Оценка как предмет аксиологии. виды оценок.

Овладение родным языком, развитие речи есть одним из самых ответственных приобретений ребенка в юные годы и рассматривается в современном дошкольном воспитании как обучения детей и общая основа воспитания, и как целенаправленная педагогическая деятельность, направленная на действенное освоение словарного состава родного языка.

Развитие словаря понимается как долгий процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения применять их в конкретных условиях общения. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере собственного развития переходит от случайных, несущественных показателей к значительным. Н.А. Батурин в статье «Психология оценки: неспециализированные представления, области изучения и дифференциация понятий» подмечает, что «безоценочное познание действительности через познавательные эмоциональные психологические процессы- первично». С трансформацией возраста изменяются правильность и полнота отражения ребёнком в собственной речи фактов, показателей либо связей, существующих в конечном итоге.
Так особенности детского словаря во многом определяются изюминками развития мышления ребёнка. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребёнка растолковывает преобладание слов, обозначающих заглавия предметов, явлений, особенностей, взаимоотношений. Появление словесно-логического мышления проявляется в усвоении детьми элементарных абстрактных понятий, к примеру, прилагательных.

Помимо этого ребёнок сориентирован на ценности и поведение взрослого и всегда соотносит себя с этим миром, оценивая окружающее в триединсве: познание-оценка-действие. И оценка есть одним из главных атрибутов психики ребёнка.

Потому, что обращение ребёнка, как и оценочный словарь напрямую зависят от условий среды его формирования, уместно обратиться к аксиологии (греч. axios — сокровище, logos — учение) как учению о сокровищах людской судьбе, их роли и месте в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей.

В реальности человек всему дает оценку, соотнося предметы, события и явления со собственными заинтересованностями. Объективный мир членится говорящими с позиций его ценностного характера — добра и зла, вреда и пользы и т. п. То, что приобретает хорошую оценку, что владеет громадным значением для человека и образовывает сокровище.

В научной литературе оценку относят к универсальной категории языка, характеризующей познавательную деятельность человека, разрешающей самый ярко выразить отношение человека к окружающей действительности во всём собственном многообразии. Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие современные исследователи настаивают, что оценка как логико-семантическая категория зависит от конкретно отрезка времени, в котором находится говорящий, его мышления, социальной среды нахождения, обусловлена социально-культурными действиями.

Продолжительное время категория оценки рассматривалась только с позиций аксиологии, но в последние десятилетия она стала значимым объектом многих лингвистических изучений. «Наряду с этим ярко выраженные антропоцентрическая направленность лингвистики предопределяет и формирует так называемый «аксиологический подход к языку», разглядывающий язык как зеркало базисной системы ценностей социума», констатирует В.М. Богуславский. Значение сокровища отражается вы сознании в форме оценок-представлений, понятий, суждений. Оценка может вы ступать эмоции, эмоциональной реакции: восторга либо отвращения и т. п. Осознанная оценка всегда имеет форму оценочного суждения

Понятие «оценка» в словарях толкуется как идея, рассуждение о качестве, характере, значении и т.д. кого-либо о чём-нибудь и как поведения воспитанников и обозначение знаний. Оценивать — значит определять уровень качества, сокровище, преимущество кого, чего-либо; характеризовать. В педагогическом словаре так же подается определение школьной оценки, дисциплины и уровня исполнительности, что оценивается в баллах, либо в оценочных суждениях преподавателя.

Оценочные рассуждения подчиняются всем неспециализированным правилам логики. Имеются, помимо этого, своеобразные логические законы, учитывающие ???еобразие норм и оценок. систематизация и Выявление таких законов — основная задача логики оценок.

Из-за сложности класса оценки, формирования и способов проявления в языковой совокупности в научной литературе существует множество классификаций. Но общепринятой есть классификация оценки на хорошую и отрицательную, предполагающая кроме этого некую нулевую оценку. Одновременно с этим ряд исследователей на базе лексических единиц и анализа речи предлагают собственные классификации, основанные на анализе лексических и синтаксических единиц языка. Это Н.Д. Арутюнова А.М. Яхина и другие.

Оценка представляет собой сознательное выражение хорошего либо отрицательного отношения субъекта к оцениваемому им объекту. Это выражение одобрения либо неодобрения, определенного фактического состояния предмета и т. п. Время от времени утверждается, что оценка имеется высказывание о сокровищах. Но не каждое высказывание о сокровищах имеется оценка. «Сокровищем, — пишет В. П. Тугаринов, — возможно как явление внешнего мира (предмет, вещь, вещество, событие, поступок), так и факт мысли (мысль, образ, научная концепция). Сокровище имеется то, что мы оцениваем, предмет оценки». В оценках должно быть выражено отношение субъекта к сокровищу.

Оценка связана с оценочными отношениями, потому, что под ней знают определенное отношение человека довольно конкретного объекта. Согласно точки зрения В. Мясищева, оценка — это дифференцированное отношение человека как к объекту в целом, так и к отдельным его частям. Оценка постоянно является осознанным психотерапевтическим актом, что высказывает один из видов отношения личности к объекту и уровень соответствия указанного объекта требованиям, каковые к нему относятся. Оценочные отношения складываются из совокупности осознанных психологических актов человека, другими словами совокупности оценок.

Философы связывают оценку с процессом познания. Они уверены в том, что оценка — это независимый тип познания, осмысления ценностного отношения к явлениям и предметам внешней среды, как базы для независимой оценочной деятельности.

Педагоги (Л. Ващенко, В. Кан-Калик, М. Никандров, В. Сластёнин и др.) Разглядывают оценку как компонент педагогической деятельности преподавателя, цель которой — стимулирование и направление учебно-познавательной и воспитательной деятельности воспитанников. Ученые констатируют, что в педагогическом ходе оценка может делать различные функции. Так, различают оценку знаний, педагогической ситуации, поведения, оценочные суждения морально-этического направления, самооценку и тому подобное.

Итак, понятие «оценка», «оценивание», «оценочные суждения», «самооценка» употребляются во всех видах деятельности человека и на всех возрастных этапах его развития.

С термином «оценка» тесно связано понятие «оценочный эталон», что есть критерием оценочной деятельности. Ш. Амонашвили думал, что это пример процесса учебно-познавательной деятельности, ее результата и степеней. Согласно его точке зрения, главным эталоном есть эталон конечного результата, но имеется еще и другие стандарты — те, каковые употребляются на протяжении учебной деятельности. На базе эталона осуществляются оценочно-контрольные операции. На протяжении учебной деятельности заданные извне стандарты в будущем определяются в виде знаний, опыта, умений и становятся базой внутренне рефлекторной оценки.

Наряду с этим, как отмечает создатель, крайне важно уровень качества примера. Ш. Амонашвили выделяет, что эталон, на базе которого происходит оценка, обязан соответствовать таким параметрам, как точность, действительность, полнота, объективность.

Оценочный эталон в учебно-речевой деятельности — это речевой пример (пример речи), что соответствует сложившимся литературным (лексическим, фонетическим, грамматическим, орфоэпическим, стилистическим, орфографическим) нормам.

Оценочные стандарты вещания составляются на базе литературных грамматических правил и правил произношения языка. Таким эталоном для ребенка возможно обращение педагога.

В учебно-воспитательной деятельности дошкольных учреждений оценочные эталоны есть примером для создания оценок и оценочных действий у детей. Они представлены, в первую очередь, в оценках педагогов.

Педагогическая оценка — это хорошее либо отрицательное суждение педагога о ходе (результате) деятельности либо поступках ребенка. Под влиянием оценки педагога формируются первые оценочные и контрольные действия детей. В зависимости от основания оценки делятся на различные виды: внутренние оценки – в их основе переживания и наши чувства; внешние оценки – основания оценок находящиеся вне сознания.

Б.А. Кислов дробит оценки на чувственные и логические, рациональные и эмоциональные. Оценки делятся на сравнительные (лучше, хуже) и безотносительные (хороший, плохой). Зембиньский дробит оценки на главные — первичные и инструментальные — вторичные. В первых оцениваются определенные состояния вещей как хорошие, хорошие сами по себе (к примеру, «это — красивая музыка»), во вторых — вещи, предметы как средства с целью достижения определенных целей.

Кроме этого выделяют амбивалентные оценки (двойственные и противоречивые) и глобальные. К первому виду – амбивалентным относятся оценки, каковые даются одним и тем же субъектом в одно и также время и по тому же предмету с разных мнений. При глобальных оценках хорошие элементы преобладают над отрицательными и дают стимул для действий. В случае если человек не может дать глобальную оценку, то он не сможет принять определенное ответ.

Итак, оценки в аксиологии тесным образом связаны с понятием сокровище. А логика оценок занимается выводами, посылками, заключениями которых являются оценки. Оценки сопровождают любую людскую деятельность. Они имеют место в правовой науке, идеологии, пронизывают целый механизм правового регулирования, кроме этого они видятся в педагогике, философии и других науках.

Филипп Владимирович Тагиров \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: