Определение степени стереотипности воображения

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ ИЗЮМИНОК ВООБРАЖЕНИЯ

Цель изучения: выяснить уровень сложности воображения, степень фиксированное™ представлений, гибкость либо степень и ригидность воображения его стереотипности либо оригинальности.

оборудование и Материал: три листа бумаги с изображениями: на первом – контур крута диаметром 2,5 см, на втором – контур равняетсястороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. секундомер и Карандаш.

Процедура изучения

Данное изучение проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору необходимо следить, дабы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал собственные картинки вторым.

Тестирование проводится в три этапа. На начальной стадии испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Любой этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Применяя изображенный на этом странице контур фигуры , нарисуйте рисунок. Уровень качества рисунка значения не имеет. Метод применения контура используйте по собственному усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор выяснивет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого задают вопросы: «Понравилось ли Вам задание? Какие конкретно эмоции Вы испытывали при его исполнении?»

Обработка результатов

определение уровней и Обработка результатов развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости либо ригидности, и оригинальности либо стереотипности производится методом анализа и сопоставления содержания всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех картинок. Возможно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур фигуры употребляется как подробность рисунка, сам рисунок несложной, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как главная подробность, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как главная подробность, а рисунок воображает сюжет, наряду с этим смогут быть введены дополнительные подробности.

Четвертый уровень: контур фигуры продолжает быть главной подробностью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением деталей и фигурок.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур фигуры использован как одна из подробностей.

степени гибкости фиксированности и Определение воображения образов и предствалений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству картинок, содержащих одинаковый сюжет.

Воображение будет эластичным тогда, в то время, когда фиксированность образов в представлении не отражается в картинках, другими словами все картинки на различные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура фигуры .

Фиксированность представлений не сильный и гибкость воображения средняя, в случае если два рисунка на одинаковый сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость либо ригидность воображения характеризуются по картинкам на одинаковый сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения возможно и при отсутствии либо слабой: фиксации образов в представлении, в то время, когда картинки выполнены стр ого в контуров фигуры . В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию картинок. В случае если содержание рисунка обычное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не обычное, уникальное

— то творческим.

К обычным картинкам относятся картинки на следующие сюжеты.

Картинки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека либо зайца, часы и циферблат, колесо, глобус, снеговик.

Картинки с контуром треугольника: призма и треугольник, крыша- дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой либо туловищем, письмо, дорожный символ.

Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой либо туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата либо куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности возможно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, в то время, когда все картинки на обычный сюжет.

Рисунок считается уникальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, в то время, когда все картинки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты принципиально важно сопоставить с изюминками включенности испытуемого в ходе изучения с его установками Для этого применяют эти самоотчета

Прежде всего необходимо обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она возможно следствием аффектов и пережитых стрессов. Частенько, не смотря на то, что и не всегда, люди, каковые все картинки размещают лишь в контуров фигур , имеют кое-какие психологические болезни. Картинки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Учитель-психолог берет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным выполнением картинок в большинстве случаев способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т п.) Те, кто склонен к техническим наукам, черчению либо логике и философии, смогут изображать некие абстракции либо геометрические фигуры. В отличие от них лица, которые связаны с гуманитарной направленностью, обожают сюжеты, которые связаны с людской деятельностью, рисуют людей, их лица либо антропоморфные предметы.

При составлении результатов и обсуждении тестирования рекомендаций нужно установить условия, содействующие преодолению стереотипности, формированию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Из-за чего я Верю в Всевышнего и из-за чего атеизм это Отсутствие Воображения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: