Определение целей и задач

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Программа социологического

Изучения

Социологическое изучение начинается с разработки программы. Программа представляет собой теоретико-методологическую базу осуществляемых исследователем процедур — сбора, анализа и обработки информации, для получения теоретических практических рекомендаций и выводов.

структура и Содержание программы социологического изучения зависят от его неспециализированной направленности, т.е. от основной цели исследовательской деятельности. С данной точки зрения возможно выделить два типа изучений:

1) Теоретико-прикладные изучения, цель которых — содействие ответу социальных неприятностей методом разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2) Прикладные социологические изучения, направленные на практическое ответ достаточно светло очерченных социальных неприятностей для того, чтобы предложить конкретные методы действий в определенные сроки. Эти изучения время от времени именуют социально-инженерными. Теоретические подходы, уже созданные в науке, реализуются тут в конкретном приложении к данной области публичной судьбе и в данных видах организаций и деятельности людей, а ярким их результатом должна быть разработка социального проекта,совокупности мероприятий для внедрения в практику.

Программа теоретико-прикладного изучения включает следующие элементы.

Методологический раздел программы:

1. Формулировка неприятности, определение предмета и объекта изучения.

2. постановка задач и Определение цели изучения.

3. Интерпретация и операционализация главных понятий.

4. Предварительный системный анализ области изучения.

5. Выдвижение догадок.

Процедурный раздел программы:

6. Выбор организационно-методического замысла изучения.

7. Обоснование совокупности выборки единиц наблюдения.

8. Набросок главных анализа и процедур сбора данных.

Программа дополняется рабочим замыслом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления изучения, оцениваются нужные ресурсы и т.д.

Неприятность, предмет и объект

Изучения

Ярким предлогом к проведению фактически ориентированного социологического изучения есть реально появившееся несоответствие в развитии социального организма. Настоящие жизненные несоответствия создают проблемную обстановку, для ответа которой нужны предстоящее развитие знания и соответствующие управленческие ответы. Проблемная обстановка более либо менее совершенно верно отображается в научной проблеме, в которой фиксируется несоответствие между знанием о потребностях общества и его организацией в определенных практических действиях и незнанием средств и путей реализации этих действий. Постановка научной неприятности свидетельствует выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено.

Проблемная обстановка, появляющаяся в ходе практической деятельности того либо иного социального университета либо организации, не всегда выливается в научную проблему. В случае если проблемную обстановку возможно дать добро уже известными средствами, то речь заходит о практической проблеме, о поиске способов приложения ветхих знаний и уже имеющихся средств. Изюминкой ответа научных неприятностей есть получение нового знания, причем в этих проблемах, в большинстве случаев, сочетается практический нюанс с научным.

Итак, решить научную проблему — взять новое знание, создать научную модель, растолковывающую то либо иное социальное явление. На базе этого знания вырабатываются советы согласно решению социальных неприятностей.

Принципиально важно избегать опасности постановки мнимых неприятностей, т.е. неприятностей, или не отражающих настоящей социальной ситуации, или в далеком прошлом решенных. Для этого исследователь обязан владеть широким глубоким знанием и научным кругозором судьбы, мочь сопоставлять появляющиеся перед ним неприятности со всем количеством имеющегося знания и обнаружить им соответствующее место в совокупности этого знания.

Случается, что не всегда удается четко сформулировать научную проблему в начале составления программы изучения. В этом случае неприятность намечается только в общем, а при предстоящей разработке программы ее формулировка уточняется.

Формулировка неприятности влечет за собой выбор конкретного объекта изучения. Им возможно и социальный процесс, и область социальной действительности, и какие-то социальные взаимоотношения, порождающие проблемную обстановку. Объект социологического изучения — это то, на что направлен, процесс познания.

Кроме объекта выделяется кроме этого предмет изучения либо те важнейшие с практической либо теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, каковые подлежат яркому изучению. Остальные стороны либо особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Потому, что объект — то, что содержит социальную проблему, постольку предмет — это те его стороны и свойства, каковые наиболее высказывают несходство заинтересованностей социальных субъектов, организаций и личности, образуют как бы полюса социального несоответствия либо конфликта. Одному и тому же объекту может соответствовать пара разных предметов изучения, любой их которых по содержанию определяется тем, какую как раз сторону объекта он отражает, с какой целью, а основное — для ответа какой социальной неприятности выбран.

предмет и Объект социологического изучения совпадают, в то время, когда стоит задача познания всей развития закономерностей и совокупности функционирования конкретного социального объекта.

Предмет социологического изучения в конечном виде представляет собой определенную совокупность, которая кладется в базу ответа процедурных задач, разработки способов фиксирования выделенных их связей и элементов. Элементами самой совокупности выступают факторы: обстоятельства, условия, зависимости и т.д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные.

связи и Элементы образуют некую упорядоченность либо структуру предмета изучения. Потому, что социальная совокупность функционирует и начинается, возможно разглядывать структуру в динамике и статике, выделяя наряду с этим как механизмы функционирования, так и развития.

Одинаковый объект возможно обрисовать по-различному. Ответ этого вопроса в каждом частном случае определяется целями и проблемой социологического изучения. А от того, какие конкретно будут выбраны связи и элементы, зависит, со своей стороны, и выбор средств их анализа (методики и фиксации сбора данных).

Определение задач и целей

Изучения

Цель изучения ориентирует на его конечный итог предполагающий разрешение заявленного несоответствия. Задачи же формулируют вопросы, на каковые должен быть получен ответ для реализации целей изучения. задачи и Цели изучения образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено является средством удержания вторых звеньев.

Цель социологического изучения определяет преимущественную его ориентацию — теоретико-прикладную либо прикладную. Программа изучения обязана четко отвечать на вопрос, на решение какой неприятности и на получение какого именно результата ориентируется данное изучение.

В случае если цели социологического изучения не в полной мере ясны представителям и исследователям тех организаций, каковые обратились к ним с социальным заказом, то смогут появиться разногласия по результатам изучения. Дабы избежать конфликта и вместе с тем сохранить комплексный темперамент социологического изучения в программе разрабатывается четкая совокупность главных и неосновных задач.

Логика социологического изучения обусловлена содержанием неприятности, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном изучении, в первую очередь, решаются научные (главные) задачи. В фактически ориентированном изучении практические задачи являются главными, а научные — неосновными.

В случае если главная цель формулируется как теоретическая, то при разработке программы основное внимание уделяется изучению научной литературы по этому вопросу, построению гипотетической неспециализированной концепции предмета изучения, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий, выделению научной неприятности и логическому анализу рабочих догадок. Конкретный объект изучения определяется лишь по окончании того, как выполнена эта предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.

Другая логика руководит действиями исследователя, если он ставит перед собой конкретно практическую цель. Он начинает работу над программой, исходя из специфики данного социального объекта (т.е. с того, чем завершается предварительный теоретический анализ в прошлом случае) и уяснения практических задач, подлежащих ответу. Лишь затем он обращается к литературе в отыскивании ответа на вопрос: имеется ли «типовое» ответ появившихся задач, т.е. особая теория, относящаяся к предмету? В случае если «типового» ответа нет, предстоящая работа развертывается по схеме теоретико-прикладного изучения. В случае если же такое ответ имеется, догадки прикладного изучения строятся как разные варианты «прочтения» типовых ответов применительно к конкретным условиям.

Главные задачи соответствуют цели изучения. Неосновные ставятся для подготовки будущих изучений, решения методологических вопросов, проверки побочных догадок, не связанных конкретно с данной проблемой и т.д. При научной либо практической ориентации социологического изучения неосновные задачи целесообразно решать на материале, взятом для поиска ответа на центральный вопрос, разбирая те же самые эти, но под другим углом зрения. Быть может, что неосновные задачи не возьмут законченного ответа. Но они смогут оказать помощь в постановке научной неприятности при подготовке нового изучения по новой программе.

Определение цели изучения разрешает потом упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности ответа главных, частных, и дополнительных задач.

Главные и частные задачи логически связаны, частные вытекают из главных, являются средствами ответа центрального вопроса изучения.

Крайне важно различать программные задачи изучения и те, что будут появляться в ходе его развертывания, среди них и методические. В сущности, любая стадия анализа и развёртывания программы приобретаемых данных предваряется постановкой конкретных задач. Предусмотреть всю их последовательность нереально, да и в этом нет необходимости. Говоря в целом, формулировка задач изучения — это не единовременный акт, а скорее процесс. Но в нем имеется собственные этапы, и первая стадия именно пребывает в том, дабы светло формулировать цели, главные и частные программные задачи изучения

Итак, цель изучения логически диктует структуру его главных задач — теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде последовательности частных программных задач. Помимо этого, возможно поставлено некое ограниченное число побочных, дополнительных задач. Исследователь должен быть готов к тому, что по мере развития исследовательского процесса будут уточняться частные задачи, появляться новые, и без того до завершения работы.

Жанна Завьялова: Определение задач и целей компании


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: