Обучение различению на слух высоты звучаний

ЦЕЛЬ: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Высоко — низко

Оборудование: пианино, игрушки — мишка и птичка, таблички.

Речевой материал: будем играться, слушайте, да, нет, правильно, неверно, птичка, мишка, продемонстрируй(те), ВЫСОКО, НИЗКО.

Движение игрыДети находятся около пианино, за которым сидит педагог. На пианино над нижними регистрами стоит (сидит) мишка, над верхними — птичка. Педагог воспроизводит низкие звуки, обращая внимание детей на то, в какой части пианино он играется, и показывает, как идет мишка. Он повторяет низкие звуки и побуждает детей изображать мишку, покачиваясь и произнося, по возможности, низким голосом — о, ооо. Подобно предъявляются высокие звуки — летает птичка, дети изображают птичку — пипипи (по возможности, высоким голосом).

Педагог играется на пианино в различной последовательности то в низком, то в высоком регистрах. Дети изображают либо мишку, либо птичку. Педагог обращает внимание детей и на то, как изменяется вибрация пианино при воспроизведении низких и высоких звуков (они прикладывают руки к пианино). По мере усвоения данного упражнения педагог по окончании воспроизведения детьми перемещений задаёт вопросы: «Как звучало?» и учит детей отвечать посредством табличек, расположенных соответственно рядом с мишкой над низким регистром и с птичкой — над высоким. Дети довольно часто вместо характеристики звука именуют игрушку, того, кого они изображают. В этом случае педагог подтверждает: «Да, мишка». И снова задаёт вопросы: «Как звучало?», показывая ребенку на соответствующую табличку и помогая ее прочесть.

В то время, когда они начинают с уверенностью справляться с данным заданием, видя, как педагог играется на пианино, звучания предлагаются уже на слух. С целью этого пианино закрывается ширмой. Принципиально важно, дабы сначала педагог воспроизводил максимально контрастные звуки по высоте. Неспешно контрастность обязана понижаться. В ответ дети изображают птичку либо мишку и характеризуют звучание, пользуясь табличками над пианино (над высоким и низким регистрами).

В будущем игра может видоизменяться и усложняться:

  • детям для различения предлагаются не только низкие и высокие звучания, но и средние (к примеру, танцует кукла);
  • дети смогут не изображать игрушки, а показывать соответствующие картины, размещать их над клавишами пианино в зависимости от высоты: справа — птички, посередине — куклы, слева — мишки и т.п.;
  • дети смогут изображать высоту звука рукой – разводить руки в стороны внизу – а (низким голосом), грудь – а (голосом обычной высоты), над головой – а (высоким голосом) и т.п.

Какая чашка (стакан) звучит?(СНОСКА: За базу забрано упражнение из книги А. Лёве «Развитие слуха в игре». — М.: Коррекция, 1992)

Оборудование: четыре однообразных чашки либо стакана, в двух — мало воды (одинаково в каждой), в двух вторых вода налита практически до краев, таблички.

Речевой материал: будем играться, слушайте, Как звучало? Да, нет, правильно, неверно, чашка, продемонстрируй(те), ВЫСОКО, НИЗКО.

Движение игрыДети стоят либо сидят около мелкого столика, в одном финише которого стоят две чашки с маленьким числом воды, в другом — заполненные до краев. Педагог предлагает детям поиграть. Он древесной палочкой ударяет сперва по чашкам, стоящим с одной стороны, обращая внимание посредством естественных жестов, что звук однообразный, после этого — с другой, кроме этого подчеркивая, что звук однообразный. Затем он чашке с маленьким числом воды, а после этого — по полной и обращает внимание детей на то, что звук различный (применяя естественные жесты).

Он снова ударяет по чашкам с маленьким числом воды и показывает табличку НИЗКО, а после этого по полным чашкам — ВЫСОКО.

Педагог на глазах детей ударяет то по первым чашкам, то по вторым и задаёт вопросы: «Как звучало?» В ответ дети показывают соответствующую табличку, лежащую под данными чашками.

Педагог убирает одну из чашек за экран, стучит по ней и задаёт вопросы: «Как звучало?» В ответ дети показывают табличку под второй чашкой с таким же числом воды. Подобно проводится упражнение с другой чашкой.

Педагог предлагает детям предугадать, по какой чашке за экраном он стучит. По окончании того, как дети показывают соответствующую чашку (в случае если кто-то из детей совершил ошибку, он может исправиться), педагог поднимает экран, повторяет звук и задаёт вопросы: «Как звучало?» Дети прочитывают соответствующую табличку.

Для облегчения проведения данной игры-упражнения возможно заполнять чашки водой различного цвета.

ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧЕНИЮ НА СЛУХ КОЛИЧЕСТВА ЗВУЧАНИЙ

Один и большое количество

Цель: учить отличать на слух однократные и многократные звучания.

Оборудование: барабан, счетный материал, таблички.

Речевой материал: будем играться, слушайте, да, нет, правильно, неверно, продемонстрируй(те), ОДИН, Большое количество.

Движение игрыДети сидят за столами, перед каждым на определенном Расстоянии два подноса — с одним предметом (либо шарик, Либо матрешка, либо елочка и т.п.) и с громадным их числом.

Педагог на глазах детей ударяет один раз по барабану, Показывает поднос с одним предметом (к примеру, шариком) и побуждает детей сделать то же. После этого дружно рукоплещут в ладоши, произнося «па!». Затем он ударяет пара раз по барабану (промежутки между ударами должны быть достаточно четкими), показывает поднос с громадным числом предметов (к примеру, семь-восемь шариков) и побуждает к этому дошкольников. После этого дружно многократно рукоплещут в ладоши, произнося папа-па-па-па.

После этого педагог предлагает детям различать один удар и громадное их количество при слухо-зрительном восприятии (т.е. они видят, как педагог ударяет по барабану и слушают звук). Создавая один удар либо громадное их количество, он задаёт вопросы дошкольников: «какое количество?» (употребляются табличка и естественный жест). Дети показывают соответственно на поднос с одним либо громадным числом предметов и рукоплещут один либо неоднократно, произнося соответственно па либо папапа-па-па.

Педагог предлагает детям послушать, как звучит один и большое количество ударов; для этого показывая на поднос с одним предметом, он за громадным экраном ударяет по барабану один раз, а после этого говорит о подносе с громадным числом предметов и ударяет по барабану пара раз подряд.

Дошкольники различают на слух один удар и пара ударов. Любой раз педагог при неточности предлагает воспринять количество ударов слухо-зрительно (т.е. видя и слушая), а после этого — на слух.

Продемонстрируй флаг

Оборудование: флажки по два на каждого ребенка, на первом флажке — один кружок (звездочка, зайчик …), на втором — два, два таких же громадных флажка, таблички.

Речевой материал: будем играться, слушайте, да, нет, правильно, неверно, флаг, продемонстрируй(те), ОДИН, ДВА.

Движение игрыДети стоят либо сидят полукругом. Педагог демонстрирует громадной флажок с одним кружком (…) и произносит слог па, показывает один палец и табличку один. После этого он показывает флажок с двумя кружками, произносит два слога па па, показывает два пальца и табличку два.

Педагог раздает детям флажки, обращая внимание на изображенные на них кружки, задаёт вопросы: «какое количество?» и учит детей показывать один палец и табличку один либо два пальца — два.

Педагог произносит в различной последовательности то один, то два слога. В ответ дети повторяют их, т.е. произносят па либо па па, показывают соответствующий флажок и один либо два пальца. В случае если дети затрудняются в определении количества звучаний, то в момент произнесения слогов педагог показывает соответствующее количество пальцев. В то время, когда дошкольники начнут с уверенностью справляться с данным заданием, педагог задаёт вопросы их: «какое количество?» и оказывает помощь выбрать нужную табличку. Возможно дополнить либо заменить табличку цифрой.

По мере того, как дети овладевают умением различать один слог и два слога на слухо-зрительной базе, им начинают предъявлять их на слух, т.е. педагог произносит слоги за мелким экраном. Любой раз при неточности кого-то из детей слогосочетание повторяются без экрана.

Полезно учить детей произносить необходимое количество слогов по цифре либо табличке. Для этого возможно применять игровой прием — «мелкий преподаватель»; наряду с этим ребенок может сказать как без экрана, так и за ним.

Развитие речи и слухового восприятия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: