Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Информатика» является самостоятельной творческой работой студента и предполагает выполнение трех заданий.

1. Письменного ответа на один из теоретических вопросов, выносимых в завершении курса на экзамен.

2. Инструктивного описания порядка выполнения одного из практических заданий (также выносимых в дальнейшем на экзамен) с последующим его выполнением на ПК при защите контрольной работы.

3. Разработки алгоритма и программы на языке программирования высокого уровня (например: Паскаль, Бейсик, Си) индивидуальной задачи с последующей демонстрацией ее работы на ПК.

При этом может быть рекомендована следующая структура контрольной работы:

  • титульный лист;

§ содержание;

§ теоретическая часть (первое задание);

§ практическая часть (второе и третье задание);

§ литература;

§ приложения.

Работа выполняется по индивидуальным вариантам. Номер варианта для всех заданий определяется по порядковому номеру студента в списке группы. Если этот номер превышает число предлагаемых вариантов вопросов, то отсчет начинается опять с первого номера (например, номер по списку студента 42, а последний вопрос – 35, тогда номер варианта контрольной работы определяется так: 42-35=7) и т.д.

Каждое задание, а также введение и заключение (если таковые имеются в работе) начинать с новой страницы.

Нумерация страниц в работе сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения включаются в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление.

На страницах 1-2 номера страниц не проставляются.

Введение и заключение не нумеруются, а все остальные разделы основной части контрольной работы должны иметь порядковую нумерацию. Часть обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце. Параграфы нумеруются в пределах каждой части.

Номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером части, а вторая – номером параграфа, разделенных точкой. После номера параграфа также ставят точку: например, 3.1. – первый параграф третьей части.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр, соответствующих номеру части, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, 3.1.4. – четвертый пункт первого параграфа третьей части.

Части и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается.

Выделение заголовка производят увеличением жирности.

Необходимые иллюстрации, таблицы и другие наглядные материалы (схемами, графиками, диаграммами и др.) располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.

Нумерация таблиц и наглядных материалов осуществляется раздельно, но сквозной для данной части (раздела).

Все иллюстрации в контрольной работе размещаются сразу после ссылки на нее в тексте, называются рисунками и обозначаются словом «Рис.». Каждый рисунок должен сопровождаться кратким названием. Название рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка.

После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.

Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.

Формулы, помещенные в текст работы, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле.

В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.

Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет указывают: автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы), по газетам (название, год, число, месяц или номер и страницу, если объем газеты более 6 страниц).

Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.

После списка литературы представляют Приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении курсовой работы как вспомогательные). Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1» и т.д.).

Варианты заданий по теоретической части работы

Для написания теоретической части работы студент выбирает один из следующих теоретических вопросов в соответствии с правилами, указанными выше:

1. Состав и назначение основных компоненты ПК.

2. Структура программного обеспечения ПК.

3. Функции операционной системы. Интерфейс пользователя в MS Windows.

4. Управление файловой системой в MS Windows.

5. Процедура загрузки MS Windows в оперативную память ПК с диска.

6. Компьютерные вирусы, методы и программные средства защиты. Программы – архиваторы.

7. Кодирование чисел, символов и графической информации , единицы измерения данных.

8. Понятие алгоритма, линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

9. Циклические алгоритмы.

10. Языки программирования, трансляторы, основные этапы разработки и отладки программ.

11. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке программирования, например Бейсик. Условный оператор.

12. Программирование циклических алгоритмов на языке Бейсик. Циклический оператор.

13. Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую.

14. Видеосистема ПК, основные характеристики.

15. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках.

16. Принтеры, подключение к ПК, основные характеристики.

17. Интерфейс и объекты табличного процессора Excel.

18. Данные, хранимые в ячейках табличного процессора Excel.

19. Режимы работы табличного процессора Excel.

20. Копирование и перемещение информации в табличном процессоре Excel. Понятие абсолютной и относительной ссылок.

21. Способы копирования и перемещения информации в табличном процессоре Excel. Объединение электронных таблиц.

22. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.

23. Сводные таблицы в табличном процессоре Excel.

24. Базы данных (БД), их классификация ,основные объекты БД.

25. Модели данных в БД.

26. Создание структуры таблиц в СУБД Access.

27. Назначение и основные характеристики, и топологические структуры компьютерных сетей.

28. Основы построения сети Интернет и ее базовые протоколы.

29. Основные службы сети Интернет.

30. Навигация в Интернет. Программы-обозреватели документов Internet Explorer, их основные функции.

Материалы, отражающие сущность и основные положения выбранной темы, представляются в виде краткого реферата, в заключение которого делаются соответствующие выводы. Объем данной части работы должен быть в пределах 3-5 стр. текста полуторного интервала формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14) или аналогичный объем аккуратно оформленного рукописного текста.

Варианты заданий №2 по практической части работы и рекомендации по ее выполнению

Практическая часть контрольной работы призвана способствовать развитию практических навыков по работе в среде современных операционных систем ПК (задание 2) и разработке элементов программного обеспечения расчетно-аналитических задач (задание 3).

Для выполнения второго задания — описания инструкции выполнения практического задания и подготовки его выполнения на ПК при защите контрольной работы студент выбирает один из следующих практических вопросов:

1. В табличном процессоре Excel создать таблицу успеваемости из зачетной книжки (достаточно 5 любых дисциплин выбранных студентом самостоятельно). Найти средний бал успеваемости и отсортировать записи по столбцам «Наименование предмета» и «Оценка».

2. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Зарплата» для пяти сотрудников, имеющую следующий вид:

Фамилия Зарплата Премия Доход
….
Итого

Строку «Итого» для всех сотрудников определить с помощью формулы суммирования. Премия составляет 12% от зарплаты, столбец «Доход» определяется как сумма «Зарплаты» и «Премии».

3. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Товары» следующего вида:

Наименованиетовара Цена Цена с НДС
Итого

Количество наименований товара и их вид в количестве 6 штук выбрать самостоятельно. В строке «Итого» подсчитать значения для всех столбцов по формуле, графу «Цена с НДС» определить по формуле: (Цена)*18%.

4. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Продукты»:

Наименованиепродукта Стоимость(у.е.) Дата выпуска
Чай 01.05
Кофе 03.05
Чай 01.05

Затем с помощью Мастера сводных таблиц создать сводную таблицу вида:

Датавыпуска Чай Кофе Итого
01.05
03.05

5.Составить БД в «Access», состоящую из одной таблицы «Сотрудники» и затем составить Запрос , сортирующий записи по полю «Фамилия»:

Код сотрудника Фамилия Оклад Телефон

Количество сотрудников выбрать самостоятельно.

6.Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы “Ведомость по Информатике» и форму для этой таблицы, Вид таблицы, включающей 4 поля (столбца) и не менее 5 записей (строк), следующий:

Код студента Фамилия Номер зачетной книжки Оценка

7. Создать папку «Информатика», в которой создать папку «Word», затем в текстовом процессоре «Word” создать файл с произвольным текстом, включающем 2 абзаца, имеющий имя Текст.doc, сохранить данный файл в папке «Информатика».

8. Выполнить настройку ниже перечисленных компонентов ПК, используя «Панель управления»: клавиатура, экран, дата и время. Опишите процедуру копирования и перемещения документов, используя программы Проводник и Мой компьютер.

9. Создайте ярлык для любого каталога, папки, стандартной программы, например Блокнот (см. Стандартные Программы). Изложите основные возможности программы “Paint” и используемые инструменты в ней для создания графических объектов.

10. Создайте в редакторе Word файл по теме «Внедрение и связывание объектов» в соответствии с технологией «OLE”. Выполните вставку рисунка в созданный текст.

11.Создайте на диске свою папку, в которой создайте архивный файл, используя программу Win.RAR. В архив включите несколько файлов из папки Мои документы. Назовите созданный архив именем ARHIV и посмотрите оглавление созданного архива.

Создайте самораспаковывающийся архив.

12. Создайте Фигурный текст, используя технологию программы MS Word Art. Воспользуйтесь справочной системой программы. Нарисуйте блок-схему алгоритма для одной из задач Задания 3 по программированию на языке Basic.

13. Выполните форматирование гибкого диска, опишите, зачем это выполняется. Скопируйте на отформатированный диск несколько файлов из папки Мои документы. Проверьте поверхность дискеты и информацию на ней программой Scan Disk и выполните дефрагментацию дискеты.

Объясните необходимость выполнения дефрагментации диска.

14. Создайте в Word нижеприведенную таблицу деятельности фирмы для 5 позиций товара:

Продали 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Товар 1
Товар

Создайте диаграммы нескольких видов, отредактируйте диаграмму, разместив произвольно легенду, названия, поля с помощью контекстного меню и панелей инструментов MS Graph. Сохраните полученные результаты в папке «Графики».

15. Вычислить в Excel функцию У=Х ^2 и построить ее график для Х=(-5,-4,…+4, +5). Символ «^» означает возведение в степень. Вид таблицы для вычисления функции следующий:

A B
X Y=X^2
-5
-4
+5

Используйте копирование формулы, набранной в ячейке B2: =A2^2. Объясните суть относительной адресации.

16. Аналогично, заданию № 15 вычислить в Excel функцию У=3Х ^2 и построить ее график для значений Х от -3 до +3 с шагом 0,5 .

17. Аналогично, заданию № 15 вычислить в Excel функцию У=4Х ^ 2и построить ее график для значений Х от -4 до +4 с шагом 1.

18. Вычислить в Excel функцию и построить её график для Х=(-5;

-4,5;…+4,5; +5):

2X + 5 при X

Y=

5 – 2X при X? 0

Вид таблицы для вычисления функции следующий:

A B
X Y=ЕСЛИ(A1(X1)
-5
-4,5
+5

Столбец А(X1= -5; X2= -4,5…) заполните с помощью команды ПРАВКА-ЗАПОЛНИТЬ-арифметическая прогрессия — по столбцам — шаг 0,5. Столбец В заполните с помощью функции ЕСЛИ. Она вызывается с помощью команды ВСТАВКА – ФУНКЦИЯ – категория – логические – ЕСЛИ. Функция ЕСЛИ содержит три аргумента (аргументы указываются через точку с запятой): лог_выражение – в нашем случае это значение X от -5 до +5;

значение_если_истина – в нашем случае X

значение_если_ложь – в нашем случае X?0 (иначе) Y=5 – 2X.
Таким образом в строке логическое выражение указывается какое значение принимает X (ячейки А1, А2 и т.д.), а в строках значение чему будет равно Y( ячейки B1, B2, и т.д.) в зависимости от значений X.

19. Аналогично заданию № 18 вычислить в Excel функцию и построить её график для Х=(-5; -4;…+4, +5):

4X — 3 при X?0 шаг для X выбрать равным 1

Y=

2 – 1,5X при X< 0

20. Аналогично заданию № 18 вычислить в Excel функцию и построить её график для Х=(-5; -4;…+4, +5):

8 – 3X при X?0 шаг для X выбрать равным 0,5

Y=

2,3 – 1,5X при X< 0

21. В редакторе Word создайте список из пяти наименований ( например компоненты компьютера) и оформите его тремя различными видами, по ниже приведенной технологии:

A. Системный блок I. Системный блок v. Системный блок

: : :

E. V. O.

Списки номеруются и маркируются с помощью команды меню ФОРМАТ, которая задает настройки и вид маркеров.

22. В текстовом редакторе Word создайте стандартную визитку размером 9х5см. Визитка должна содержать: учреждение, фамилию, имя, отчество, должность, адрес, телефон, факс, E-mail. Значки конверта * и телефона ( — в гарнитуре Wingdings.

23. В текстовом редакторе Word с помощью редактора формул Microsoft Equation запишите следующие формулы:

; ;

Редактор формул Microsoft Equation вызывается с помощью команды ВСТАВКА | Объект.

24. Дан прямоугольный параллелепипед со сторонами a,b,c. Вычислить в Excel объем (V=a*b*c) и площадь поверхности параллелепипеда (S=2*(ab+bc+ac)). Величины a, b, с выбрать самостоятельно.

25. В текстовом редакторе Word цветную поздравительную открытку, содержащую рисунок цветка и текст: «Поздравляю с днем рождения», заключенные в рамки. Открытка должна позволять копировать все её содержимое, изменять её масштаб и перемещать в другое место в документе.

26. Из [ 1 ] наберите текст (не менее двух абзацев), касающийся панелей управления текстового редактора Word. Вставьте в текст рисунок с изображением 2-х панелей Word: стандартной и форматирования. Создайте на рисунке выноски с названием панелей.

Объедините рисунок панели и выноски в одну группу (сгруппируйте).

27. В Excel создайте таблицу по результатам сдачи сессии вашей группы. Она должна содержать Ф.И.О. студента, перечень дисциплин выносимых на экзамены и оценки за них, средний балл каждого студента за сессию и сообщение об отчислении. В последней графе указать в случае не сдачи экзамена (хотя бы одного) – Отчислен, окрасив ячейку с помощью условного форматирования в красный цвет.

Графу (сообщение об отчислении) заполнить, использовав функцию ЕСЛИ.

28. В текстовом редакторе Paint, используя инструменты Карандаш, Кисть, Заливка, Ластик, изобразите рисунок :

29. В текстовом редакторе Paint, используя инструменты Карандаш, Кисть, Заливка, Ластик, изобразите рисунок :

Цвет деталей рисунка выберете на своё усмотрение.

30. В текстовом редакторе Paint, используя инструменты Карандаш, Кисть, Заливка, Ластик, изобразите рисунок :

Цвет деталей рисунка выберете на своё усмотрение.

Инструктивное описание порядка выполнения второго задания должно быть кратким (в пределах 1-2–х страниц) и помогать самому студента при его демонстрации на ПК.

Варианты заданий №3 по практической части работы и рекомендации по ее выполнению

2.4.1Рекомендации по выполнению задания №3.

В качестве предметной области для разработки программного обеспечения задачи на Бейсике в рамках третьего задания данной контрольной работы выступают математические формулы.

Выбор среды программирования, основанной на языке Бейсик, призван обеспечить подготовку студента к написанию оригинальных модулей в составе готовых программных средств пакета MS OFFICE.

В соответствии с методологией разработки любого программного обеспечения, практическая часть контрольной работы должна содержать следующие обязательные элементы, соответствующие одноименным этапам этого процесса:

  • формализация задачи;
  • разработка структуры вход — выходных данных;
  • разработка машинно-ориентированного алгоритма;
  • запись текста программы на языке программирования;
  • отладка подготовленной машинной программы и проверка ее работоспособности.

Отладка подготовленной машинной программы и проверка ее работоспособности производится в ходе выполнения лабораторных работ, предусмотренных учебной программы.

1. Формализация задачи.

Под этим обычно понимается ее описание на языке математики. Например, дана словесная постановка задачи: вычислить площадь треугольника. Тогда формализованная математическая постановка задачи будет иметь следующий вид: S= , где p – полупериметр (p= ) a,b,c – стороны треугольника.

В случае работы с графикой формализацией задачи будет привязка рисуемого изображения к координатной сетке экрана.

2. Разработка структуры вход — выходных данных.

Данные могут быть представлены отдельными переменными и константами, массивами и файлами сложной структуры. Для графики под входными данными имеется в виду ввод координат опорных точек изображения, а под выходными – само изображение.

Следует заметить, что поскольку в качестве предлагаемых задач выбраны математические примеры, то, как правило, первые два этапа уже реализованы.

3. Разработка машинно-ориентированного алгоритма.

Под машинно-ориентированным понимается алгоритм, удобный для решения данной задачи на ЭВМ. Это очень важный этап, так как алгоритм определяет логическую структуру программы. Алгоритм может быть описан словесно или графом (называемым блок-схемой), что строже и нагляднее.

Словесное описание применяется обычно для разрешения затруднений при построении графа. Граф состоит из вершин (блоков), объединенных ребрами. Типы блоков представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Типы блоков алгоритма
1.Начало или конец Начало или конец алгоритма.
2.Ввод или выводданных Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или для отображения результатов обработки (вывод).
3.Процесс Означает какое-то вычислительное действие или последовательность вычислительных действий.
4.Решение Да Условие Нет Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых переменных условий
5. Организация циклического процесса Да Нет Организует цикл путем наращивания переменной до определенного значения

К вершинам типа 2 и 3 подходят два ребра (одно входящее и одно выходящее). К вершине типа 1 — лишь одно ребро (либо входящее, либо выходящее). В таблице для типа 1 представлен вариант блока "Начало". К вершинам типа 4 подходят три ребра (одно входящее и два выходящих – для "да" и "нет"), причем одно из выходящих может начинаться из нижнего угла ромба. К вершинам типа 5 три ребра (два входящих и одно выходящее). Вершины типа 2 – 5 в блок-схеме обычно нумеруются.

Движение по графу подразумевается сверху – вниз. При соблюдении этого правила стрелки не используются, а иное направление указывается ребром со стрелкой.

Логическая структура любого алгоритма может быть представлена комбинацией трехструктур алгоритмов:

— последовательная структура (линейные алгоритмы);

— условная структура (разветвляющиеся алгоритмы)

— циклическая структура (циклические алгоритмы).

Линейные алгоритмы — описывают последовательные действия, одно за другим.

Пример:

Начало Действие 1 Действие 2 Действие… конец

Разветвляющиеся алгоритмы – описывают вычислительные процессы, в которых имеется два или более направлений хода вычислений. Выбор направления производится проверкой некоторого условия.

Пример 1:

нет

условие

да

Действие

Пример 2:

да условие нет

Действие1 Действие2

Циклические алгоритмы — обычно описывают действия, которые необходимо выполнять несколько раз до тех пор, пока не выполнится определенное условие.

Различают два вида алгоритмов цикла:

• С известным числом повторений (цикл «До»).

• С неизвестным числом повторений. Выход из цикла наступит тогда, когда выполнится определенное условие (цикл «Пока»).

Пример: цикл «До»

Начальные

присваивания

Тело цикла тело цикла — это последовательность действий,

которые выполняется многократно (в цикле).

да Условие

нет

Пример: цикл «пока»

Начальные присваивания

нет

Условие

да

Тело цикла

4. Запись текста программы на языке программирования.

Используя разработанный алгоритм, можно переходить к написанию текста программы на языке программирования. Приведем краткое описание ЯВУ(языка высокого уровня) Бейсик.

Наименование BASIC является сокращением английских слов или абривиатура «Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code», что в переводе означает «многоцелевой язык символических команд для начинающих».

Алфавит БЕЙСИКа содержит 26 прописных латинских букв, цифры от «0» до «9», точку,

запятую, кавычки, знаки арифметических операций +, -, /, *, ^, знаки отношения: , =, >=,

Представление данных.

Константы

Константы – данные, имеющие в процессе выполнения программы единственное значение, определенное в исходном тексте программы.

Переменные – данные, которые могут изменять свои значения в процессе выполнения программы.

Типы данных:

— арифметические (числовые) константы и переменные;

— строковые (текстовые) константы и переменные.

КОНСТАНТЫ.

Арифметические константы.

1. целочисленные константы – целые числа от -32768 до +32767 (2 байта).

2. константы с фиксированной точкой. Имеют в своем составе десятичную точку, т.е. имеют целую и дробную часть числа

3. константы с плавающей точкой. Состоят из мантиссы (mx ) – целое или с фиксированной точкой, порядка числа ( р ) и q – система счисления.

X=mx*qp

Знак числа определяет мантисса.

Они могут быть представлены с простой точностью (Е) и двойной (D).

Пример1: Целочисленная константа.

235 235 или +235

Пример2: Константа с фиксированной точкой.

27,45 27.45

+0,258 +0.258 или .258

Пример3: Константа с плавающей точкой.

2,349 0.2349 Е1 или 2.349Е0

-0,00025 -2.5Е-4

5,4*10-8 5.4Е-8

Строковая константа представляет собой заключенную в кавычки последовательность любых символов.

ПЕРЕМЕННЫЕтакже делятся на:

— числовые переменные;

— строковые переменные.

Имена переменных могут быть до 40 символов (латинские буквы, цифры).

Существует 2 способа определения типа переменной.

Первый способ. Тип простой переменной определяется последним символом в имени.

$ — строковая

% — целочисленная (2 байта памяти).

! – числовая переменная с простой точностью (4 байта памяти, 6 цифр после запятой).

# — числовая переменная с двойной точностью (8 байт памяти, 14 цифр после запятой).

& — длинное целое

Пример:

BAX! – переменная с простой точностью

BAX% — целочисленная переменная

RUBL% — целочисленная переменная

Второй способ. Использование специальных операторов (операторы описания).

DEFINT A – целое %

DEFLNG A – длинное целое &

DEFSNG A – обычная точность !

DEFDBL A – двойная точность #

DEFSTR A – строковая $

Переменная с индексом позволяет обращаться к элементам массива.

Массив – упорядоченная совокупность однотипных величин.

Чтобы обратится к массиву, нужно указать имя массива.

Пример:

Имя массива – ГР0605у(24),

где 24 – количество элементов массива.

Элемент массива:

ГР0605у(2)  Иванов

ГР0605у(11)  Петров

Задание в программе имени массива, тип элементов и их количествоназывается объявлением массива и обязательно производится до первого использования переменных массива. Оператор DIM выполняет эту задачу.

Пример:

DIM GR%(24) – одномерный массив;

DIM GR!(5,10) – двумерный массив.

Основные операторы BASIC.

Мы рассмотрим несколько основных операторов языка.

CLS – очищает экран. Формат CLS[{0,1,2}]

Очищает либо текстовую, либо графическую области просмотра. Если была установлена графическая области просмотра (с помощью VIEW), то очищает только графическую область просмотра. В противном случае очищает текстовую область просмотра или весь экран.

0 – полностью очищает экран

1 — очищает графическую область просмотра или весь экран, если графическая область просмотра не была установлена.

2 – очищает текстовую область просмотра.

INPUT – оператор производит операцию ввода информации с клавиатуры дисплея в оперативную память.

Этот оператор используется для диалога между пользователем и компьютером.

Пример:

Команда в программе Результат на экране монитора.

INPUT k ?

INPUT “k=”,k k=

INPUT k1, k2, k3 ?

INPUT a1$, k1, a2$, k2 ?

В результате действия оператора, в первом случае, на экране дисплея появится «?» и машина будет ждать ввода числа «К» с клавиатуры, т.е. надо ввести с помощью клавиатуры нужное число и нажать на клавишу ввода (ENTER).

Количество вводимых данных должно соответствовать количеству переменных в списке. Если введено недостаточное количество значений, то компьютер вновь выводит знак «?» и ждет дополнительного ввода данных. Избыточные значения игнорируются.

В третьем и четвертом примере показано, что с помощью одного оператора можно вводить как несколько чисел, так и сочетания разных типов констант.

REM – оператор позволяет включать комментарий в программу.

Формат: REM.

Оператор REM относится к невыполняемым операторам и не оказывает никакого влияния на порядок работы программы. Он используется только на уровне транслятора. Его единственная задача появится в листинге, и помочь своим текстом расшифровать фрагмент программы.

PRINT – Оператор обеспечивает вывод информации на дисплей, как числовой, так и символьной.

Пример1: PRINT «Исходные данные»

PRINT X,Y

В результате выполнения 1го оператора PRINT на экране будет напечатан текст «исходные данные», начиная с первой позиции строки экрана, во втором случае напечатаются значения «X» и «Y», из памяти на момент их печати.

Пример 2: PRINT «Значение Х=»;Х, «Значение Y=»;Y

Этот пример демонстрирует одновременное применение в операторе печати текста и значение числа, если на момент печати X и Y соответственно равны, например 50 и 70, то после выполнения этого оператора на дисплее будет напечатано: значение X=50 значение Y=70

Для вывода информации на принтер используют следующую форму оператора: LPRINT.

Оператор LET – оператор присвоения значения выражения, стоящего справа от знака = , переменной стоящей слева от знака =.

Переменная и выражение должны быть или оба числовыми или оба символьными.

Имя оператора LET может быть опущено.

Пример:

10 LET A=1

10 A=1

100 X= X*2+B

В операторе 100 происходит вычисление переменной X по формуле X=X*2+B, причем, здесь, заранее должно быть присвоено значение переменных X и B в программе.

Оператор DATA – служит для предварительной подготовки и хранения в памяти значений исходных данных.

Формат оператора: DATA

Константы в списке разделяются между собой запятыми.

Пример: DATA 10,20,5,0.5

В программе может быть несколько операторов DATA. Интерпретатор объединяет их всех в один блок в том порядке, в каком они встречаются в программе. Операторы могут стоять в любом месте программы.

Оператор READ – осуществляет ввод данных, значения которых представлены в операторе DATA.

Формат оператора: READ

Пример: DATA 10,20,5,0.5

READ A,B,S,D

После выполнения этих операторов переменные примут следующие значения

A=10, B=20, C=5, D=0.5, E=начало, F=конец.

Оператор GOTO – оператор безусловного перехода.

Оператор осуществляет переход к выполнению другого оператора, записанного в строке с указанным номером.

Формат оператора: GOTO

Пример:

100 GOTO 200 т.е. перейти к оператору с номером 200

Условные операторы

Они служат для изменения порядка выполнения операторов в зависимости от какого-либо условия. Условные операторы использоваться для организации циклов и разветвлений.

Общий вид оператора:

IF…THEN…ELSE…

IF THEN [блок операторов1] [ELSE [блок операторов2]]

Гделогическое выражение

IF THEN

IF ELSE

Пример1:

IF x>0 THEN y=A*X*B ELSE Y=*X^2+B

Если= истина, то оператор 1

Если= ложь, то оператор 2

Очень часто вместо линейной формы записи оператора IF(приведена выше)используют блочную форму, особенно в тех случаях, когда размер блоков операторов очень большой и не вмещается в одну строку при написании их в среде программирования. Эта форма имеет следующий вид:

IF THEN

[блок операторов1]

ELSE

[блок операторов2]

END IF.

Операторы цикла

Цикл является самой типичной структурой алгоритмов, реализуемых на ПК. Поэтому для организации циклов в алгоритмических языках предусмотрены специальные операторы.

FOR…NEXT

Формат:

FOR = A TO B [STEP C]

… операторы

NEXT

Где- числовая переменная, используется как счетчик цикла.

A, B – числовые выражения, определяющие начальное и конечное условие цикла.

C – величина приращения счетчика после каждого цикла.

Если С=1, то обычно приращение не указывается.

Циклы FOR…NEXT могут быть вложенными друг в друга. Тогда каждый оператор цикла должен иметь своё имя переменной цикла (имя счетчика).

Хотя компилятору это безразлично, располагайте операторы между FOR и NEXT, с отступом на 2 или 3 пробела от края, выделяя, таким образом, структуру цикла.

Оператор DIM

Оператор DIM – объявляет массивы.

Формат команды:

DIM {переменная (индексы)} где:

«переменная» — идентификатор, используемый для обозначения массива.

«индексы» — список, состоящий из одного или большего числа выражений целого типа, разделенных запятыми, и определяющих размер массива.

Оператор используется для явного описания размерности массива и количества его элементов путем указания имени массива, за которым следует одно или два числа, заключенных в скобки. Если в программе отсутствует описание массива, то при первом использовании его элемента BASIC по умолчанию резервирует место в памяти для 11 элементов одномерного массива или для 121 элемента двумерного массива. Имена массивов в списке разделяется запятыми.

Пример:

300 DIM A(5), В(4,5)

Значение индекса элементов массива может принимать значение от 0 до числа, указанного в описании массива.

Переменные с индексами разрешается использовать везде, где используются простые переменные. Массив может содержать вещественные, целые или строковые переменные, что необходимо указывать при описании массива.

Пример:

10 DIM C%(10), A$(5,6), D(7)

Где массив С – одномерный массив из целых значений.

Где массив А – двумерный массив из строковых переменных.

Где массив D – одномерный вещественный массив.

GOSUB и RETURN (подпрограмма).

Подпрограмма представляет собой набор операторов программы, к которому можно обратиться с помощью оператора GOSUB из любой строки программы. Когда операторы подпрограммы исполнены и достигнут оператор RETURN, управление автоматически передается обратно, к оператору в строке, непосредственно следующее из GOBUS.

Формат команды:

GOSUB №(номер строки программы)

RETURN

Пример:

10 REM ”главная программа”

100 GOSUB 500

200 GOSUB 500

300 STOP

500 REM

600 RETURN

700 END

FUNCTION

Процедура FUNCTION имя [(параметры)] [STATIC]

имя [блок операторов]

Имя = выражение [блок операторов]

END FUNCTION

— имя – имя функции и возвращаемый ею тип данных, указанный суффиксом типа данных (%,&,!,#,$).

параметры – одна или несколько переменных, указывающих параметры, которые передаются в функцию при ее вызове:

переменная – имя переменной.

тип – тип данной переменной

переменная [()][AS тип][, переменная[()][AS тип]]…

[STATIC] – указывает, что значение локальных переменных функции сохраняются между вызовами функций.

[выражение] – возвращаемое значение функции.

Варианты третьего задания на контрольную работу.

Задание №3 содержит два вида заданий программирование разветвляющегося и циклического алгоритмов. Первый вид задания имеет нечетные номера вариантов — второй четные. Кроме этого в приложениях №1 и№2 даны среда программирования QBASIC и образец оформления третьего задания.

В приложении №3 приводятся встроенные функции реализованные в среде QBASIC.

Пример №1. Программирование разветвляющегося алгоритма.

Пусть имеется программа, реализующая вычисление функции:

Алгоритм решения данной задачи будет иметь вид:

По полученному алгоритму запишем текст программы (используя блочную форму оператора IF):

CLS

REM С разветвлением

Pi=3.14

INPUT «Введите а»;а

INPUT «Введите х»;х

IF x>0 THEN

y=sin(Pi/(12+x))+x^2-5*a

ELSE

y=sin(Pi/(12+x))+x^2+5*a

END IF

PRINT «y=»;y

END

В данной программе имеются две ветви. В зависимости от значений переменной X процесс вычисления пойдет только по одной из них, другая же в это время будет игнорирована.

Пример №2. Программирование циклического алгоритма.

Пусть необходимо составить программу для вычисления функции:

для х=-1 до 3 с шагом 0.5

Алгоритм решения данной задачи будет иметь вид:

Приведем один из возможных вариантов программы:

CLS

REM Циклическая программа

FOR х=-1 TO 3 STEP 0.5

y=(exp(x^2)+exp(-x^2))/2

PRINT “y(”;x;”)=”;y

NEXT х

END

Составить программу для вычисления значения функции. Результаты выдать на печать:

  1. Y =
  2. M= , для х= 0¸3; шаг 0,5.
  3. Y =
  1. N= , для х=0,4¸4; шаг 0,4.
  2. Y =

6. P= , для х=0¸10; шаг 1.

  1. Y =
  1. R= e- , для х=0¸2; шаг 0,2.
  2. . Y =
  1. L= sin , для х=0¸3; шаг 0,3.
  1. Y =
  1. M= , для х=0¸4; шаг 0,5.
  1. Y=
  1. N= 5x- 8lnx – 8, для х=2¸5; шаг 0,1.
  1. R = где L(x)=
  1. N= 5x- 8lnx – 8, для х=2¸5; шаг 0,1.
  1. R = где L(x)=
  1. P= x- 2,89 sin — 0,126, для х=-1¸3; шаг 0,2.

19. R = где L(X)=

  1. R= tgx-e-x +x-1, для х=-1¸1; шаг 0,1.
  1. R=
  2. L= ln(x+ )+x+4, для х=1¸5; шаг 0,25.
  1. R =
  1. N= , для х=0¸5; шаг 0,25.
  1. R =

26.

  1. R =

29. R= где L(z)=

Оформление реферата по госту


admin