Общие понятия гуманистической психотерапии

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии

Замысел

1. Клинтцентрированная психотерапия К. Роджерса: неспециализированные понятия гуманистической психотерапии, особенности психотерапевтического процесса, типология вербальных вмешательств.

2. Трансперсональная психотерапия. Трансактный анализ. Структура личности в трансактном анализе: главные теоретические идеи, распознание Эго-состояний, анализ трансакций.

3. Логотерапия В. Франкла.

4. Гештальттерапия: главные теоретические идеи; защитные механизмы; уровни невроза, последовательность контакта, техники гештальт-терапии.

5. Психосинтез. Особенности психотерапевтического процесса.

Неспециализированные понятия гуманистической психотерапии

Признавая успехи вторых направлений психотерапии, представители гуманистического направления справедливо уверены в том, что и психоаналитические, и бихевиористические и другие подходы не хватает доверяют самому человеку, навязывая ему воздействия и определённые формы анализа. В отличие от них представители гуманистической терапии видят главные резервы в личности самого человека, в изначально заложенных в ней силах хороша, стремления и психического здоровья к совершенствованию. Исходя из этого собственную основную задачу терапевты-«гуманисты» видят в создании условий для раскрытия собственных резервов людской личности. Наряду с этим они не уверены в том, что общество и личность находятся в конфликте. Наоборот, согласно точки зрения «гуманистов», в личности заложено рвение к объединению с себе подобными, потребность в любви, дружбе, сотрудничестве. Принципиально важно лишь раскрепостить эти тенденции и создать атмосферу защищенности и безопасности их естественного проявления.

Первым из гуманистических направлений принято именовать психотерапию Карла Роджерса, либо терапию, центрированную на клиенте. Не смотря на то, что многие с достаточным основанием включают в гуманистическую психотерапию и гештальттерапию Ф. Пёрлза. Идеи и практические подходы Карла Роджерса к большой реализации внутренних возможностей человека нашли распространение не только в психотерапии и психологии, но и в педагогике, социальной работе, юриспруденции. Они были взяты на вооружение в политике, в индустрии, в армии, активно используются в религиозной работе, повлияли на развитие теологии и современной философии. Как уже говорилось, Карл Роджерс и его последователи исходят из утверждения, что в личность и организм любого обычного человека от природы заложены хорошие силы, содействующие здоровью, совершенствованию и развитию. Роджерс уверен в том, что рвение к достижению саморазвития и своего уровня компетентности не всегда осознанное, а сам данный уровень может значительно лично различаться биологически заложенными задатками. Как раз достижение собственного уровня компетентности либо хотя бы перемещение в этом направлении создают у индивида чувство целостности личности, определенной степени самодостаточности и избавляют его от многих психотерапевтических неприятностей, состояния тревожности, неудовлетворенности, неврозов.

Решающую роль в развитии и жизни человека Роджерс придает Я-концепции, другими словами его представлению о самом себе. Эта Я-концепция и определяет поступки и поведение человека в тех либо иных обстановках. Любой человек вычисляет либо ощущает, что он таковой в такой-то ситуации и обязан поступить так-то. Наряду с этим его вывод о себе значительно чаще не редкость не хватает объективным, а время от времени и значительно не соответствующим действительности.

В сознание человека изначально не заложена объективная оценка собственного Я. Но такая необъективность в значительной степени компенсируется жизненным опытом, что всегда вносит коррекцию в самооценку индивида, разрешая лучше ощутить собственные возможности, и восприятие себя вторыми людьми. Серьёзным ведущим механизмом в объективизации своего поведения и самооценки есть чувство разрешения (либо ослабления) внутреннего конфликта, сменяющееся внутренним удовлетворением, которое наступает (либо увеличивается) по мере самореализации.

К. Роджерс уверен в том, что предпосылкой к более настоящему и более легкому принятию вторых есть принятие личностной самости, другими словами объективизация самооценки. Со своей стороны приня-тие индивида вторыми содействует процессу принятия им самого себя таким, каким он имеется. Возможно заявить, что сущность процесса личностного роста (по Роджерсу) и пребывает в неизменно совершенствующейся обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс корректировки собственных взаимоотношений с другими и собственной Я-концепции, уточняющейся в ходе этих принятия и взаимоотношений вторых.

В терапии по К. Роджерсу, как и в других видах гуманистической терапии, главная роль переносится с терапевта на клиента. К. Роджерс считает, что именно у самого клиента находятся ключи от ответа его неприятностей. Терапевт может только оказать помощь ему отыскать эти ключи и продемонстрировать, как лучше ими пользоваться. Основная задача терапевта — установление дружеского творческого сотрудничества с клиентом и создание таковой атмосферы защищенности и психологического комфорта, в которой клиент сам начнет «высвобождать» и реализовывать потенциальные возможности собственного подлинного Я. Как раз такая воздух ускорит принятия и процесс объективизации настоящего образа самого себя и других. Наряду с этим от самого терапевта требуется всецело отрешиться от роли психотерапевта и перейти от терминов и профессиональной манеры общения к выражению собственных несложных и мыслей и естественных чувств. В противном случае клиент нечайно будет подыгрывать психотерапевту, оставаясь в роли пассивного клиента, ожидающего как раз от психотерапевта, а не от себя самого решения собственных неприятностей. Крайне важно, дабы клиент почувствовал не только простое товарищеское общение, но и полную свободу терапевта от поведения оценок клиента и моральных высказываний, другими словами принятие собеседника таким, какой он имеется. Нужным качеством терапевта будет умение всегда удерживать хорошее отношение к клиенту, а правильнее — веру в хорошие начала его сущности, каковые должны быть высвобождены из-под жизненных ложных защит и завалов личности. Лишь в этом случае он сможет сохранять в один момент открытость естественного общения и одновременно с этим не реагировать отрицательными чувствами на негативные проявления личности клиента.

Э. Бёрн сравнивает такую позицию психотерапевта с позицией духовных преподавателей Востока (гуру), каковые относятся к любому человеку независимо от его поведения как к божественному созданию. Такое общение разрешает клиенту неспешно уйти от защитной конфронтации и становиться все более конгруэнтным (соответствующим) психотерапевту как равному партнеру по общению.

Когнитивная психология #16. Главные механизмы функционирования нервной совокупности.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: