Основатели движения: фреге, рассел, мур

Укажем на главные идеи основателей аналитического перемещения в философии.

  • Фреге и Рассел думали, что здравая философия есть логикой, потому что она начинается с объяснения предложений, того, что возможно подлинным либо фальшивым, а это — задача логики.
  • Логика занимается высказываниями, предложениями, складывающимися из слов, т.е. она имеет языковой темперамент. Первые философские вопросы: что имеется слово? что имеется предложение?
  • По Фреге, собственное имя владеет смыслом и значением. Два выражения смогут иметь одно да и то же значение, но различный суть. Уже древние вавилонские астрологи знали, что утренняя звезда и вечерняя звезда — это планета Венера. Два разглядываемых выражения имеют однообразное значение (планета Венера), но различные смыслы, потому что они воображают разную данные. Часть логической путаницы содержится в отождествлении его смысла и значения имени.
  • Редукция, сведение к предельным элементам действительности разрешает избежать, считает Рассел, фальшивых представлений. Предметное содержание направляться сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу, имеется его вариант бритвы Оккама; английский философ Оккам выступал против преумножения сущностей).
  • Мур выступал в защиту здравого смысла в философии.
  • Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

РАННИЙ ВИТГЕНШТЕЙН: ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ

Ранний этап развития аналитической философии взял собственный завершение в маленькой книжке Витгенштейна Логико-философский трактат. Главные положения данной первой хрестоматии аналитической философии следующие.

  • Язык имеется граница мышления (мышление и язык совпадают; лучше по большому счету сказать не о мышлении, а просто о языке, мышление за языком — это химера).
  • Имеется лишь один мир — мир фактов, со-бытий (сосуществование фактов), каковые описываются совокупностью естественных наук.
  • Предложение — картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его не было возможности бы представить в форме предложений).
  • Суть предложения высказывает со-бытие.
  • Сложные предложения складываются из элементарных предложений, каковые соотносятся конкретно с фактами.
  • Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: Сергей обожает Лену и Сергей ненавидит Лену. В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их ненависть и любовь. В мире,- пишет Витгенштейн,- все имеется, как оно имеется, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности…. Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)
  • То, что по большому счету возможно сообщено, возможно сообщено светло. Обо всем остальном, к примеру мистическом, лучше молчать.
  • Философия не имеет возможности складываться из научных предложений, потому что философские предложения нельзя проверить на ложность и истинность, они тщетны.
  • Цель философии — не особенные философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия — это не особенное учение, а деятельность по прояснению языка.

Перед нами философия, которая впредь до середины ХХ века считалась примером ясности. Казалось, на горизонте ни при каких обстоятельствах не покажутся облака — предвестники новых бурь.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

В случае если местом становления аналитического направления в философии по праву можно считать Англию (Кембридж), где трудились Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр перемещения переместился в Берлин и Вену (М..Шлик, Ф. Франк, О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель, Г. Рейхенбах, К. Гемпель). Всех упомянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, в первую очередь на базе данных математики, физики и логики. Большое количество внимания уделялось Логико-философскому трактату Витгенштейна. Вторая мировая война заставила большинство философов эмигрировать в Соединенных Штатах, где они работали очень продуктивно. Эмиграция содействовала тому, что аналитическая философия стала популярной в Соединенных Штатах, а в Англии она господствовала и до упомянутой эмиграции. Аналитическая философия стала философией английских государств. Потребовались годы для возвращения ее на европейский континент.

Разглядим главные идеи логического позитивизма, т.е. хорошего учения, ясного, научного. Его еще именуют неопозитивизмом (дело в том, что в десятнадцатом веке также был позитивизм, его представителями являлись О. Конт и Э. Мах).

  • Отрицание философии как учения о первых правилах. Согласно точки зрения Карнапа, истинность философских предложений нереально обосновать. От философии направляться отказаться в пользу науки, только она представляет собой обоснованное знание.
  • Аналитические и синтетические предложения. Это различение имело ответственное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет при синтетического предложения. Примеры аналитических предложений: В квадрате все углы прямые, Тела протяженны. По определению в квадрате все углы прямые, а тела являются что-то протяженное. Примеры синтетических предложений: На столе лежит книга, Студенты смеются чаще, чем их учители. По определению стол не есть чем-то таким, на чем обязательно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим методом.

Неопозитивисты думали, что все предложения науки являются или аналитическими, или синтетическими. Аналитические предложения логически нужны (в случае если я утверждаю, что существуют тела, то я обязан кроме этого утверждать, что эти тела владеют протяженностью), синтетические предложения — эмпиричны, они отражают экспериментальные эти. В соответствии с этим возможно поделить все науки на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (математика и логика). А предложения философии не аналитичны и не синтетичны, они тщетны. Это светло уже из того, что философия толкует о настоящих явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

Пройдут годы, перед тем как разглядываемое воззрение будет подвергнуто обоснованной критике. Современный американский философ Уильям Куайн обвинит неопозитивистов в том, что они через чур жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. направляться учитывать их связь. А это указывает, что в опыте проявляется теория в целом, среди них и правомерность аналитических, равно как и философских предложений. Философские предложения не являются тщетными, они также научны.

Верификация (проверяемость). В соответствии с принципу верификации, достоверность синтетических предложений выявляется в опыте. Несложнее говоря: не доверяй, а контролируй; контролируй каждое суждение. С целью этого сложный текст нужно разложить на элементарные предложения (их кроме этого именовали протокольными предложениями, либо предложениями наблюдения). Элементарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне нужно удостовериться в истинности утверждения: Все студенты группы Экономика ростом выше 160 см. Это утверждение будет сведено к предложениям: Рост студента Х группы Экономика выше 160 см. Вместо Х нужно будет подставлять имена из списочного состава группы. В случае если в группе 22 человека, то мы возьмём 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в опыте, т.е. в нашем случае измеряя рост студентов.

Казалось, что отыскана сущность истины. Все легко, ясно. Но внезапно гром среди ясного неба: самый главный призыв Все контролируй фактами нельзя проверить фактами. Что делать? Не отказываться же от главного принципа, потому что ему не видно замены. Выход один — дать согласие с тем, что в базе научного понимания лежат философские правила (Все контролируй фактами — обычный философский принцип, потому что он владеет универсальным содержанием), каковые нереально проверить фактами конкретно. Запрещено поставить опыт, что бы явился обоснованием философского принципа. Как уже неоднократно подчеркивалось, философские правила являются обобщениями всего массива опытов.

История с принципом проверяемости говорит о том, что при всем жажде от философии не избавиться. Рвение к простоте и ясности должно включать философские положения. Без философии так именуемое простое и ясное объяснение сродни простоватости, научной поверхностности.

Физикализм. Физикализм — это убеждение, что в эмпирических науках все предложения должны в конечном итоге сводиться к предложениям физики. В базе физикализма лежит все то же рвение к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном итоге физическое, утверждали неопозитивисты.

На первый взгляд физикализм в полной мере состоятелен. Но последовательно проводить данный принцип за пределами физики, к примеру в биологии либо политологии, еще никому не получалось. Из-за чего? По причине того, что физическое — это не само биологическое и социальное, а только его фундамент. Известно, к примеру, что народовластие — это в полной мере настоящее политическое состояние общества. Но в особенностях элементарных частиц политическую народовластие не рассмотреть. Или вследствие того что само развитие материи включает необъяснимые переходы (к примеру, от неживого к живому), или в силу не хватает большого уровня современной науки. До тех пор пока у нас нет достаточных данных для выбора между двумя этими или.

Добро — это эмоциональные реакции, их нельзя обосновать фактами, вычисляли неопозитивисты, в особенности четко защищал эту позицию британец А. Айер. Моральные предложения, вычислял он, не смогут быть подлинными либо фальшивыми, они являются выражениями чувств. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чужда совершенствам науки.

Итак, неопозитивизм, либо логический позитивизм, значительно прояснил содержание научного знания, вызвал многие новые неприятности, среди них и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было значительно реабилитировано уже в работах постпозитивистов (по окончании неопозитивистов), являющихся, как и неопозитивисты, приверженцами научного построения знания.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ

Часть философов сохранили собственную приверженность неопозитивизму по настоящее время. Однако начиная с середины ХХ века все большее число философских специалистов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. известный из постпозитивистов: британцы Поппер и Лакатос (приехал в Англию из Венгрии), американцы Фейерабенд и Кун.

Постпозитивисты согласны со собственными предшественниками неопозитивистами в первую очередь в рвении четко уяснить себе и вторым содержание научного знания. Наряду с этим нео- и постпозитивисты критически относятся к феноменологическим и герменевтическим установкам. Вместе с тем постпозитивисты достаточно сильно отличаются от неопозитивистов.

Неопозитивисты думали, что человек способен на ясное, подлинное на столетия знание. Постпозитивисты же придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся. Это указывает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неминуемо сменяет другую. Нужно обеспечить рост научного знания.

Неопозитивисты полагали, что достижение знания имеет определенный конечный пункт (ясно, дальше идти некуда). Постпозитивисты настаивают на развитии знания, причем при помощи коренных преобразований, научных революций.

Неопозитивисты упорствовали в непризнании философии наукой, постпозитивисты ставят проблему по-второму: между философией и наукой нет твёрдой границы, но философствовать нужно научно.

А сейчас более подробно о постпозитивизме.

Теорию нельзя проверить на окончательную истинность, но ее возможно опровергнуть, фальсифицировать, обосновывал Карл Поппер. В этом состоит защищаемый им принцип фальсификации. По Попперу, мы не можем заявить, что теория верна, потому что, как свидетельствует история, признававшиеся подлинными теории непременно проявляли собственную недостаточность. Практически триста лет механику Ньютона вычисляли подлинной во всех отношениях, а позже на смену ей пришли новые теории. Так обстоит дело с любой теорией, она появляется, достигает стадии расцвета, а после этого опровергается. Поппер думал, что в мире теорий идет борьба за существование, схожая с известными представлениями Дарвина о естественном отборе среди живых особей. Из этого главные выводы Поппера: 1) в основании теории находятся догадки (т.е. предположения); научные догадки окончательно остаются догадками, потому что, как уже отмечалось, их истинность нельзя доказать; 2) из догадок по законам дедукции выводят предложения, каковые возможно сопоставить с фактами; 3) сопоставление с фактами дает два результата: или предложения не противоречат фактам, при таких условиях теория живёт , она согласится работоспособной и правдоподобной, или предложения теории опровергаются, фальсифицируются фактами, при таких условиях теория считается фальшивой, она отвергается и интенсифицируется поиск новой теории. Итак, по Попперу, теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. Догадки выступают попытками разрешить неприятности, дедукция разрешает совершить очную ставку содержания догадок с экспериментальными фактами. Факты экзаменуют теорию на прочность (годится — не годится).

Научно-исследовательская программа имеет собственный жёсткое ядро. Имре Лакатос обратил внимание на то, что в большинстве случаев ученый имеет дело не с одной, а с целым семейством теорий, образующих научно-исследовательскую программу. У теорий данной программы имеется жёсткое ядро и защитный пояс. Теории сопоставляют между собой. Рост научного знания совершается так: сперва разрушается защитный слой жёсткого ядра, а после этого наступает черед и самого жёсткого ядра. Лишь тогда, в то время, когда будет уничтожено жёсткое ядро программы, нужным окажется переход от ветхой научно-исследовательской программы к новой.

Жёстким ядром научно-исследовательской программы Ньютона являются три закона закон и механики тяготения. На данной базе было развито множество теорий, относящихся к астрономии, учению о свете, сопромату, технике. Все они имели собственные особенности, несоответствия, недочёты, часть из которых не получалось устранить, а раз так, защитный слой начинал трещать. Пригодились десятилетия и годы, перед тем как разрушению подверглось жёсткое ядро. К тому же ньютоновская научная программа жива и по настоящее время ее изучают, ею пользуются.

В каждой науке имеется собственные научно-исследовательские программы: программа дарвинизма либо генетики в биологии, марксизма и неоклассики в экономике, позитивизма в философии и т.д.

Научный пример (парадигму) формирует и преобразует, в особенности на стадии научных революций, научное сообщество. Так вычисляет Томас Кун. Парадигма — это совокупность убеждений, сокровищ, технических средств, принятых научным сообществом и снабжающих научную традицию. У Куна наука понимается столь обширно, что в самый раз утверждать о выходе за пределы всякого позитивизма. Позитивизм, по определению, борется за чистоту науки. Кун же практически имеет в виду всю совокупность убеждений и ценностей научного сообщества.

Добро — это принцип. В неопозитивизме добро считалось эмоцией, чувством, оно выводилось за пределы науки. Британец Ричард Хэар, философ отечественных дней, считает по-второму. Этика начинается с предписаний (делай так, это добро, не делаей этого, потому что оно имеется зло). В то время, когда предписания даны, в силу вступают законы логики: руководствуясь правилами логики, возможно из одних предложений выводить другие. По последствиям действий делают выводы о правомерности исходных положений.

Осуждай, в противном случае проиграешь. В этом абзаце мы дадим должное критической силе постпозитивизма. Рост знания, вычислял Поппер, достигается в ходе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой (спокойной, обстоятельной, научнооправданной, уважительной) существующего знания. В данной связи Поппер осуждал неприятелей открытого, демократического общества, которых он заметил в приверженцах марксизма, в первую очередь в самом Марксе. Поппер думал, что Маркс справедливо осуждал капитализм, справедливо думал, что то либо иное воззрение определяется историческими условиями, но зря абсолютизировал пролетарские мораль и науку. Он должен был их активнее осуждать, не устанавливать возможности на вечные времена, больше творить. Лишь в этом случае возможно избежать тоталитаризма. Ни одно учение, считает Поппер, нельзя признать всесильным и верным, тем более на необозримое будущее.

Battle of Grunwald 1410 — Northern Crusades DOCUMENTARY


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: