Обзор: как искали понятие

Несомненно, что рациональное познание особенно рельефно высказывает природу человека. Как раз в сфере рационального человек не знает себе равных. светло исходя из этого, что сначала происхождения философии рациональному познанию уделялось внимание. Но разгадать его тайну тяжело, по настоящий сутки ведутся острейшие споры. Рассмотрение сути этих споров разрешит нам лучше сориентироваться в сфере рационального познания. Увидим кроме этого, что наука о рациональном познании именуется логикой.

  • В философии античности наиболее значимое логическое значение имела концепция идей Платона. Выше мы детально разглядывали, как, по Платону, человек познает идеи. По сути Платон воображал себе понятия как идеи. Он ошибочно полагал, что идеи существуют где-то сами по себе. Аристотель по праву считается создателем логики, он придал ей теоретическую форму. Он осознал два наиболее значимых события: первое — в умозаключениях и логических суждениях не должно быть противоречий; и второе — серьёзной функцией суждений есть истинность либо ложность. Природа же понятий для него все еще выяснялась таинственной.
  • В философии средних столетий разгорелся многовековой спор об универсалиях (практически спор шел о понятиях). Так именуемые реалисты продолжали линию Платона и думали, что универсалии — это независимые духовные действительности, они свойственны первично Всевышнему, а вторично мыслям и вещам. Такова, к примеру, позиция Фомы Аквинского. Номиналисты думали, что общее не существует, не нужно считать имена (ноумены) какими-то невесть как придуманными универсалиями. Существуют единичные вещи, их люди обозначают именами, нет потребности придумывать какие-то другие сущности (бритва Оккама). В сотрясении воздуха номиналистов обвиняли концептуалисты (к примеру, Абеляр). Имелось в виду, причем справедливо, что номиналисты вычисляют понятия всего лишь словами и тем самым не раскрывают их природы. Концептуалисты расценивали универсалии как концепты — доопытные мысленные образования, нужные для понимания мира. Как именно человек приобретает понятия (универсалии), концептуалисты растолковать не могли (в средних столетиях науки были развиты очень слабо).
  • В философии Нового времени совместно со всемерным возрастанием интереса к науке усилилось внимание к рациональному познанию. Появилось настоятельное желание обосновать его, светло и четко продемонстрировать, как человек приходит к понятиям. В 1620 г. вышла книга британца Фрэнсиса Бэкона Новый Органон. В ней предлагалась новая теория познания, в базу которой были положены эти наблюдений и экспериментов, т.е. ощущения. Бэкон утверждал, что понятия выводятся из ощущений. Это утверждение намного последовательнее Бэкона проводил Локк. Его воззрения были рассмотрены выше.

Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) вычисляли воззрение о выводе понятий (в ходу кроме этого слово мысль) из ощущений фальшивым. Они авторы концепции врожденных идей. Идея рационалистов шла в увлекательном направлении. Они выводили из одних идей другие (дедукция) и только на последнем этапе сравнивали полученные суждения с теми эмоциями, с которых начинается познание.

Из четырех основных философских направлений — феноменологии, герменевтики, постмодернизма и аналитической философии — проблемами рационального познания занимаются самый продуктивно феноменологи и аналитики.

  • Феноменологи стремятся вывести понятия из эмоций, представить путь к понятиям как перемещение по реке эмоций, каковые (происходит скачок в мышлении) выводят на понятия и все логические составляющие отечественной психики. Понятия выступают символами эмоций.
  • Философы-аналитики действуют в манере, которая чужда феноменологам. Большая часть аналитиков подозрительно относятся к рассуждениям о том, что происходит в голове человека, о комбинациях эмоций либо мыслей. Они вычисляют голову человека чем-то наподобие тёмного коробки, вовнутрь которого лучше не лезть. Достаточно ограничиться тем, что имеется на входе и на выходе. Нужно сопоставлять с фактами слова (а не мысли). Никакой мистики. Аналитики, в большинстве случаев, являются красивыми логиками. Для них философия сродни логике, которая со своей стороны близка к математике,- и в логике, и в математике употребляются всякого рода и формулы доказательства.

Введем такое определение: слово, которое обозначает понятие, имеется термин. Для аналитиков первейший интерес воображают как раз термины. Достаточно сказать о терминах, незачем за ними искать мысли. Сами термины понимаются как слова-догадки, которым при их истинности соответствуют по содержанию факты.

Итак, понятие — это идея, мысль-обобщение, мысль-догадка, мысль-интерпретация, которая обозначается терминами и разрешает растолковать содержание фактов (и эмоций, и предметов).

Stranger Things Cast Answer the Web’s Most Searched Questions | WIRED


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: