Организация (этапы) статистического исследования.

1 этап – цель и задачи изучения;

2 этап – организационный (составление плана и программы изучения): объект изучения, статистическая ее структура и совокупность, виды статистической совокупности (главная, выборочная), единица наблюдения, учетные показатели (количественные, атрибутивные, факторные, результативные), макеты статистических таблиц, виды статистических изучений (целое, выборочное), определение численности выборочной совокупности, методы отбора материала (случайный, механический, типический, серийный, комбинированный);

3 этап – сбор информации;

4 этап – обработка данных, статистическая группировка собранного материала, подготовка материалов для сводки, статистическая сводка, статистические таблицы, обработка данных с применением современных математико-вычислительных средств и статистических методов;

5 этап – оформление и анализ результатов статистического изучения (составление графических изображений);

6 этап – внедрение результатов изучения в практику и оценка эффективности.

Замысел изучения предусматривает определение объекта наблюдения, единицы наблюдения, времени, места, метод проведения, кадры, средства, сроки исполнения отдельных этапов.

Объект изучения – совокупность, о которой должны быть собраны статистику.

Единица наблюдения – любой случай изучаемого явления, подвергающийся описанию, единица счета.

Время – период, за который регистрируются все случаи изучаемого явления (текущее наблюдение) либо момент, на что происходит учет всех единиц наблюдения (моментное либо единовременное наблюдение)

Программа наблюдения – это список показателей, подлежащих регистрации в отношении каждой единицы наблюдения.

Учетный документ – четко сформулированные вопросы программы, оформленные в виде персональных карт, перечней, изданий, талонов и т.д.

Разработка материала

4 этап (разработка материала) складывается из следующих элементов:

1) Контроль (проверка материала) – просмотр регистрационных бланков с целью исключения данных, имеющих недостатки.

2) Разметка показателей, имеющихся в регистрационных бланках. Проводится по заблаговременно созданному шифру (номер шифра по возрасту, номер шифра по классу заболеваний) К примеру, в случае если изучается неспециализированная заболеваемость населения разных возрастных групп по классам болезней, то на каждом регистрационном бланке ставится шифр возрастной группы, к которой относится шифр и больной класса заболеваний.

К примеру: Группировка по возрасту и номер шифра

Возрастная несколько Шифр
0-14 лет
15-19 лет
20-39 лет
40-59 лет
60 лет и старше

Разметка заключений по классам заболеваний производится на базе «Статистической классификации заболеваний, причин и травм смерти» (Интернациональная классификация 10-го пересмотра, МКБ-10)

Классификация заболеваний, причин и травм смерти (МКБ-10)

I Кое-какие инфекционные и паразитарные заболевания
II Новообразования
III Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
IV Болезни эндокринной совокупности, нарушения обмена и расстройства питания веществ
V расстройства поведения и Психические расстройства
VI Болезни нервной совокупности
VII Болезни глаза и его придаточного аппарата
VIII Болезни уха и сосцевидного отростка
IX Болезни кровообращения
X Болезни органов дыхания
XI Болезни органов пищеварения
XII подкожной клетчатки и Болезни кожи
XIII Болезни костно- соединительной ткани и мышечной системы
XIV Болезни мочеполовой совокупности
XV Беременность, роды и послеродовый период
XVI Отдельные состояния, появляющиеся в перинатальном периоде
XVII Врожденные странности (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения
XVIII Симптомы, отклонения и признаки от нормы, распознанные при клинических и лабораторных изучениях, не классифицированные в других рубриках
XIX Травмы, отравления и другие последствия действия внешних обстоятельств
XX смертности и Внешние причины заболеваемости
XXI Факторы, воздействующие на обращения здоровья и состояние населения в учреждения здравоохранения

3) Группировка материала в соответствии с программой изучения.

4) Сводка материала (подсчет регистрационных бланков в занесении и каждой группе цифровых данных в таблицы)

Группировка показателя – расчленение всей совокупности на однородные части. Данный этап проводится по окончании сбора материала, но начинается еще при планировании изучения, в то время, когда составляется программа работы. Группировка может производиться по атрибутивным (типологическим) и вариационным (количественным) показателям.

Сводка – обобщение единичных случаев, взятых в следствии статистического наблюдения, в определенные группы. Программа сводки, мысль обобщения рассматриваются кроме этого в начале работы в виде составления макетов разработочных таблиц. На практике сводка пребывает в подсчете регистрационных бланков

Виды разработочных таблиц: простые (один показатель), групповые (два показателя в связи между собой), комбинационные (три показателя и более в связи между собой)

В следствии сводки и группировки в разработочных таблицах материал наблюдения представлен в виде полных суммарных чисел, которых не хватает для сравнения, выводов и оценки результатов. В связи с чем определяются разные виды относительных размеров (показатели).

Особенности собирания материала при клинико-статистических изучениях:

1. Изучаются клинические вопросы (к примеру, эффективность применения медикаментозных средств, метода своевременного вмешательства, профилактических прививок, отдаленные результаты лечения и др.)

2. Довольно часто для изучения выделяют две группы больных : 1) несколько для которой используется новый способ лечения и 2) контрольная, складывающаяся из больных каковые лечились классическим способом.

3. Регистрационным бланком помогает особая выборочная карта из истории заболевания каждого больного, которая как готовый бланк не существует а составляется самим исследователем в зависимости от задач и целей исследователя.

организации исследования и Примеры планирования

Клинико-статистическое изучение:

1. Тема:Отдаленные результаты лечения больных злокачественными новообразованиями желудка.

Цель:выяснить эффективность своевременного, лучевого и комбинированного лечения больных со злокачественными новообразованиями желудка.

Задачи изучения:

1. Выяснить состав больных злокачественными новообразованиями желудка по полу, возрасту, профессиям, локализации, стадиям заболевания, методам лечения.

2. Изучить отдаленные результаты (состояние больных через 3 года) своевременного, лучевого и комбинационного лечения.

Замысел изучения:

Объект –

1 несколько – 100 мужчин со злокачественными новообразованиями желудка в возрасте 30 лет и старше, которым была сделана операция (резекция желудка);

2 несколько – 100 мужчин со злокачественными новообразованиями желудка в возрасте 30 лет и старше, взявших лучевое лечение;

3 несколько — 100 мужчин со злокачественными новообразованиями желудка в возрасте 30 лет и старше, взявших комбинированное лечение.

Единица наблюдения – случай заболевания

Время – 2002 г.,

Место – стационарное отделение Московского онкологического диспансера

Метод изучения — целой

Кадры – доктора Н. и К. посредством медицинских сестер В. и Д.

Программа наблюдения:

Макет регистрационного бланка.

КАРТА ВЫБОРКИ.

История заболевания №
Фамилия, имя, отчество
Год рождения
Профессия, место работы
Диагноз
Локализация опухоли кардиальный отдел, антральный отдел, тело, малая кривизна (необходимое – выделить)
Стадия заболевания I, II, III, IV (выделить)
Первая дата установления диагноза
Дата госпитализации
Сопутствующие болезни
Лечение своевременное, лучевое, комбинированное (выделить)
Дата операции
Осложнения по окончании операции
Лучевое лечение, начало (дата)
финиш (дата)
Доза: Количество сеансов:
Осложнения по окончании лучевого лечения
Дата выписки
Состояние больного по окончании выписки жив, трудится, не работает, погиб (выделить)
подпись доктора

Макеты комбинационных таблиц

Локализация 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 старше Методы и
лёт лечения
Кардиальный отдел
Антральный отдел
Тело желудка
Малая кривизна
ИТОГО

1 – своевременный способ

2 – лечевой способ

3 – комбинориванный способ

Возраст в момент лечения в годах Своевременное Лучевое Комбинированное
живы погибли живы погибли живы погибли
трудятся не трудятся трудятся не трудятся трудятся не трудятся
30-39
40-49
50-59
60 и старше
Все возрасты

2. Тема: высокая заболеваемость гастритом у студентов-старшекурсников

Цель: снизить заболеваемость гастритом у студентов-старшекурсников

Задачи изучения:

— изучить уровень и структуру заболеваемости студентов-старшекурсников;

— изучить этиологию, клиническую картину, лечение, финалы заболевания гастритом у студентов;

— изучить состав студентов больных гастритом по полу, возрасту, материальному положению, домашнему положению;

— изучить организацию медицинской помощи;

— создать мероприятия по понижению заболеваемости гастритом у студентов

Замысел изучения:

Объект – больные, обратившиеся за консультацией в студенческую поликлинику университета.

Единица наблюдения – любой случай обращения за консультацией в поликлинику.

Время – в течение года.

Место – студенческая поликлиника.

Метод изучения – целой.

Кадры – работники регистратуры, работники оргметодотдела, зам гл. доктора .

Программа наблюдения:

Статистический документ –

1. Карта выкопировки из амбулаторной карты больного, обратившегося за консультацией в поликлинику.

2. Анкета

Группировка показателей:

женщины — и Пол мужчины;

Возраст – 1 курс, 2 курс … 5 курс.

Домашнее положение – пребывает в браке, нет

Разработочные таблицы: последовательность макетов несложных, групповых и пара комбинационных таблиц

3. Социально-гигиеническое изучение:

Тема: изучение обращаемости в поликлинику областной поликлиники

Цель: совершенствование организации консультативных приемов в областной поликлинике.

Задачи изучения:

— изучение потоков больных, направленных на консультацию;

— состав больных;

— изучить организацию врачебных приемов;

— изучить итог консультаций.

Замысел изучения:

Объект – больные, обратившиеся за консультацией в поликлинику областной поликлиники.

Единица наблюдения – любой случай обращения за консультацией в поликлинику.

Время – в течение года.

Место – областная поликлиника в городе Б.

Метод изучения – целой.

Кадры – работники оргметодотдела.

Замысел возможно пара поменян: время сокращено до месяца либо семь дней, а изучение совершено как моментное, в какой или один сутки (перепись больных за сутки).

Метод изучения возможно несплошным (выборочным).

Так выборку возможно совершить на стадии регистрации (каждого 10-го больного) либо стадии обработки (забрать только карты больных, фамилия которых начинается на какую-либо букву).

Программа наблюдения: направляться учитывать такие показатели как пол, возраст, публичная несколько больных, место жительства, кем дано направление на консультацию, диагноз при направлении и по окончании консультации, дата приема, специальность доктора, итог консультации. Программа возможно расширена при необходимости разрешения некоторых особых вопросов соответственно цели изучения, к примеру в отношении состава больных (профессия, домашнее положение), потока больных (предлог консультации, направляющий эксперт), организации приема (повторные визита, количество обследований, участвующие эксперты и т.д.).

Статистический документ – карта выкопировки из медицинской карты амбулаторного больного, обратившегося за консультацией в областную поликлинику.

Группировка показателей:

женщины- и пол мужчины;

возраст – до 20 лет, 20-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет и т.д.

Публичная несколько – рабочий совхоза и промышленного предприятия, работник колхоза, служащий, пенсионер.

Разработочные таблицы: последовательность макетов несложных, групповых и пара комбинационных таблиц.

ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Результаты изучения для наглядности смогут быть представлены в виде разных графических изображений:

1. Диаграммы

— линейная;

— плоскостная (прямоугольная, секторная, полярная)

— фигурная (объемная)

2. Картограммы и картодиаграммы.

Линейные диаграммы используются в случаях, в то время, когда нужно продемонстрировать динамику явления (изменение показателей во времени), к примеру понижение заболеваемости населения инфекционными заболеваниями либо динамику смертности детей.

Плоскостные диаграммы . Столбиковая диаграмма используется для изображения динамики либо статики явления (к примеру, рост числа коек за пара лет — динамика). В виде прямоугольников смогут быть изображены уровни заболеваемости злокачественными новообразованиями в различных государствах за какой или год (статика). Наряду с этим в прямоугольнике любой класс будет занимать соответствующее его удельному весу часть.

Секторная диаграмма используется для изображения структуры явления, к примеру, структуры заболеваемости с временной потерей трудоспособности либо структуры обстоятельств смерти в соответствии со своим удельным весом.

Полярная диаграмма (радиальная) изображение явлений, носящих сезонный темперамент строится на совокупности полярных координат. При построении полярной диаграммы на 12 радиусах окружности (по каждому месяцу года) откладывают величины, соответствующие среднедневным показателям каждого месяца. Точки, отмеченные на их продолжениях и радиусах, соединяют и приобретают многоугольник, что отображает сезонные колебания изучаемого явления.

Фигурная диаграмма – показатели изображаются в виде разных фигур. К примеру, рост числа коек в виде больничных коек, рост численности населения в виде людских фигурок.

Картограмма и картодиаграмма – это графические изображения, нанесенные на схеме географической карты. Картограммы используют тогда, в то время, когда желают продемонстрировать распространение явления на территории, наряду с этим для изображения явления применяют краску, штриховку. Картодиаграмма – изображение на схеме географической карты диаграмм разного вида.

Контрольные вопросы к зачету .

1. Дайте определение главной совокупности, выборочной совокупности.

2. Назовите этапы статистического изучения

3.

4. Какие конкретно вопросы должны быть предусмотрены в плане статистического изучения

5. Какие конкретно вопросы должны быть предусмотрены в программе статистического изучения

6. Дайте определение единице наблюдения. Приведите примеры разных единиц наблюдения в зависимости от цели изучения

7. Что такое регистрационный бланк.

8. В чем заключаются изюминке собирания материала при клинико-статистических изучениях.

9. Способы отбора единиц наблюдения

10. Способы сбора статистических данных

11. МКБ-10.

12. Назовите методы и объекты социально-гигиенических изучений.

Понятие о статистистическом наблюдении, этапы его проведения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: