Основные черты классического позитивизма

Тема 3.4. Главные черты хорошего позитивизма и неприятность современного постпозитивистского представления о науке

Неспециализированное вступление

Позитивизм (от латинского, французского «хорошее» — которое во французском языке ассоциировалось с «хорошей наукой»; «позитивность» науки – отражает то, что наука исследует настоящие феномены и помогает для ответа настоящих неприятностей) – философское течение, появившееся в 30-40 гг. XIX в.

Родоначальник – французский философ Огюст Конт. Главные идеи позитивизма изложены О. Контом в шести томах «Курса хорошей философии» (1830-1842).

позиции и Характерные черты позитивистской философии:

1) Все настоящее знание приобретает лишь наука, становящаяся на данный момент господствующей формой обустройства и понимания мира.

+ Научные знания отличаются общезначимостью и прогрессивным развитием, т.е. в науке нет привычных и непрекращающихся философских и религиозных разногласий.

+ Помимо этого, наука приносит очевидную практическую пользу, содействует прогрессивному формированию человечества.

2) Философия не имеет собственного онтологического предмета изучения, к примеру, она не имеет возможности ничего сообщить подлинного о физической действительности, что бы ни знала физика. Задача философии (в случае если мы оставляем это слово) — обслуживать науку, к примеру, в области классификации знания, очищения науки от неявных метафизических понятий и т.д.

3) Наука не растолковывает, а обрисовывает, т.е. она не претендует на открытие сущности, она постоянно работает в сфере явлений, «ее интересует как, а не из-за чего», т.е. либо к примеру, не что такое в собственной сути тяготения, а как его возможно открыть, теоретически, математически выразить и применять в научно-технической деятельности (агностицизм). В принципе, агностицизм ведет к релятивизму, но для позитивизма подобное не характерно; приверженцы позитивизма исходят из достаточно очевидного для них превосходства научного знания над всем вторым людской знанием.

4) Позитивизм тяготеет к эмпиризму и крайнему сенсуализму. Это не исключает, а где-то кроме того предполагает, к примеру, интерес к логическим и лингвистическим вопросам, потому, что полученное эмпирическое знание должно быть действительно (логически верно) выражено на каком-либо языке.

Исторические этапы/формы позитивизма

Выделяют три исторические формы позитивизма: хороший позитивизм (первая форма позитивизма); махизм, эмпириокритицизм (вторая форма позитивизма); неопозитивизм (третья форма позитивизма). В 60-х годах ХХ в. показался постпозитивизм, что осуждал главные положения третьей исторической формы позитивизма – неопозитивизма.

функционирования позитивизма и Общественный контекст развития

Происхождение позитивизма связано с очевидным для всех, ошеломляющим развитием науки, массовым воплощением в судьбу научных открытий, кардинально меняющих жизнь людей (происхождение громадных промышленных городов, возникновением пароходов, паровозов …), очевидным прогрессивным, улучшающим жизнь людей научным развитием (удачи медицины).

Позитивизм, неспециализированный позитивистский подход был обширно представлен в культуре второй пол. XIX — нач. ХХ вв. Вследствие этого, в особенности отметим творчество Ж. Верна, что в большинстве собственных романов показывал огромную прогрессивную мощь науки и техники, превосходство цивилизованного человека, вооруженного научными знаниями над всеми вторыми нецивилизованными (не опытными науку) обществами и людьми. В полной мере быть может, что современная критика позитивизма связана с определенным сомнением в том, что наука носит категорично прогрессивный темперамент.

Главные черты хорошего позитивизма

Хороший позитивизм (1 форма позитивизма)

Представители О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер. Время: 30 гг. XIX в. – начало ХХ в. Характерен уверенной верой в прогрессивность научного развития. Кризис данной формы связан с абсолютизацией современной науки (теории Ньютона), и с недоверием к возможностям современной науки (по Конту, мы ни при каких обстоятельствах не определим о составе звезд). В то время, когда стало ясно, что физика Ньютона осуждаема «сверху» и «снизу», то стало ясно, что взоры хороших позитивистов необходимо перерабатывать.

Кое-какие идеи философии О. Конта (1798-1857).

По Конту, человечество и человек проходят три стадии интеллектуального развития: религиозную, метафизическую (философскую) и научную. На первой, религиозной стадии интеллектуального развития мы придумываем что-то о мире (в большинстве случаев это начальное объяснение мира антропоморфно, например, понимаем, что такое Солнце, говоря о том, что Солнце – это всевышний Гелиос). На второй, метафизической (философской) стадии интеллектуального развития мы критически продумываем все наличные сказочные, религиозные представления. Примером и первыми хорошими примерами аналогичного в западной традиции была философия Платона и Демокрита. Демокрит – материалист: всевышние уходят из его мира, все разъясняется на базе пустоты и существования атомов. Философ Платон – объективный идеалист: всевышние остаются, но все они заново продумываются, систематизируются, доказательно вводятся в мир. На третьей, научной стадии интеллектуального развития мы в отечественных представлениях о мире опираемся на опыт. (На первых двух стадиях опыт или не употреблялся, или не игрался ключевой роли, и неизменно техника, методика умелого изучения либо привлечения умелых данных не являлась адекватной современным научным требованиям к умелым данным.) Вторая стадия, с позиций науки, есть «расчищающей» для появления либо перехода на третью, научную стадию.

В полной мере современно и достаточно несложна классификация наук О. Конта. Науки выстраиваются в следующей последовательности: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (включает учение о человеке).

При построении наук учитывается и отражается:

— усложнение объектов изучения (небесные тела как предмет астрономии значительно несложнее, чем общество как предмет социологии);

— уменьшение объекта изучения (астрономия трудится с нескончаемым космосом, а социология с обществом, человечеством, которое существует в единственном экземпляре на нашем планете);

— в целом либо совместно, предыдущее выражается так: убывающая общность и возрастающая сложность;

— как раз в указанной последовательности науки выделялись из донаучного (религиозно-философского) знания, например, честь выделить либо создать и назвать новую науку об обществе – социологию – выпала на долю самого О. Конта;

— нужно преподавать науки в том же порядке, как они сформировались в настоящей истории (педагогический нюанс классификации наук О. Конта).

+ философия нет в совокупности, но она = задача = «правильное определение духа каждой из наук … » = «действительно рациональное средство, делающая очевидными логические законы человеческого духа» из Реале Т. 4. С. 195.

+ Научное знание – это хорошее знание: фактическое и нужное, точное, правильное, конструктивное, относительное.

+ от данной классификации наук Конта идет образ «лестницы наук», а в его рамках отлично показывается, что предшествующие науки начинают охватывать подходами и своими методами «территорию», объекты, ранее изучаемые находящими выше на лестнице наук науками. Хорошим примером этого есть постоянная угроза физиков свести химию к физике.

Видео 01 3 Позитивизм хороший позитивизм, физический позитивизм, неопозитивизм


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: