Обзор: философия и наука

Взаимоотношения философии и науки имеют долгую историю. В античном мире и средневековье их практически не различали. Наука была развита если сравнивать с теперешним ее состоянием очень слабо. Еще лишь вырабатывались, в том числе и в философии, правила всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания.

В Новое время, в основном благодаря работам Гегеля и Декарта, было введено представление об универсальной науке, каковой и вычисляли философию; остальные науки выступали как части философии. Это науки и спокойное согласие философии длилось недолго. С одной стороны, в самой философской среде появилось перемещение против признания философии наукой, потому, что, как вычисляли кое-какие (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она имеется мастерство. Иначе, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (ХХ век) философия уже не считалась наукой, потому что у нее нет независимой экспериментальной базы и она не занимается истиной.

Сейчас каждое из двух утверждений — философия — это наука и философия не есть наукой — имеет собственных приверженцев. Но, как нам представляется, противостояние противников и сторонников признания философии наукой на данный момент отнюдь не обязательно. И вот из-за чего.

Во-первых, узнано, что в науке находятся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди другого и опытами. Совместно, к примеру, с математикой философские положения кроме этого подвергаются проверке. Так, физическими опытами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.

Во-вторых, философия лишь навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверности философского знания. В философию нельзя допускать необоснованное знание — так вычисляет большая часть философов. Но это указывает, что ценности науки — вместе с тем ценности философии.

В-третьих, нужно признать, что научный темперамент философии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, к примеру физике и математике, также присутствуют эстетические и этические сокровища, но не в таком ярком виде, как в философии.

Философия имеет научное содержание, исходя из этого она есть наукой. Но наровне с научным философия владеет кроме этого эстетическим и этическим содержанием.

Из четырех основных современных философских перемещений — аналитизма, феноменологии, постмодернизма и герменевтики — самый продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают неспециализированную теорию познания, ее влияние на современную науку до тех пор пока еще не весьма существенно. Что касается постмодернизма и герменевтики, то их влияние отражается какое количество-нибудь значительно лишь в области гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается до тех пор пока неясным.

НАУКА и Религия

В Фаусте Гёте происходит разговор между ученым его подругой и Фаустом Гретхен. Гретхен: А сейчас сообщи, как ты относишься к религии?. Фауст, не не смущаясь и помой-му от чего-то защищаясь: Не желаю никого лишать его его Церкви и чувства. Чистая и наивная Гретхен верит в Христа. Фауст же ведет себя уклончиво. Разговор между Гретхен и Фаустом — это необычная картина сложных науки и взаимоотношений религии. В этом случае мы говорим не о тех людях, каковые просто-напросто не сведущи или в религии, или в науке. Для науки и взаимоотношений таких людей религии не существует, они признают что-то одно. Куда сложнее приходится тем, кто осознаёт преимущества как религии, так и науки. Возможно ли их согласовать между собой, науку и религию — вот в чем вопрос.

В античном мире и средневековье на данный вопрос, в большинстве случаев, отвечали утвердительно: Само собой разумеется, возможно и направляться. Аристотель пришел к представлению о всевышнем-причине. Средневековые мыслители везде видели проявление Божественного Разума, в чем их убеждала любая новая открытая закономерность. Такой же позиции придерживались великие естествоиспытатели Нового времени — Кеплер, Ньютон, Лейбниц, Мопертюи. Неспешно, но, обстановка начала меняться, все чаще ученые стали подчёркивать, что наука может обойтись без догадки Всевышнего. В современном книжке, к примеру по физике, вы не встретите рассуждений о Всевышнем. Основание — существование Всевышнего нельзя подтвердить фактами.

В науке весьма трепетно относятся к достоверности знания. Знание точно, если вы его прекрасно обосновываете логическим методом и соответствующими опытами. Приведем на данный счет характерный пример. Современные физики уверены в том, что элементарные частицы складываются из кварков, частиц, каковые нереально оттащить друг от друга, потому что силы их обоюдного притяжения с повышением расстояния между ними быстро увеличиваются. Выходит, что кварк запрещено подобно электрону либо позитрону вытащить на белый свет и совершить над ним опыты. Однако большая часть физиков верят в существование кварков. Они рассуждают так: допустим, что кварки существуют, при таких условиях в опытах должно быть это и это. Опыты дают именно те результаты, которое были предсказаны. Значит, нет оснований отрицать существование кварков.

При же с религией экспериментальные способы бессильны в вопросе подтверждения либо опровержения существования Всевышнего. Всевышний, по определению, дан в его чудесах и откровениях. Экспериментально это нельзя не подтвердить, не опровергнуть. Исходя из этого аналитики и неопозитивисты не вычисляют религию наукой. Но они и не планируют ее осмеивать, поскольку сознают, что религия — это культурный феномен, отказ от нее если не всегда, то, по крайней мере, в весьма многих случаях равносилен забвению духовности. Какими были бы отечественные эмоции, если бы мы ничего не слышали о Христе? — вопрошал Витгенштейн. Но что же при таких условиях имеется вера в Всевышнего? В ответе на данный вопрос ученые, в большинстве случаев, стремятся избежать всякой мистики. Вера в Всевышнего — это чувство, считают многие аналитики, вера в Всевышнего — это универсальная идея о добре, полагают, кстати за Кантом, другие.

Итак, вера в Всевышнего имеется некая сокровище, правомерность которой подтверждается не физическими опытами, а практикой судьбы. Религия выступает некоей устремленностью людской сознания, которое в отличие от искателей нужных ископаемых не вгрызается в толщу почвы, а сооружает лестницу в небо. Нет никаких научных оснований мешать этому постройке. Из этого появилась защищаемая многими учеными формула, в соответствии с которой наука и религия не отрицают, а взаимодополняют друг друга. Нет необходимости противопоставлять науку религии либо же возвышать одну над второй.

Положение о науки и дополнительности религии не каждому по нраву — довольно часто отдают приоритет или религии, или науке. В случае если эта приоритетность выражается в резкой форме, то дело доходит до противостояния. Вопрос в том, как высоко ценят науку и религию. В данной связи показательны следующие перевод и стихотворные (строчки отечественный):

Наукой, мастерством обладая,
Религию скупо оценят.
Науку, мастерство не зная,
Религию честно обожают.

Что касается современной, новейшей философии, то она чаще, чем в то время, когда бы то ни было ранее, отдает приоритет науке. Религиозное содержание философии значительно уменьшается. Совместно в тем обширно распространены варианты христианской философии. В Российской Федерации культивируется православная философия, на Западе неокатолическая и неопротестантская.

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ

  • Исходный материал для познания снабжают эмоции.
  • Чувственное познание осуществляется в таких формах, как чувство, восприятие, представление.
  • Рациональное познание осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение.
  • Понятие — это идея, обобщение.
  • Основная сокровище познания — истина.
  • Истина — это такая интерпретация, которая поставляет нам знания (сведения) о мире.
  • Три главные познавательные формы — это вчувствование, понимание и объяснение.
  • Наука имеет дело с самым точным знанием.
  • Научное изучение на экспериментальном уровне является экспериментированием , измерение и наблюдение.
  • Научное изучение на теоретическом уровне имеет дело с теорией, и с способами (аксиоматическим, гипотетико-дедуктивным, описательным).
  • Научная деятельность не выключает исследователей из сферы этики.

ГЛАВНЫЕ ТЕРМИНЫ В СОСТАВЕ ОТВЕТОВ и ВОПРОСОВ НА НИХ ПО ТЕМЕ НАУКИ и Философия Познания

Что такое чувственное познание? Познание в эмоциях.

Что такое рациональное познание? Познание в мыслях.

Что такое понятие? Понятие — это интерпретационный конструкт, при помощи которого люди истолковывают как следует однообразное содержание природных явлений. Так, дабы делать выводы о физических объектах нужно обладать понятием масса

Что такое воображение? Свойство человека к изобретению эмоций, мыслей, высказываний. Как раз благодаря воображению человек изобретает ценности и понятия.

Что такое интуиция? Познание яркое, каких-либо предварительных чувственных, мыслительных либо же логико-лингвистических ходов.

Что такое истина? Истина — критерий правильности, в большинстве случаев научности, знания. Знание ошибочное считается фальшивым.

Что такое теория? Теория — это метод интерпретации фиксируемых экспериментально явлений.

Что такое опыт? Опыт — это изучение определенных явлений в намерено созданных условиях.

Что такое научная идеализация? Научная идеализация — это разновидность понятий.

Что такое модель? Модель — это пример, замещение изучаемого объекта некоторым примером, физическим, техническим либо кроме того мысленным.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ НАУКИ и Философия Познания

1. Как образуют понятия по Локку?

2. Как образуют понятия по Гуссерлю?

3. Как образуют понятия?

4. В чем состоит назначение науки?

5. Каковы критерии научности?

6. Каково содержание когерентной концепции истины?

7. Каково содержание аксиоматического способа?

8. Каково содержание гипотетико-дедуктивного способа?

9. Каково содержание прагматического способа?

10. есть ли астрология наукой?

11. есть ли религия наукой?

12. есть ли философия наукой?

Примечание: оценка число верных ответов

5 — 11-12 4 — 10-9 3 — 8-7 2 — 6-0

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ НАУКИ и Философия Познания

1. Философская и научная картины мира

2. Критерии научного знания

3. Три концепции истины

4. О специфике естествознания и гуманитаристики

5. Аксиоматический способ в математике

6. Гипотетико-дедуктивный способ в естествознании

7. Прагматический способ в гуманитаристике

8. Конструктивистский способ

9. Проблемный способ

10. Принцип относительности к средствам наблюдения

11. Принцип дополнительности

12. Решающие опыты в науке

13. дискурс и Дискуссия как приемы выработки научного знания

14. Математическое и компьютерное моделирование

15. О специфике теории

16. Научная и религиозная картины мира

17. Правомерна ли критика науки?

18. Философские вопросы физики

19. Философские вопросы математики

20. Философские вопросы экологии

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ НАУКИ и Философия Познания

§ Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г.Логика как часть научной методологии и теории познания. М.: Наука, 1994. Кн. 1, 2.

§ Голдстейн М., Голдстейн И.Ф. Как мы познаем. М.: Знание, 1984.

§ Современная философия науки: знание, действительность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия/ Сост. А.А.Печенкин. М.: Логос, 1996.

§ революции и Традиции в истории науки. М.: Наука, 1991.

§ методология и Философия науки. М.: SvR-Аргус, 1994. Ч.1. 4.2.

§ Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. дискуссии и Проблемы. М.: Политиздат, 1986.

§ Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА ПО ТЕМЕ НАУКИ и Философия Познания

1. По Локку, понятия результат абстрагирования от своеобразных линия изучаемых явлений (остается общее).

2. По Гуссерлю, понятия усматриваются благодаря потоку переживаний и категориальной интуиции.

3. Понятия результат творчества, они изобретаются в ходе дискуссий и размышлений и воспринимаются в качестве догадок.

4. Назначение науки пребывает в выработке, передаче и сохранении будущим поколениям нового знания во имя обеспечения им успешной жизни.

5. Главных параметров научности три: непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность знания.

6. В соответствии с когерентной концепции истины высказывания должны не противоречить друг другу и образовывать связное целое.

7. В соответствии с аксиоматическому способу основания науки составляют теоремы, исходя из которых выводятся теоремы. Теоремы не должны противоречить друг другу и образовывать полную совокупность (т.е. еще какие-то дополнительные теоремы не необходимы).

8. В соответствии с гипотетико-дедуктивному способу основание научного знания образуют принятые в качестве законов догадки, на базе которых разъясняются (истолковываются) единичные явления.

9. В соответствии с прагматическому способу для интерпретации поступков людей изобретаются сокровище. Если узнается их неэффективность, то они заменяются вторыми.

10. Астрология наукой не есть, ее адепты не волнуются о том, дабы астрологические высказывания соответствовали параметрам научности.

11. Религия наукой не есть: она не применяет научные способы.

12. Философия есть наукой: потому что в ней, по определению, должны строго соблюдаться все критерии научности.

ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА

РИК И МОРТИ с позиций науки


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: