает общество как развивающуюся совокупность, любая часть которой функционирует в связи со всеми вторыми частями совокупности. Тогда каждые информацию об обществе смогут рассматриваться с позиций того, как они функциональны либо дисфункциональны для поддержания социальной совокупности.

Парсонс создал неспециализированную теорию социальных совокупностей, пробуя нащупать пути интеграции социологической теории с разработками в биологии, психологии, экономической и политической теории. В соответствии с Парсонсу, каждая социальная совокупность стабильно существует, в случае если в ней выполняются 4 условия, т.е. любая социальная совокупность имеет четыре системы, соответствующие четырем главным функциям, в частности — адаптации (А), достижению цели (G), интеграции (I) и поддержанию образцов либо латентности (L).Парсонсом была создана универсальная схема структурно-функционального анализа, призванная обрисовывать и растолковывать социальные совокупности любого уровня (от малой группы и индивидуального действия до общества и социального института в целом).

К примеру, с ее помощью возможно распознать структурные элементы, нужные для поддержания учебного заведения как социальной совокупности.

Бухгалтерия и административно-хозяйственная часть делают функцию адаптации, снабжая сотрудников и обучающихся средствами для их деятельности; кадровая работа, аттестационная комиссии и приёмная — ту же функцию адаптации, но уже снабжая приспособленность совокупности к потребностям общества.

Ученый совет, ректорат, деканаты — функцию целедостижения, снабжая организацию учебного процесса.

Коллективы (кафедры, студенческие группы, профсоюзные организации) — функцию интеграции, снабжая четкое распределение прав и обязанностей, упорядоченность и единство действий учителей, обучающихся и технического персонала.

Функцию поддержания примера делают структуры, передающие традиции. Формально — кураторство и научное управление, неформально — структуры, складывающиеся во сотрудничестве между обучающимися младших курсов и старших (ритуалы «посвящения», организация «первокурсника» и т. п.).

Общество владеет сложной многокомпонентной структурой. Эта структура имеет сложный иерархический темперамент, в ней в качестве главных системных выступают:

1) пара систем, составляющих в собственной совокупности совокупность общества;

2) пара структурных компонентов, тесно взаимодействуют с главными системами общества и частично включены в них.

Общество функционирует и начинается в качестве единой и целостной совокупности, в которой органично взаимосвязаны четыре главных системы:

Экономическая система: производство, распределение, перемещение, обмен на рынке, экономическое стимулирование, совокупность финансов, кредитная, финансовая система. Цель системы – адаптация людей к окружающей среде, снабжая средствами к существованию.

Социальная система: социальная и этнонациональная структура, его территориальная и опытная структура, социально-демографические характеристики (соотношение женщин и мужчин, детей, взрослых, динамика рождаемости, смерти, продолжение судьбы). Цель – объединить людей с целью достижения публично значимых целей, снабжая координацию их действий.

Политическая система: политическое устройство, режим правления, совокупность власти, наличие политических прав и свобод, партийная совокупность. Цель – поддержание устойчивых связей между элементами общества, социальными группами; управление принятия и механизм решений деятельностью людей.

Социокультурная система: образование, мастерство, религия, наука, мораль, культура и т.д. Цель – поддержание стабильности совокупности, снабжая передачу от поколения к поколению принятых способов и форм деятельности.

В ходе активной деятельности люди включаются в одну либо пара систем единой и целостной совокупности общества и, но взаимодействуя между собой, образуют в полной мере определенные структурные компоненты общества. Главными из таких компоненты являются следующие:

1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями;

2) социальные статусы, занимаемые людьми в обществе;

3) социальные роли, делаемые людьми в обществе в соответствии с их статусами;

4) социальная структура, включающая в себя социальные страты (рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), территориальные, этнонациональные и иные общности;

5) социальные сотрудничества людей, владеющих определенными социальными ролями и социальными статусами и принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям;

6) организации и социальные институты, придающие обществу устойчивость и целостность: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.

Типология обществ.

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих на данный момент, социологи разделяют на определенные типы. Пара типов общества, объединенных сходными показателями либо параметрами, образовывает типологию. В социологии принято выделять пара типологий.

1. В случае если в качестве главного показателя выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные(доцивилизованные), т.е. могущие сказать, но не могущие писать, и письменные, обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.

2. Простые и сложные. Критерием выступает степень уровней и число управления социального расслоения. В несложных обществах нет начальников и подчиненных, бедных и богатых (первобытные племена). В сложных обществах пара уровней управления, пара социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов, т.е. появляется стратификация. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение страны (6 тыс. лет назад). Простые общества появились 40 тыс. лет назад, они совпадают с дописьменными.

3. По методу добывания средств существования общества делятся на:

а) общество охотников и собирателей (зародилось 30-40 тыс.лет назад).

б) земледельческое общество (8-10 тыс. лет назад)

в) индустриальное общество (250 лет назад).

4. Классическое и современное. В рамках социального эволюционизма появился последовательность теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на базе сравнения его нынешнего состояния и прошлого. Первую попытку разработки таковой теории предпринял германский социолог Фердинанд Теннис (1855 – 1936) в собственной книге «общество и Община». Теннис применяет германские термины Gemeinschaft и Gesellschaft , дабы совершить разграничения между классическим и современным обществом на базе 5 главных типов социальной связи. Понятие Gemeinschaft (община) используется к крестьянской деревенской общине, а общество и (понятие) – к индустриальному муниципальному обществу. Главные различия между ними пребывают в следующем: 1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с традициями взаимопомощи и общинным принципом, а общество типа Gesellschaft основано на рвении к личной пользе; 2) Gemeinschaft придает главное значение обычаям, в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах; 3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Gesellschaft проявляются специальные опытные роли; 4) Gemeinschaft опирается на религиозные, а Gesellschaft – на светские сокровища; 5) в базе Gemeinschaft лежит община и семья, а в базе Gesellschaft – ассоциации и крупные объединения (деловые круги, правительство, партии).

5. Доиндустриальное и индустриальное. В соответствии с французскому социологу Эмилю Дюркгейму, развитие людской общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, свойственны твёрдая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие верований и чувств, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности. На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие личной судьбе. На смену клану приходит сначала семья, а после этого трудовая организация. Индивиды группируются уже не по показателям родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. статус и Место человека определяют не единокровность, а делаемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в следствии смешения опытных организаций с предшествовавшими им домашними формами.

6. В середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, различающиеся уровнем и языком судьбы людей, но объединенные двумя ведущими показателями – формой собственности и способом производства, составляют одну публично-экономическую формацию. В соответствии с К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации — первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой заявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

7. Современная социология применяет все типологии, объединяя их в некую синтетическую модель. Её автором вычисляют американского социолога Даниела Белла. Он подразделил глобальную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. В то время, когда одна стадия приходит на смену второй, изменяются разработка, метод производства, форма собственности, социальные университеты, политический режим, культура, образ судьбы, численность населения, социальная структура общества.

В доиндустриальном обществе, которое еще именуют классическим, определяющим причиной развития выступало сельское хозяйство, с армией и церковью как главными университетами. В индустриальном обществе — промышленность, с фирмой и корпорацией во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его сосредоточения и производства.

Согласно точке зрения ряда экспертов, в 70-е годы ХХ века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Действительно, не везде, а только в самых развитых государствах, скажем, в Соединенных Штатах и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а сфера и информатика обслуживания. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что свидетельствует превосходство сферы одолжений над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место опытному. Собственность как критерий социального неравенства теряет собственный значение, решающим делается знания и уровень образования.

Различие трех типов обществ иллюстрирует таблица.

Сравнительная черта трех стадий развития общества

Социальная структура общества. Стратификация общества. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: