Ориентировочные сведения

Москва

ПРАКТИКА ДЗЭН. — М.: «Амрита-Русь», 2004.-232 с.

ISBN 5-94355-075-5

© «Амрита-Русь», оформление,

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ4

ГЛАВА 1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ5

ГЛАВА 2. ПОЗА ДЛЯ ДЗАДЗЭН15

ГЛАВА 3. ФИЗИОЛОГИЯ ВНИМАНИЯ23.

ГЛАВА 4. ДЫХАНИЕ На протяжении ДЗАДЗЭН29

ГЛАВА 5. СЧЕТ ДЫХАНИЙ36

ГЛАВА 6. РАБОТА НАД «МУ»42

ГЛАВА 7. Т А Н Д Э Н ‘.,58

ГЛАВА 8. С AM А ДХИ.*66

ГЛАВА 9. К О А Н Ы 73

ГЛАВА 10. ТРИ НЭН-ДЕЙСТВИЯ83

ГЛАВА 11. НАСТРОЕНИЕ и СУЩЕСТВОВАНИЕ104

ГЛАВА 12. СМЕХ и ДЗЭН;123

ГЛАВА 13. ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ136

ГЛАВА 14. ЧИСТОЕ ПОЗНАНИЕ И КЭНСЕ150

ГЛАВА 15. ПЕРЕЖИВАНИЕ КЭНСЕ;171

ГЛАВА 16. Мало О СЕБЕ’.185

ГЛАВА 17.

СТУПЕНИ ПРАКТИКИ ДЗЭН: ВВЕДЕНИЕ

Создатель данной книги Сэкида Кацуки появился в первой половине 90-ых годов девятнадцатого века на юго-западе Японии, в городе Коти. Он начал изучать и практиковать дзэн практически сразу после того, как ему исполнилось двадцать лет (события этого частично обрисованы в 16-й главе книги), и с того времени без перерыва продолжал это занятие. Не смотря на то, что он напряженно и глубоко изучал и практиковал дзэн, совершил пара лет в дзэн-ском монастыре Рютаку-дзи и обучался в том месте, он постоянно оставался мирянином и получал на судьбу трудом школьного преподавателя до ухода на пенсию в 1945 году. Эти немногие факты его биографии будут серьёзны для читателя, потому, что окажут помощь осознать, что эта книга есть работой авторитетного человека, имеющего громадный практический опыт и глубокие теоретические познания.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века Сэкида Кацуки принял приглашение приехать в Гонолулу для участия в работе группы дзэн, и оставался на Гавайских островах до 1970 года. Именно в Гонолулу он начал работу над расширенным британским вариантом собственной книги, которую прежде написал по-японоки. Она именовалась «Введение в дзэн для начинающих». Я встретился с мистером Сэкида во второй половине 60-ых годов XX века, в то время, когда некое время трудился в Гонолулу; вторично мы встретились в первой половине 70-ых годов двадцатого века: он приехал на пара месяцев в Англию по приглашению Английского общества дзэн. Как раз тогда он задал вопрос меня, не захочу ли я оказать помощь ему в окончательной подготовке его рукописи для печати. с удовольствием дал согласие на это, поскольку его идеи показались мне занимательными и ответственными, а книга — очень полезной. Сам я не могу претендовать на глубокие знания в области дзэн либо на опыт в данной сфере; но в собственной профессиональной деятельности, как ученый, я купил некий писательский и издательский опыт, и мне казалось, что господин Сэкнда испытывает недостаток в основном как раз в помощи для того чтобы рода, а не в глубоком знании его предмета.

Сэкида Кацуки закончил собственную рукопись в первой половине 70-ых годов двадцатого века, и сейчас читателю представлен ее конечный вариант.

ГЛАВА 1

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

В данной вводной главе я желаю сделать краткий обзор некоторых основных тем, каковые будут рассмотрены в книге. Маленькое конспективное обозрение в начале может оказать помощь читателю легче разобраться в остальных, разделах и осознать взаимоотношение концепций и идей.

Изучение дзэн мы начинаем с практики. Но потому, что дзэн занят проблемой природы ума, он с необходимостью включает в себя элементы философских размышлений. Но, тогда как философ надеется в основном на рассуждения и логику, в дзэн мы ни при каких обстоятельствах не бываем отделены от личной практики, которую делаем умом и своим телом. Эдмунд Гуссерль, основатель феноменологии, думается, подходит близко к дзэн в собственных идеях, в то время, когда рекомендует особенную технику, именуемую «феноменологической редукцией». Он говорит, что практикующий, не обращая внимания на «я», как личность, выстроенную на объективности времени, приходит к «чистому феномену». Но, как и другие философы, он не выходит за пределы умственных упражнений. В практике дзэн мы также стараемся угасить эгоцентрическое личное «я», но не пробуем достигнуть этого лишь при помощи размышлений. В действительности мы переживаем то, что именуем «чистым существованием», лишь собственным телом нумом.

Главный род практики дзэн именуется дзадзэн, т.е. дзэн на протяжении сиденья; и в практике дзадзэн мы достигаем самадхи. В этом состоянии деятельность сознания выясняется остановленной, и мы перестаем осознавать время, пространство, причинность. Проявляющаяся так форма существования может на первый взгляд показаться не более чем легко бытием. Но если вы вправду достигните этого состояния, вы найдёте, как оно превосходно. В наивысшем общем отрицании, в то время, когда отрицать уже больше нечего, мы достигаем сферы, где господствует тишина и абсолютное безмолвие, где все залито чистым и безмятежным светом. Буддисты прошлых времен именовали такое состояние уничтожением, нли нирваной. Но это не пустота, не просто ничто. Это состояние коренным образом отличается и от бессознательности, переживаемой, к примеру, больным на операционном столе. Тут присутствует определенная бдительность; существование в этих условиях напоминает то беспокойство, которое охватывает нас среди молчания и тишины.

В повседневной жизни отечественное сознание без конца занято работой, защищающей и осуществляющей отечественные интересы. Оно превратилось в утилитарное мышление — и разглядывает все вещи в мире как множество собственных орудий; по словам Хайдеггера, оно относится к ним «в контексте оборудования», т.е. разглядывает все объекты в свете вероятного их применения. Мы именуем это отношение привычным методом сознания; таковой метод наблюдать на вещи есть причиной искаженного взора на мир, характерного человеку. Как следствие человек начинает наблюдать «в контексте оборудования» кроме этого и на самого себя, выясняясь неспособным посмотреть в собственную подлинную природу. Подобный метод отношения к себе и к миру ведет к механическому мышлению, которое в столь большой мере повинно в страданиях современного мира к современного человека и при некоторых условиях может привести к формированию душевных болезней. Дзэн ставит перед собой цель устранение этого искаженного взора на мир, а дзадзэн имеется средство для осуществления данной цели.

Может произойти, что, выйдя из самадхи, человек всецело поймёт собственный бытие в его чистой форме, т.е. переживает состояние чистого существования. Это переживание чистого существования собственного бытия вместе с восстановлением чистого сознания в самадхи приводит нас к тому, что мы познаем чистое существование кроме этого и во внешнем мире. Обсуждение данных предметов неизбежно приводит нас к эпистемологическим сложностям; но пока что мы отправимся дальше, приняв на веру возможность для того чтобы признания чистого существования. Взор на себя и на предметы внешнего мира в контексте чистого существования имеется кэнсе, либо постижение. И с того времени, как этого достиг сам Будда, многие женщины и мужчины в каждом поколении получали для того чтобы переживания; и они говорят о его осуществимости.

Переживание кэнсе, как мы выделили, достигается при определенной подготовке ума и тела. Рассудок включается позже и освещает это переживание; так, оба колеса повозки познания выясняются на собственных местах.

В случае если человек направляется в Альпы для восхождения на горы, он, возможно, сперва легко увлечен красотой гор. Но в то время, когда он начинает восхождение, оказывается, что ему нужно продвигаться вперед терпеливо, ход за шагом, поднимаясь с осторожностью и большой осмотрительностью. Наряду с этим потребуется некое знание техники восхождения. Совершенно верно так же обстоит дело . и с дзэн. Мы беремся практиковать его в поиске смысла жизни либо в надежде решить проблему собственного существования; но в то время, когда мы по-настоящему начинаем заниматься им, мы обнаруживаем, что нам нужно наблюдать себе под ноги; мы видимся с практикой, за которой направляться новая практика, с тренировкой, сопровождаемой еще большей тренировкой. Все это нужно делать терпеливо и без шуток. Большая часть настоящей книги касается техники дзадзэн.

Отечественная цель в практике дзадзэн пребывает в том, дабы вступить в состояние самадхи, в котором, как мы сообщили, обычная деятельность сознания останавливается. Для нас это будет непросто. Начинающему ученику дзэн в большинстве случаев рекомендуют приступить к практике, пользуясь счетом дыханий, т.е. вычислять любой вдох до десяти, а позже повторять счет заново (см. главу 5). Читателю (в случае если высказать предположение, что он не имеет опыта в дзадзэн) нужно самому попытаться данный метод. Очень возможно, что вы взглянуть на такую задачу с некоторым презрением и поразмыслите, что вам удастся выполнить ее гладко; но в то время, когда вы приступите к делу, вы не так долго осталось ждать найдёте, что вам приходят в голову посторонние мысли; возможно, уже на счете «пять» либо «шесть» нить счета порвется. В следующее мгновение вы придете в себя и не сможете припомнить, на чем остановились. Вам необходимо будет затевать сперва, со/счета «один» и без того потом. Как же возможно закончить блуждание отечественных мыслен? Как обучиться фокусировать внимание на одном предмете? Ответ содержится в том, что мы не в состоянии сделать этого при помощи одного только мозга; мозг неспособен самостоятельно осуществлять контроль собственные мысли. Такая свойство контроля над деятельностью ума приходит от тела в решающей степени, как мы продемонстрируем в последующих главах, она зависит от дыхания и положения тела.

Что касается позы, то на данной стадии нам достаточно лишь заявить, что самообладание тела порождает покой ума; исходя из этого первым нужным условием есть неподвижность. По традиции (и в силу вторых ответственных оснований) мы садимся, начиная практику дзэн, потому что именно в таком положении мы можем сохранить бодрствования покоя ума и состояние тела. Глава 2 полностью посвящена рассмотрению позы, которую мы должны принять для сидения.

Результатом неподвижности тела будет уменьшение числа импульсов, достигающих мозга, пока, в итоге, они практически не провалятся сквозь землю. В собственный.время это даст толчок к происхождению состояния, в котором вы прекратите чувствовать положение собственного тела. Это не состояние онемения, по причине того, что вы сможете, в случае если захотите, шевелить руками, туловищем и ногами. Но в случае если тело в покое, оно не будет вами ощущаться. Это состояние я именую «эмоцией отточенности»; в нем деятельность коры головного мозга неуклонно приостанавливается либо замедляется; и мы можем разглядывать это состояние как предварительное условие вступления в самадхи.

Сидя, мы, очевидно, продолжаем дышать; и позднее будет продемонстрировано, что отечественная свойство сосредотачивать внимание и оставаться бдительным, а позже и войти в состояние самадхи, зависит от способа дыхания. Кроме того те, кто практиковал дзэн, знают, что при помощи манипулирования дыханием возможно осуществлять контроль ум. Спокойное дыхание вызывает и спокойное состояние ума. В случае если в тот момент, в то время, когда вам хочется звучно закричать от гнева, вы задержите дыхание и вынудите себя не шевелиться, вы найдёте, что имеете возможность подавить собственный бешенство. Особенные формы дыхания машинально проявляются при разных видах деятельности, как мы обрисуем это потом. На протяжении дзадзэн мы дышим почти полностью за счет перемещения брюшных диафрагмы и мышц, а мускулы грудной клетки практически не употребляются. В случае если разрешить нижней части живота выступить вперед, диафрагма опустится вниз, грудная клетка расширится, и воздушное пространство будет поступать в легкие. В то время, когда же брюшные мускулы уменьшаются, содержимое брюшной полости отжимается вверх, а это со своей стороны приводит к поднятию диафрагмы, уменьшая количество грудной полости и вытесняя воздушное пространство из легких. Медленный, задержанный выдох, что мы используем на протяжении дзадзэн, производится за счет сокращения диафрагмы, так что она противодействует перемещению брюшных мышц, каковые стараются вытолкнуть воздушное пространство из легких. Это противодействие порождает и в брюшной мускулатуре состояние напряженности; поддержание для того чтобы состояния напряженности представляется в практике дзадзэн очень важным. Все другие части тела неподвижны; их мускулатура либо расслаблена, либо будет в состоянии постоянного умеренного напряжения. В действии находятся лишь брюшные мускулы; благодаря особенному методу дыхания, что мы обрисовываем ниже (см. в особенности главы 3 и 7), их воздействие делается жизненно неотъемлемой частью механизма, поддерживающего бдительность и сосредоточенность ума. В соответствии с традиции, на Востоке нижняя часть живота именуется тандэн; она считается седалищем духовной силы человека. Верная поза при дзадзэн снабжает сосредоточение в данной точке веса всего тела, а это формирует в том месте сильное напряжение. Принятый особый способ дыхания усиливает это напряжение. В главе 3 мы развиваем догадку, изложенную в физиологических терминах, о том, как стимулы, исходящие из тандэна, содействуют поддержанию бодрствующего состояния ума; в главе 7 и в других местах мы более подробно разглядываем вопрос о важности тандэна при дзадзэн и при вторых видах деятельности.

Сейчас мы желаем сделать значительное замечание: как раз верные манипуляции нижней частью живота, в то время, когда мы сидим и дышим в дзадзэн, дают нам возможность осуществлять контроль, деятельность ума. дыхание и Поза содержат в себе ключ к сосредоточению, к успокоению деятельности ума, к вступлению в самадхи. Столь коротко сформулированное отечественное заключение может показаться через чур неестественным. Но ниже читатель отыщет обоснования для того чтобы вывода, приводимые в более детальном изложении, и мы сохраняем надежду, что они покажутся ему достаточно убедительными. В случае если же эти аргументы не представятся ему в полной мере доказательными на страницах книги, он может сам проверить их умелым методом в соответствии с отечественным указаниям. Дзэн — это, в первую очередь, дело личного опыта. Ученика дзэн просят не принимать ничего на веру, если он не в состоянии убедиться в истинности того либо иного положения при помощи собственного тела и собственного ума.

Мы уже упоминали о состоянии отключенности, в котором теряется чувство местонахождения собственного тела. За этим, благодаря успокоению деятельности ума, в то время, когда исчезают эмоции времени, пространства н причинности, составляющие структуру всего сознания, достигается особенное состояние, которое мы именуем «отпадением ума и тела». В простой психологической деятельности ключевую роль играется кора головного мозга; но в этом состоянии она, по всей видимости, чуть ли проявляет какую-либо активность. Состояние, в то время, когда «отпали тело и ум», может показаться ничем иным, как легко нахождением; но такое бытие достигается при помощи превосходной силы, которую мы можем охарактеризовать как состояние наивысшего бодрствования.

Для тех, кто его не испытал, отечественное описание может показаться необычным; но такое состояние вправду имеет место в самадхи. Но на протяжении переживания мы не поймём его, по причине того, что, как это разъясняется в главе 10, тогда не существует отражательной деятельности сознания; так, состояние самадхи тяжело обрисовать. Если бы, но, иам было нужно постараться дать его описание, мы назвали бы его неординарной тишиной ума. В таковой тишине, либо пустоте, пребывают в покое источники всех видов деятельности. Именно это состояние мы именуем чистым существованием. Пожалуй, оно представляет собой самая простую форму людской существования.

Если вы некое время удержитесь в этом состоянии чистого существования, а после этого возвратитесь в практически существующий мир сознательной деятельности ума, вы отыщете, что само Бытне думается преобразившимся. Благодаря возможности для того чтобы преображения отечественное бытие именуется «окутанным тьмой» — для глаз тех, кто еще не пережил чистого существования. В то время, когда человек достиг зрелости в практике дзэн, он видит Бытие собственными глазами, либо, как об этом сообщено в сутрах: «Татхагата видит природу Будды обнаженными глазами».

Но как возможно использовать энергию для различных целен, так и чистое существование возможно пережито в отношении к любой фазе судьбы — бешенству, неприязни либо зависти, и к красоте и любви. Всякое воздействие человека с необходимостью производится через его «я», играющее роль, подобную роли трубы либо канала, по которому проводится энергия, применяемая в разнообразных целях. Возможно задать вопрос; а что такое это «я»? В большинстве случаев мы думаем о «я» как о необычном постоянном и неизменном существе. Но практически, это легко последовательность физических и психологических событий либо действий, каковые проявляются на одно мгновение и без того же скоро исчезают. Однако, пока отечественный ум действует субъективно, обязан существовать и субъект, что функционирует как «я». Потому, что в обычных условиях нет прекращения субъективной деятельности, не может быть и для того чтобы обычного состояния, в котором мы были бы свободны от «я». Все же природа этого «я» может измениться. Любой раз, в то время, когда нам удается отбросить низкое,- узкое, мелочное «я», на его месте появляется второе «я» с более широкими взорами; в итоге, выявится то, что возможно было бы назвать «я», лишенным «я». И в то время, когда вы купили такое «я», лишенное «я», в нем нет места для неприязни, зависти, страха; вы чувствуете состояние, в котором видите все в его подлинном нюансе. Такое состояние, в то время, когда вы ни к чему не привязаны, ни за что не держитесь, имеется состояние свободы; не то, дабы вы совсем ие имели жажд, но в то время, когда вы испытываете желание или соприкасаетесь с вещами, вы вместе с тем не привязаны к ним. ((Алмазная сутра» говорит: «Не пребывая ни в чем, разреши ему действовать». Это значит: пускай желание появляется в уме, лишь не разрешай ему быть, связанным своим жаждой. Настоящая свобода-это и имеется свобода от собственных жажд.

В то время, когда изучающий дзэн в один раз переживет чистое существование, его взоры на мир подвергнутся полной перемене. Но к несчастью, пока он остается людской существом, он не в состоянии ускользнуть от неизбежности личной судьбе.

Он не имеет возможности покинуть мир разделения и, так, оказывается перед новой задачей, с которой прежде не виделся. Это событие неизбежно влечет за собой внутренний конфликт, что может принести большое количество горестей. Чтобы совладать с ним, нужно заняться предстоящим воспитанием ума, обучиться, живя в мире разделения, избегать различений. Необходимо развивать в себе непривязанный ум, трудясь в мире привязанности. Это именуется воспитанием ума с целью достижения понимания, либо культивированием Святого состояния Будды, и образовывает значительную часть дзэн (см. главу 17).

Имеется таковой афоризм дзэн: «Равенство без разнообразия нехорошее равенство; разнообразие без равенства — нехорошее разнообразие». Это изречение не идет дальше неспециализированных мест, но уровень понимания, на что рно показывает, не есть неспециализированным, потому, что он бывает достигнут тоглько на зрелом уровне практики дзэн.

Практика дзэн длится все время. Низкое, небольшое «я», от которого, как мы думали, мы освободились, опять обнаруживается в отечественном уме, куда оно медлено вползло. Продолжительная, хроническая привычка сознания так прочно разрешила войти корни плохих импульсов в уме человека, что эти импульсы преследуют нас всегда, и мы не могут задержать их появление. Но чем дальше длится отечественная практика, тем больше мы освобождаемся от мелочного «я». В то время, когда это мелочное «я» все же проявляется, не волнуйтесь по этому поводу; просто не обращайте на него внимания. В то время, когда вас поражает плохая идея, честно признайте ее существование, сообщите; «У меня появилась такая-то и такая-то плохая идея», — и после этого отбросьте ее.. Имеется изречение дзэн: «Происхождение плохой мысли — это как заболевание, а лекарство — не давать ей .развиваться».

Дзэн говорит о «пустоте». Это что может значить? Возможно, рассказ окажется нужным для ее понимания. Божество-охранитель захотело заметить Тодзана Осе, но оказалось, что ему это не удается. Тогда божество придумало умный метод: оно забрало из монастырской кухни мало пшеницы и риса и рассыпало их во дворе. В монастыре ко всем вешам относятся с громадной заботой -просто вследствие того что они существуют (эта мысль так очевидно отличается от образа мыслей современного экономического общества). Тод-зан нашёл рис и пшеницу, рассыпанные на земле, и сообщил себе: «Кто же имел возможность это сделать, кто имел возможность появляться таким невнимательным?» И в то же мгновение божество сумело мельком заметить Тодзана. Заметив зерно, рассыпанное на земле, Тодзан разрешил собственному уму функционировать. На ясном небе показалось облако; скоро оно провалилось сквозь землю; но в момент его появления божеству удалось заметить Тодзана. Обыкновенно Тодзан не пребывал ни в чем, и исходя из этого божество не имело возможности уловить его образа.

Один последователь христианства услышал, что дзэн говорит о пустоте, и внес предложение для сравнения определение святости. Он сказал, что святость свидетельствует завершенность, состояние, к которому уже нечего прибавить. Слово «святость» мы находим в буддизме: Будда свят, Но буддизм предполагает, что ставший Буддой человек забыл о том, что он Будда. В случае если же вы поймёте тот факт, что вы — Будда, вы в конечном итоге не Будда, по причине того, что попали в ловушку идеи; вы не безлюдны. Всегда, в то время, когда вы думаете, что совершается что-то, — становитесь Буддой, достигаете святости, кроме того пустоты, — вы должны отбросить все это прочь.

Пустота имеется состояние, в котором внутреннее душевное давление всецело растворено. В то время, когда в башем уме появляется идея, она в обязательном порядке сопровождается внутренним напряжением; кроме того в то время, когда вы думаете: «Какой сейчас прекрасный день!», у вас в уме появляется некое напряжение. Вы ощущаете, что вам хочется сказать с кем-то вторым, сообщить ему: «Прекрасный день, не правда ли?» Произнося эту фразу, вы разряжаете напряжение. Эти вопросы подробно рассматриваются в главе 10. В текстах дзэн видится слово «мусин». Практически оно свидетельствует «нет ума» («му» — нет, «син» — ум), т.е. «нет я». Иными словами, ум будет в состоянии равновесия. Каждое мгновение мы думаем, наряду с этим появляется внутреннее давление, и мы теряем равновесие. А в дзэн мы приучаемся восстанавливать равновесие в любую секунду. «Я» выстроено из последовательности моментов внутреннего напряжения. В то время, когда эти моменты растворены, «я» исчезает, тогда существует настоящая пустота.

Имеется одна дзэнская тема, либо «коан», где задан вопрос: «В чем суть прибытия Бодхидхармы в Китай?» И на это дается ответ: «Никакого смысла», т.е. никакой цели. Бодхидхарма израсходовал на путешествие в Китай три года; сейчас мы вряд ли способны представить себе трудности для того чтобы путешествия; но вот говорят, что у него не было никакой цели. Дело тут в том, что выражение «нет цели» свидетельствует вакуум. В то время, когда Бодхидхарма прибыл в Китай, первым ответственным лицом, с которым он встретился был император У династии Лян. Его именовали «император У ума Будды», по причине того, что он был уверенным верующим буддистом, выстроил множество храмов, оказывал помощь монахам и собирал ученых чтобы переводить сутры на китайский язык. Сам он бьш глубоко начитан в буддийских писаниях и, облачившись в священное обшитое золотом одеяние, просматривал лекции о сутрах. Говорят, что в одном таком случае с небес посыпались дождем цветы, почва поменяла собственный вид и стала похожа на золото. Полагали, что это приз за громадные заслуги императора. Но если бы У владел настоящим пониманием буддийскрй пустоты, если бы она была в нем осуществлена, цветы не сыпались бы с небес и почва не преобразовывалась бы в золото. Император У задал вопрос Бодхидхарму: «Я строил храмы, я помогал монахам; какая добродетель проистекает из этого?» Он ожидал, что Бодхидхарма ответит: «Огромная добродетель». Но последовал ответ Бод-хидхармы: «Никакой». Император, быть может, осознал собственную неточность и предпринял новую попытку, спросив: «Каков же первый принцип святого учения Будды?» Бодхидхарма сообщил: «Пустота, а не святость».

В известном эпизоде дзэн Дзесю задал вопрос собственного учителя Нансэна: «Что такое путь?» «Простой ум и имеется путь», — был ответ Нансэна, Но как можем мы открыть в себе данный простой ум? Возможно было бы сообщить: опустошите собственный ум, н тогда покажется простой ум. А это значит прибегнуть к поучениям либо к словесным объяснениям того, что есть целью дзэн. Изучающий дзэн обязан постичь’ это самостоятельно, и сейчас нам нужно начать детальное объяснение того, как возможно прийти к пониманию. Лишь по окончании того, как мы разберемся в практических качествах воспитания дзэн в первой части данной книги, мы перейдем к рассмотрению его теоретических и философских баз.

ГЛАВА 2

ПОЗА ДЛЯ ДЗАДЗЭН

На протяжении практики дзадзэн изучающий обыкновенно сидит на полу, лицом к стенке, на подушке либо на сложенном одеяле. Площадь подушки либо подстилки образовывает около трех квадратных футов. Под ягодицы подкладывается еще одна подушечка -меньше и толще (фиг. 5). Принципиально важно, дабы эта подушечка.была достаточно толстой, по причине того, что в другом случае изучающему будет тяжело принять верную, уетойчивую позу, как это будет обрисовано ниже. Подушечку направляться подкладывать лишь под ягодицы, она не доходит до бедер.

В дзадзэн возможно пользоваться несколькими разными позами, и практикующему нужно экспериментировать, дабы установить, какая из них ему подходит оптимальнее . Кое-какие позы легче вторых, и возможно использовать их на различных ступенях практики, В случае если изучающий способен сохранить устойчивое, неподвижное положение тела без ощущения неудобства от двадцати до тридцати мин., не так уж и принципиально важно, какую позу он наряду с этим принимает. В случае если выясняется нереально сидеть комфортно на полу, возможно попытаться сидеть на стуле либо на табурете, наряду с этим по возможности воспроизводятся все значительные черты поз, обрисовываемых ниже. Одежда должна быть свободной, не стеснять никаких частей тела. Чтобы обучиться прекрасно сидеть, может потребоваться продолжительная экспериментирование и терпеливая практика.

Фигура 1 показывает «кэкка фудза»,либо так называемая поза «полного лотоса». Она симметрична; правая ступня лежит на левом бедре, а левая на правом; возможно кроме этого принять и обратное положение ног. При данной позе, как и при всех других, оба колена хорошо лежат иа подушке. Руки покоятся на ногах; в большинстве случаев правая кисть находится под левой, а ладони обращены вверх. Громадные пальцы смогут касаться кончиками друг друга, образуя кольцо либо возможно положить параллельно друг другу. Еще одно положение рук пребывает в том, дабы держать громадный палец одной руки ладонью второй, как это продемонстрировано на фигуре 2. Для большинства людей, начинающих практику, «кэкка фудза» оказывается достаточно тяжёлой позой. Но это всецело уравновешенная, свободная поза, которая больше всего содействует хорошей практике.

Поза «ханка фудза», либо поза «половины лотоса» легче (фиг. 2). Правая ступня находится под левым бедром, а левая ступня лежит на правом бедре (снова таки вероятно и обратное положение). Руки расположены равно как и в позе «полного лотоса». «Ханка фудза» представляет собой асимметричную позу и имеет тенденцию отклонять позвоночник от прямой линии, причем одно плечо выясняется немного поднятым. Эти отклонения возможно исправить при помощи зеркала либо подсказок другого человека, но, направляться признать, что результатами данной позы время от времени бывают другие недостатки положения тела, в особенности же кое-какие маленькие искривления его верхней части. Мы не особенно рекомендуем эту позу. Но вы имели возможность бы кроме этого положить край одной ступни на голень второй ноги, и тогда стиль посадки приблизится к примеру, продемонстрированному на фигуре 3, что в полной мере пригоден для практики, Последняя поза изображает модифицированный стиль посадки по-бирмански,в то время, когда обе ступни лежат плашмя: на подушке. Старайтесь не выясняться в позе «портного» со скрещенными ногами, в которой поясница опущена инаклонена назад. На протяжении дзадзэн поясница неизменно обязана выдвигаться вперед, как будет обрисовано ниже. Эта поза в полной мере симметрична и содействует расслаблению верхней части тела..

Совсем вторая поза продемонстрирована на фигуре 4, в данной позе практикующий сидит на подушечке, а ноги разведены в стороны; вес тела распределен на подушечку и на колени. Таковой стиль сидения очень действен, в особенности для начинающих, каковые желают обучиться верно напрягать нижний отдел живота. Если вы примете эту позу и выдвинете вперед талию, напряжение конечно распространится на нижнюю часть живота, как мы это обрисуем ниже.

Во всех этих позах устойчивым основанием тела есть треугольник, образованный ягодицами и двумя коленями. Из этого понятно, как принципиально важно отыскать позу, в которой колени прочно лежат на подушке и несут на себе вес тела. Таз прочно удерживается а неподвижности, туловище расположено под прямым углом к нему без наклона, в каком бы то ни было направлении. Оно поддерживается выпрямленным при помощи мышц талии. Последние иг-‘рают в положении тела очень ключевую роль. Они размещены по всему телу, причем кое-какие из них попадают в более глубокие его отделы, а верхние их волокна доходят сверху до шейных позвонков. Во всех позах эти мускулы удерживают туловище выпрямленным, и лишь, они одни особенно напряжены. Принципиально важно, дабы все тело, как это быть может, держалось совсем прямо, в случае если наблюдать на него сверху либо спереди. Должно быть принято такое положение тела, при котором вертикальная линия идет через центр лба, шнобель, подбородок, пупок и горло и, в итоге, опускается к копчику, как видно на фиг. 6. Любое отклонение от этих отметок по вертикальной линии нужно исправить со всей тщательностью — и не только на протяжении дзадзэн, но и при простой осанке.

Приняв одну из обрисованных поз, мы делаем следующий ход: необходимо удостовериться в том, что нижний отдел и талия живота расположены верно, Наряду с этим значительным моментом будет выдвижение талии вперед. А это со своей стороны приведёт к выпячиванию нижней части живота и в один момент отодвинет назад ягодицы. Такое перемещение будет выполнено достаточно действенно, если вы попытаетесь пара наклонить вперед верхнюю часть таза. Уже давно указано, как принципиально важно на протяжении дзадзэн выпячивание брюшной стены. В то время, когда вы держите туловище выпрямленным, вес тела обязательно сосредотачивается в нижней части живота и тот участок, что расположен на пара дюймов выше пупка, окажется в центре напряжения. Это участок именуется отандэн» (фиг.7); обратите внимаиие: в более неспециализированном смысле данный термин прилагается ко всему низу живота. Позднее нам придется еще очень многое сообщить о тандэне (см. в особенности главу 7), а тут возможно , что в то время, когда вес всего тела сосредоточен в тандэне, достигается самоё устойчивое положение тела и самоё спокойное состояние ума. В практике дзадзэн низ живота обязан конечно выступать вперед за счет того, что в один момент с выдвижением вперед талии внутренние органы в силу тяжести как бы втягиваются в данный участок.

В то время, когда мы наблюдаем на позвоночный столб сбоку, он не есть прямой линией, а выясняется пара искривленным, как это иллюстрируется фигурой 7. Достаточно принципиально важно наряду с этим головы и положение шеи, Хорошо, в случае если лицо легко обращено вниз, как выглядят кое-какие изображения Будды; тогда лоб чуть-чуть выступает вперед, а подбородок мало втянут. Маленький наклон шеи вперед при совсем неподвижном теле содействует вступлению в состояние самадхи; возможно, вы вправду найдёте, что сами непроизвольно принимаете эту позу по приближения развития и меря практики к самадхи. Но в случае если изучающий захочет — в силу собственных физических изюминок — он может шею и голову.

Нужно держать все тело так, дабы оно никоим образом не двигалось, потому, что это есть непременным условием для вступления в самадхи.

Наконец, нужно опустить плечи и грудь. Наряду с этим мы ослабляем напряжение в плечах, шее и желудочной ямке. После этого положите руки на колени, опустив пальцы вниз, и сделайте глубочайший вдох. Это положение рук не есть формальным их положением в дзадзэн, но, при помощи этого приема вы скоро ощутите, как направляться опускать плечи и грудь; а потом такое воздействие станет привычным. Выдвижение ягодиц назад кроме этого приводит к оттягиванию вниз некоторых мускулов плеч и оказывает помощь ослабить напряжение в плечах и груди.

Неправильные позы. Быть может, мы придем к лучшему пониманию значительных изюминок верной позы за счет того, что разглядим кое-какие в большинстве случаев видящиеся неточности при посадке. К примеру: на фигуре 8 туловище расположено не под прямым углом к тазу. Пункт А нужно переместить вправо, и тогда плечи окажутся на одном уровне. В случае если же вместо этого исправить лишь положение плечей, следствием будет еще более искривленная посадка (фиг. 12). В то время, когда изучающий сндит в одежде, найти подобную неточность непросто. Исходя из этого нужно сесть перед зеркалом с обнаженным до пояса телом и шепетильно проверить собственную позу, двигая тело в различных положениях, дабы отыскать, какую его часть направляться расслабить, а какую привести в состояние напряжения. Небольшие и узкие манипуляции скелетом и мускулами нереально усвоить от вторых; оптимальнее им обучиться благодаря терпеливому самонаблюдению. Но кроме того при пользовании зеркалом изучающий обычно неспособен самостоятельно найти собственные неточности, в случае если ему не разъяснят их подробно, поскольку он-не выработал умения видеть собственную позу и делать выводы о ней. Я подчеркиваю данный факт вследствие того что мне самому не получалось в течение продолжительного времени подметить личные неточности. Многие из тех неточностей в посадке, каковые я обрисовываю, были когда-то моими, так что персональный отрицательный опыт дает мне сейчас возможность достаточно скоро подмечать чужие неточности и ощущать из-за них обеспокоенность. К примеру, я довольно часто чувствовал по окончании долгого сидения тупую боль в одной ягодице; я вычислял это неизбежным и ни при каких обстоятельствах не задавался вопросом о причине. А дело было в том, что мое тело появилось легко наклоненным и его вес давил на одну сторону посильнее, чем на другую. Мне потребовалось большое количество времени, чтобы выяснить такую несложную вещь. Это факт, что большая часть из нас знает о собственной позе мало; мы сохраняем совсем ошибочные привычки и в дзадзэн, и в простой деятельности. В то время, когда вы примите верную позу, вы найдёте, что не только плечи, но и мускулы поясницы, боков и других частей тела, о которых вы совсем не думали, освободились от напряжения.

Фигура 9 изображает верхнюю часть тела, наклоненную в одну сторону. Голова согнулась в противоположную чтобы сохранить равновесие. В таковой позе человек будет ощущать напряжение в правой стороне шеи, в нижней части, левого бока и в верхней правой стороне всего тела.

На фигуре 10 продемонстрирована сгорбленная поза, похожая на позу старика. Это положение обыкновенно появляется благодаря неумения верно выполнить «отодвигание ягодиц и выпячивание живота назад». Человек довольно часто жалуется на боль в заднем отделе шен из-за существующего тут напряжения. Видно, что позвоночный столб чересчур согнут в области шеи. Практикующий почувствует кроме этого боль в пояснице и в плечах. В то время, когда вы примите верную позу с отведенными назад ягодицами и выпяченным животом, мускулы задних отделов плечей (трапециевидная и др.) окажутся оттянутыми вниз, плечи опустятся и их напряжение ослабеет. Одновременно и грудная клетка конечно опустится, а солнечное сплетение освободится от напряжения. И тогда вы почувствуете себя комфортно.Одеревеневшие судороги и плечи в желудочной ямке являются следствием нервного отодвигания ягодиц назад. Через чур узкая подушка кроме этого может оказаться обстоятельством круглой поясницы, низкого положения бедер и вдавленного живота. Колени не касаются нижней подушки, и вся поза делается неустойчивой. Более толстая подушечка окажет помощь выдвинуть талию вперед. направляться признать, что многие люди находят эргономичным такое положение тела с круглой спиной, по крайней мере, в то время, когда они сидят в кресле, В то время, когда вы глубоко усаживаетесь в кресле и откидываетесь на его спинку, расслабив пузо и талию, вы ощущаете себя комфортно, но, если вы примете такую же позу для дзадзэн, вы не так долго осталось ждать найдёте, что она неудобна, по причине того, что вам нужно будет прилагать упрочнения для поддержания согнутого тела с круглой спиной.

Ноев Ковчег. Что за объект находится на горе Арарат. Вопросов больше, чем ответов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: