Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

Неспециализированная черта древневосточной философии.

Философия как теоретическая дисциплина о человеке и мире фактически в один момент появляется на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях — китайской и индийской.

Восточная идея во многом сходна с древней. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием разного типа. В отличие от западной (древней), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Применяя логику и разумную аргументацию для объяснения общего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский монумент многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, концепций и идей. Он есть произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: правила, категории и идеи.

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды являются сборниками текстов — фрагменты древних мифов, заклинания и жертвенные формулы, предназначенные для культового потребления брахманами (жрецами).

Веды складываются из четырех отдельных корпусов: Ригведа (сборник гимнов), Самаведа (сборник песнопений), Яджурведа (сборник жертвенных формул), Атхарваведа (сборник заклинаний).

В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады’ являются фактически философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются главные темы индийской философии: мысль единства Брахмана и Атмана и учение о карме (будущее) и перерождении.

Брахман бестелесен, всемогущ, нескончаем, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана есть Атман Мировая душа (Атман) аналогична личной людской душе. Настоящая цель людской судьбе — в уничтожении обстоятельств, каковые мешают освобождению атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Сансара — цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, поступков и слов человека.

С VI в. до н. э. начинается время хороших философских совокупностей. Принято различать ортодоксальные совокупности мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные совокупности, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным совокупностям причисляют джайнизм и буддизм. Шесть самые влиятельных хороших ортодоксальных совокупностей это нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса.

Неортодоксальные учения индийской хорошей философии: джайнизм, буддизм.

Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.) зародилось в русле (от санскр. аскетов либо странствующих отшельников. Теория джайнизма развивает последовательность идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души ведет к выводу о существовании души у всего, что существует в насекомых: и мире животных, листьев и растений. Благой целью есть достижение статуса и освобождение души совершенного человека. Для этого человек должен вести добродетельную судьбу.

Философия буддизма (I тыс. до н.э.) восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до н. э.) (Будда) либо «просветленный». Буддизм формируется на базе положений, высказанных этим мыслителем. Годы судьбы Сиддхартхи Гаутамы принято определять в рамках 560-480 гг. до н. э.

Будда вычислял окончательной только одну истину: мир устроен так, что человек в нем — страдающее существо. Следовательно, все, что необходимо знать о существовании человека и мира это, что они основаны на страдании. Страдание — конечная действительность существования. База буддийского вероучения — четыре добропорядочные истины. Первая, истина страдания, — истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека.

Вторая истина, истина происхождения страдания исходит из того, что страдание обусловлено жаждой: жаждой удовольствия, желанием гибели и желанием существования. Исходя из этого страдание — это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недостижение всего, чего желаешь достигнуть.

Третья истина (истина прекращения страдания): страдание возможно прекратить, освободившись от желания.Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достигнуть освобождения от страданий – нирваны (состояние полной отрешенности от окружающего мира).

Четвертая истина, истина пути, гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, разрешающей достигнуть состояния просветления (бодхи), которое ведет к нирване.

В совершенстве все это исполнимо только в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, потребления спиртных напитков, участия в развлечениях, применения денег.

2.1 Философия Старой Индии — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: