Онтологическая сторона основного вопроса философии.

основные направления и Основной вопрос философии

Неспециализированное понятие главного вопроса философии, его стороны.

Главным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса содержится в том, что от его точного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем месте и мире человека в нем, а это и есть основной задачей философии. сознание и Материя (дух) – две неразрывные и одновременно с этим противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны главного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона главного вопроса философии содержится в решении и постановке неприятности: что первично – материя либо сознание?

Сущность гносеологической (познавательной) стороны главного вопроса: познаваем либо непознаваем ли мир, что первично в ходе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются главные направления – соответственно идеализм и материализм, и рационализм и эмпиризм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны главного вопроса философии возможно выделить такие направления, как:

объективный идеализм;

субъективный идеализм;

материализм;

пошлый материализм;

дуализм;

деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

гностицизм;

агностицизм;

эмпиризм (сенсуализм);

рационализм.

Онтологическая сторона главного вопроса философии.

Онтологическую сторону главного вопроса философии воображают:

материализм;

идеализм;

дуализм.

Материализм(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, приверженцы которого вычисляли, в отношениях сознания и матери первичной есть материя. Следовательно:

— материя реально существует;

— материя существует независимо от сознания (другими словами существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо либо нет);

— материя есть независимой субстанцией – не испытывает недостаток в собственном существовании ни в чем, не считая самой себя;

— материя существует и различается по своим внутренним законам;

— сознание (дух) имеется свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

— сознание не есть независимой субстанцией, существующей наровне с материей;

— сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Преимущество материализма – опора на науку, в особенности на правильные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. не сильный сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с позиций материалистов. В материализме выделяется особенное направление – пошлый материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются изучением материи с позиций физики, химии и математики, ее механической стороной, игнорируют само сознание как его возможность и сущность ответно оказывать влияние на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических странах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических государствах в ХХ в.

Идеализм («линия Платона»)– направление в философии, приверженцы которого в отношениях сознания и материи первичным вычисляли сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два независимых направлениях:

объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. В соответствии с концепции объективного идеализма:

реально существует лишь мысль;

мысль первична;

вся окружающая реальность делится на «мир и» мир «идей вещей»;

«мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Плане и т.д.);

«мир вещей» — материальный мир не имеет независимого существования и есть воплощением «мира идей»;

любая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (к примеру, лошадь – воплощение неспециализированной идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

громадную роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играется Всевышний-Творец;

отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от отечественного сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) думали, что:

все существует лишь в сознании познающего субъекта (человека);

идеи существуют в разуме человека;

образы (идеи) материальных вещей кроме этого существуют лишь в разуме человека через чувственные ощущения;

вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

не сильный черта идеализма – отсутствие точного (логического) объяснения самого наличия «чистых превращения» и идей «чистой идеи» в конкретную вещь (идеи возникновения и механизма материи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, на данный момент обширно распространен в Соединенных Штатах, Германии, вторых государствах Западной Европы. Наровне с полярными (соперничающими) главным направлениями философии – идеализмом и материализмом – существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм.

Дуализмкак философское направление был основан Декартом. Сущность дуализма содержится в том, что:

существуют две свободные субстанции – материальная (владеющая свойством протяжения) и духовная (владеющая свойством мышления);

все в мире производно (есть модусом) или от одной, или от второй указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

в человеке соединяются в один момент две субстанции – и материальная, и духовная;

сознание и материя (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

главного вопроса философии (что первично – материя либо сознание) в конечном итоге не существует, поскольку сознание и материя взаимодополняют друг друга и существуют неизменно.

Деизм – направление в философии, приверженцы которого (в основном французские просветители XVIII в.) признавали наличие Всевышнего, что, согласно их точке зрения, единожды сотворив мир, уже не участвует в его предстоящем развитии и не воздействует на поступки и жизнь людей (другими словами признавали всевышнего, фактически не имеющего никаких «полномочий», что обязан только являться нравственным знаком). Деисты кроме этого вычисляли материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

Введение в систематическую философию. Главный вопрос философии.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: