Общество как социокультурная система

При социологическом анализе социального сотрудничества как базы публичной судьбе в большинстве случаев обращают внимание на два наиболее значимых нюанса:

1) групповой темперамент публичной судьбе;

2)поведение людей в группах, которое регулируется, направляется
и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, правил и идей.

Эти два нюанса социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, потому что социальное сотрудничество людей систематично воспроизводит как структуру социальных групп, так и совокупность ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные два нюанса публичной судьбе в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями — общество (социальная совокупность) и культура (совокупность культуры).

Отметим самые общие моменты, каковые отличают общество (социальную совокупность) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, данный вопрос детально обсуждался в работах отечественных социологов. Но после этого складывающаяся плодотворная тенденция дискуссии методологических общества взаимоотношений и вопросов культуры в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в данной тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».

В работах указанных авторов, базирующихся на хороших разработках западных социологов, различие между обществом и культурой, сводилось к тому, что:

1)культура и социум являются двумя взаимосвязанными
системами публичной судьбе;

2)особенность социальной совокупности высказывает форму социальных
взаимоотношений между людьми, которая представлена разными отношениями
и социальными группами в и между группами.

Под культурой предлагалось осознавать содержательные нюансы людской деятельности, определяемые сокровищами, совершенствами, нормами и т. д.

Сходное толкование взаимоотношений понятий общество и культура имеется и в трудах ведущих западных социологов, каковые, начиная с М. Вебера, подчеркивают ключевую роль ценностных стандартов в понимании публичного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», либо отыскать в памяти, как М. Вебер растолковывал развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий обществ и культура, наряду с этим подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном — в качестве изменения общества и решающего фактора эволюции.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры содержится в том, что культура рассматривается как механизм регуляции

поведения человека, социальных групп, развития и ‘функционирования общества в целом.

При самом неспециализированном социологическом подходе к пониманию культуры в большинстве случаев отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую совокупность
сокровищ, значений и символов;

2) культура — это то, что постигает человек в ходе собственной
жизнедеятельности;

3)культура — это все то, что транслируется от поколения к поколению.
Так, возможно дать следующее определение: культура является системой социально купленных и показываемых от поколения к поколению значимых знаков, идей, сокровищ, вер, традиций, правил и норм поведения, при помощи которых люди организуют собственную жизнедеятельность.

Говоря о многообразии культурных ценностей и форм Сейчас, принимающих время от времени форму конфликта, направляться различать два уровня в совокупности культурных сокровищ:

1) фундаментальный уровень общеразделяемых сокровищ,
принимаемых обществом в целом;

уровень локальных сокровищ (в западной социологии
обозначаемый термином «beliefs», переводимым в большинстве случаев как верования либо
идеологии), служащий базой деятельности разных социальных общностей
и групп, образующих субкультуры данного общества.

общности и Социальные группы

Под социальной группойпонимают любую совокупность людей, выделенных по социально значимым параметрам: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и другие.

Социальная несколько – это необычный посредник между обществом и отдельным человеком в целом, и среда, в которой проистекают коллективные процессы.

На планете живут более 5 млрд человек, а количество социальных групп, по оценкам экспертов, доходит до 8—10 млрд. Это вероятно за счет того, что один индивид может пребывать в 5–6 группах.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека: свойство к абстрактному мышлению, обращение, нравственность и самодисциплина – появились результате групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии – иными словами, закладывается фундамент социальной судьбе. Сейчас человек не мыслит себя вне группы: он – член семьи, ученического класса, молодежной тусовки, производственной бригады, команды . Принадлежность к группе снабжает индивиду возможность социальной самоидентификации и активного сотрудничества с другими людьми. Классификация социальных групп

1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание данной принадлежности, различаются номинальные группы, агрегаты и реальные группы.

Номинальные группы– социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (к примеру, пассажиры пригородных поездов, семьи, живущие в отдельных либо коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах фактически не опосредствованы никакой деятельностью.

Настоящие группыназываются так вследствие того что принадлежность индивидов к этим группам определяется по показателям, ответственным с позиций социальной идентификации личности. К числу этих показателей относятся: женщины (и пол мужчины); уровень дохода (богатые, зажиточные люди и бедные); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, дети, молодежь, взрослые, старики); домашнее положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, солдаты и т. д.); место жительства (жители, сельские обитатели). У представителей одной и той же настоящей группы схожие стереотипы поведения, образ судьбы, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и настоящими группами находятся агрегаты– совокупности людей, выделенные на базе поведенческих показателей. Они сочетают в себе черты настоящих и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, кое-какие разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются громадные, малые и средние социальные группы. Многочисленные социальные группы– это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, опытные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группамотносятся производственные объединения работников фирм, территориальные общности (обитатели одной деревни, города, района и пр.). Малые группы– маленькие по численности совокупности людей, объединенных неспециализированными целями, заинтересованностями, сокровищам, правилами и нормами поведения. Ко мне относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.

Социальная организация– общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (к примеру, производство товаров либо оказание платных одолжений) при помощи институционализированных механизмов подчинения (подчинение и власть, наказание и вознаграждение). Примерами социальных организаций могут служить предприятия, фермерские хозяйства, банки, школы, поликлиники и т. д. Социальные организации смогут быть весьма большими (много тысяч людей), большими (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), небольшими (от ста человек до нескольких человек). Социальные организации – промежуточный между громадными и малыми социальными группами тип объединения людей.

Социальная общность– совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как независимый субъект исторического и поведения и социального действия и делающая ту либо иную деятельность.

Виды социальных общностей:

1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);

2. социально-демографические общности (мужчины, дамы, дети, родители, семьи и др.);

3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);

4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);

5. социально-опытные общности.

Этносоциальные общности именуют кроме этого кровнородственными.К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды.

Семья– мельчайшая кровнородственная группа, связанных единством происхождения (бабушка, дед, папа, мать, дети). Пара семей, вступивших в альянс, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – несколько родных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял неспециализированную собственность на землю.

Племя– более высокая форма социальной организации, охватывающая много родов и кланов. Племена владеют собственным языком либо диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч людей. На протяжении культурного и экономразвития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации.

Народ– этническая общность, занимающая на лестнице публичного развития место между нацией и племенами. Народности появляются в эру рабовладения и являются языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более бессчётны, чем племена, и не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация– независимая, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего происхождения и общего предка. У них не обязательно должен быть неспециализированный язык, религия, но имеется культура и общая история. Нации появляются во время преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, в то время, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, мастерство. Нации более бессчётны, чем народности, и насчитывают сотни и десятки миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные перемещения, межнациональная рознь, войны и конфликты появляются как показатель того, что нация сформировалась и борется за собственный суверенитет.

Социология. Тема 3. Общество как социальная совокупность (Тартыгашева Г.В.)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: