Основные диагностические подходы, реализуемые в психодиагностическом исследовании.

Психотерапевтическая диагностика: понятие, область применения

Психотерапевтическая диагностика — наука о конструировании способов оценки, измерения, классификации психотерапевтических и психофизиологических изюминок людей, и об применении этих способов в практических целях.

Возможно выделить две функции психотерапевтической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и является деятельностью по конструированию психодиагностических методик. Потому, что их применяют в практических целях, к ним предъявляются особенные требования, которые связаны с увеличением объективности и точности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по последовательности параметров. Прежде всего это делается чтобы оценить их уровень качества и практическую полезность, пригодность для ответа прикладных задач.

Психодиагностические методики — это своеобразные психотерапевтические средства, предназначенные для оценки и измерения лично-психотерапевтических изюминок людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, применяющими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, разбирают, оценивают личные изюминки человека либо выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо показателю. Эти виды деятельности практических психологов именуются постановкой диагноза и осуществляются для решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) свидетельствует распознавание, обнаружение.

В различных видах деятельности и жизненных сферах появляются практические задачи, успешность ответа которых зависит от учета личных либо групповых психотерапевтических изюминок людей. Так, в практике воспитания и образования нужно обнаружение психотерапевтических различий между детьми для осуществления личного подхода к ним. Для обеспечения действенной профессиональной деятельности время от времени требуется отбор по психотерапевтическим и психофизиологическим качествам.

Психотерапевтический диагноз возможно базой оптимального опытного самоопределения личности. Создание обычного социально-психотерапевтического климата в рабочей бригаде обычно нереально без анализа деловых и личностных качеств.

Количество примеров практических задач, требующих постановки психотерапевтического диагноза, возможно многократно увеличено. По существу, учет лично-психотерапевтических изюминок людей нужен чтобы повысить эффективность любой деятельности. Это относится и работы психолога-практика, чья задача — оказание различных видов помощи обращающимся к нему индивидам. В помощи психолога нуждаются индивиды, появлявшиеся в ситуации объективного либо субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, собственными отношениями с ними, судьбой в целом). Так, в работе психолога-консультанта психодиагностика занимает наиболее значимое место.

Каждые совет, консультация, совет вероятны лишь при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех неприятностей, каковые его тревожат. не меньше ответственна психотерапевтическая диагностика и для успешности вторых видов практической помощи психологов — психотерапии, тренинговых действий, коррекционно-развивающей работы и др. Все они должны быть индивидуализированы, т. е. должны опираться на всесторонний и индивидуальности и глубокий анализ личности обратившегося с просьбой о помощи.

Итак, психотерапевтическая диагностика — база деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался — личным консультированием, опытной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни трудился — в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д.

Обе названные функции психодиагностики (их использование и создание методик на практике) не осуществляются изолированно, они смогут обнаруживаться в единстве, в деятельности одних и тех же экспертов. Так, создатели методик часто не только контролируют их, но и используют на практике, решая определенные задачи, появляющиеся в работе, и опираются на опыт психологов — пользователей методик.

Вместе с тем практические психологи не только используют уже созданные диагностические методики; они в собственной деятельности часто сталкиваются с необходимостью составить схему наблюдения либо сформулировать вопросы диагностического интервью, создать тест достижений либо биографическую анкету и пр. Исходя из этого психологи-практики должны владеть навыками конструирования таких методик.

Еще одно объединяет практиков и создателей методик: в какой бы сфере ни трудился психодиагност (в научно-исследовательской либо прикладной), он не должен забывать о том, что психодиагностика образовывает одну из отраслей психотерапевтической науки. Исходя из этого без глубокого научного знания, без законов психологии и понимания принципов нельзя заниматься психодиагностикой.

Разработка диагностической методики — процесс, значительно отличающийся от житейских представлений о том, что достаточно лишь создать задания либо сформулировать вопросы. Ошибочно поверхностное и упрощенное отношение к психодиагностическому инструментарию, в то время, когда так называемым «психотерапевтическим тестом» считается любой комплекс заданий, не имеющий научного обоснования и не прошедший нужной проверки. В плену таких представлений был изобретатель Томас Эдисон, предложивший в 1921 г. в качестве теста случайный комплект вопросов, каковые сам Эдисон вычислял очень несложными. Среди них были, к примеру, такие: «Какой телескоп есть самым громадным в мире?», «Каков вес воздуха в помещении количеством 20x30x10 футов?», «Какой город В США лидирует в производстве стиральных автомобилей?». Выпускники колледжа смогли дать всего пара верных ответов на вопросы этого «теста», и это содействовало тому, что было подорвано доверие к самому способу тестирования, снизился научный авторитет психотерапевтической диагностики.

На данный момент общепризнано, что диагностическая методика может принести ощутимые нужные результаты, если она будет иметь теоретическое обоснование и соответствовать установленным методическим параметрам. Исходя из этого создание методик требует громадной исследовательской и методической работы. Но такая работа неизбежна, потому, что согласится громадное публичное значение психотерапевтической диагностики, ее практическая сокровище.

Отсутствие теоретической базы было главной причиной критических выпадов в адрес психодиагностических способов (тестов), их вычисляли «слепыми пробами» (выражение Б. М. Теплова) по причине того, что тестологи часто не умели обосновать и растолковать того, что зафиксировано в итогах тестирования. Углубляясь в обслуживание практики, диагностика на раннем этапе собственного развития начала отдаляться от психологии. У нее сложился собственный понятийный аппарат, собственные критерии достижений и методические процедуры. Появилась угроза депсихологизации диагностики.

Но за последние десятилетия теория психотерапевтической диагностики сделала громадной ход вперед, и не смотря на то, что нельзя согласиться с тем, что уже сделано все возможное и нужное в этом направлении, на данный момент достигнуто основное — неспециализированное признание того, что психотерапевтическая диагностика не может быть оторвана от главного пути развития неспециализированной психологии и всех ее отраслей. Непременно, остается последовательность теоретических неприятностей, требующих собственного решения (соотношение между изменчивостью индивидуальности и константностью, генотипические и средовые факторы развития, природа и одарённости и сущность способностей и др.), но значительно чаще это общепсихологические неприятности, ответ которых вероятно лишь общими усилиями психодиагностов и представителей вторых отраслей психологии. Процесс теоретического осмысления последовательности психотерапевтических свойств и явлений далек от собственного завершения, и это разъясняется не только уровнем развития психотерапевтической науки в целом, но и сложностью изучаемых ею объектов. Неоднозначное толкование психотерапевтических свойств и явлений, само собой разумеется, мешает разработке способов их диагностики. Но это не свидетельствует, что не должны проводиться изучения в направлении уточнения тех черт, каковые оцениваются психодиагностическими методиками.

Теоретическое обоснование психодиагностических методик обусловлено не в последнюю очередь практической необходимостью интерпретации их показателей. Вопрос о верной оценке результатов испытуемого при диагностировании направляться отнести к числу самых ответственных и сложных для диагноста. Строго диагностическое и, тем более, прогностическое значение первичная информация, приобретаемая посредством методик, получает лишь в следствии корректной и квалифицированной ее интерпретации, которая основана на отчетливом понимании сущности того, что измеряется. Кроме этого, как отмечалось выше, разумеется, что верный диагноз неосуществим без знания фундаментальных законов психологии. К примеру, для того чтобы, как закон апперцепции, в соответствии с которому постулируется, что человек принимает мир (и любой его стимул) не конкретно, снимая слепки с действительности, а опосредованно, пропуская его через призму личного опыта. Последний не только направляет понимание и восприятие диагностических заданий, но и приводит к определённым ответным реакциям на них со стороны испытуемых, обусловливая дифференциальные различия. Следовательно, без опоры на настоящие научные психотерапевтические знания неосуществима квалифицированная интерпретация диагностических показателей.

Вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что развитие психотерапевтической диагностики содействует изучениям в других областях психотерапевтической науки. Дело в том, что оценка и знание личных различий между людьми нужны чтобы выяснить границы действия законов психологии, и приблизить ее к настоящей судьбе, сделать фактически нужной. Выдающийся отечественный психолог Б. М. Теплов писал, что в случае если неспециализированные психотерапевтические закономерности не опосредованы знанием личных различий, то они становятся столь абстрактными, что их практическая сокровище вызывает большие сомнения.

Одной из острых неприятностей современной психотерапевтической практики есть уровень опытной подготовки экспертов, в том числе и в области психодиагностики. Вследствие этого очень важно понимать, к каким последствиям может привести применение психодиагностических методик непрофессионалами, любителями — людьми, далекими от психологии и психодиагностики. Применение диагностических методик неспециалистами приводит, первым делом, к неверным выводам и оценкам в отношении психотерапевтических возможностей людей и, как следствие, к потере доверия к психотерапевтической ее методам и диагностике. Как раз исходя из этого на данный момент остро стоит вопрос подготовки квалифицированных психодиагностов, и тщательной и постоянной оценки качества работы тех психологов, кто применяет диагностические способы.

направляться подчернуть, что один из признаков непрофессионализма — так называемая «диагностомания», проявляющаяся в рвении не смотря ни на что и как возможно стремительнее поставить диагноз, сделать выводы по неотчетливым и недостаточным показателям.

Диагностомания — это компенсация низкой квалификации психодиагноста. Ее довольно часто сопровождает чрезмерное, время от времени не хватает осмысленное применение особой психотерапевтической терминологии, неумение легко и доступно, ясными «житейскими» словами растолковать суть диагностических показателей и сделать на их базе адекватные выводы.

Еще одно проявление непрофессионализма — представление о том, что в случае если используется психодиагностическая методика, то ее выводы смогут употребляться в качестве безоговорочных рекомендаций. К примеру, при отборе работников, при распределении их по различным видам работ, в консультировании и пр. В это же время эксперт осознаёт, что результаты любой методики должны быть включены в комплексную оценку, включающую другие информацию об индивиде.

К непрофессионализму возможно отнести и неправильное представление о возможностях используемых психодиагностических средств, абсолютизацию приобретаемых с их помощью данных.

Неквалифицированный пользователь разглядывает диагностические показатели испытуемого как имеющие безотносительное значение, совсем определяющие всю его будущую деятельность, как бы предвещая учебные и опытные удачи.

Эксперт-психодиагност осознаёт возможности и ограничения собственных методик, те допущения, каковые были сделаны при их разработке, которые связаны с ними границы выводов, каковые на их базе возможно сделать, вероятные неточности при применении различных типов способов и возможность их совершения.

Эксперт-психодиагност ориентируется в базисных теоретических проблемах психотерапевтической диагностики, среди которых соотношение прогноза и диагноза, предсказательные возможности диагностических результатов, влияние социокультурного фактора на диагностические показатели.

Все перечисленные и целый ряд других не меньше серьёзных вопросов относятся к теоретическим базам психотерапевтической диагностики. Без их понимания нереально верное использование диагностических методик. Честная оценка отрицательных недостатков и сторон диагностических методик не должна приводить к нигилистическому отрицанию психотерапевтической диагностики, признанию непригодности ее способов для ответа практических неприятностей. Нехороши не другие методы и тесты психотерапевтической диагностики, а неправильное их применение без опоры на знание теории данной науки. Помимо этого, частенько диагностические способы упрекают в тех недочётах, каковые существовали в них в 30-50-е гг. (отсутствие теоретической валидности, неучет социокультурных различий индивидов и пр.). Как показывали в конце 60-х гг. XX в. ведущие отечественные психологи А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, преувеличение недочётов психодиагностики, неправомерно расширительное толкование критических замечаний по отношению к тестам стали причиной отказу в 30-60-е гг. XX в. у нас от разработки научно-обоснованных способов диагностики.

методики и Психодиагностические методы используются в различных сферах практической деятельности человека. Перечислим кое-какие из них.

1. Одной из главных есть воспитания и сфера образования.

Психотерапевтическая диагностика выступает как средство решения и обязательный этап многих практических задач, появляющихся в детских воспитательно-образовательных учреждениях. Среди них направляться указать такие, как:

контроль за интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;

оценка школьной зрелости;

обнаружение обстоятельств неуспеваемости;

отбор в классы и школы с углубленным изучением определенных предметов;

решение проблем тяжёлых детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);

опытная ориентация и др.

2. Психодиагностика широко применяется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках.

Диагностические способы изучения психотерапевтических изюминок больных этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные интересам и задачам клиники. Эти способы разрабатываются и развиваются в рамках особенных нейропсихологии психологии-и отраслей патопсихологии.

Большую роль в клиническом диагностическом обследовании играются беседы и методы наблюдения, разрешающие выявлять оттенки психологического и физического состояний больного, кое-какие особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наровне с ними используются и экспериментальные методики, направленные на обнаружение нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых вторых изюминок. Психодиагностическое обследование больных клиник проводится, во-первых, для уточнения либо постановки диагноза заболевания; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.

3. Еще одна область использования на практике психодиагностики — психотерапевтическое консультирование, целью которого есть оказание помощи в ответе тех либо иных психотерапевтических неприятностей. Выделим, что речь заходит о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психотерапевтического характера. Это смогут быть неприятности детей (неуверенность в собственных силах, негативизм, страхи и пр.), обучающихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (потеря смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских взаимоотношений). Психотерапевтический диагноз в консультативной практике ставится на базе как данных беседы и наблюдения, так и показателей особых методик; его правильность зависит от того, как успешным было сотрудничество психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида.

Особенное содержание имеет диагностика в психотерапевтическом консультировании применительно к обычному детству. Как полагал направляться.С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, главной задачей которой есть контроль за ходом психологического развития ребенка. Для осуществления контроля требуется дать неспециализированную оценку психологического развития ребенка на базе соответствия нормативным возрастным показателям, и распознать обстоятельства психотерапевтических неприятностей ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей изучение социальной обстановке развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Очевидно, что такая диагностика неосуществима без опоры на возрастную психологию развития. Помимо этого, практика возрастно-психотерапевтического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.

4. Психодиагностика обширно употребляется для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности. Это неприятности опытного отбора, опытного консультирования, организации опытного обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, обнаружения обстоятельств брака, производственного травматизма и пр. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо опытной сферой, изменяется в зависимости от типа профессии, но она обязана являться необходимым этапом, делающим наиболее значимую функцию — оказать помощь каждому отыскать собственный место в сфере труда и стать в выбранной работе специалистом большого уровня.

5. Использование на практике психодиагностики стало широко распространено в проведении судебно-психотерапевтических экспертиз.

Работа психолога — судебного специалиста требует не только владения методиками и диагностическими методами, но и знаний в области судеб-но-психотерапевтической и психиатрической экспертизы. Громадная публичная значимость деятельности психолога — судебного специалиста определяет высокие требования к его личности, каковые в целом возможно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От использования результатов и компетентности проведения судебно-психотерапевтической экспертизы сильно зависят уровень качества судопроизводства, и соблюдение прав и защищаемых законами заинтересованностей граждан.

6. Кроме перечисленных сфер практической деятельности людей, каковые традиционно нуждаются в применении психодиагностики, ее способы все чаще применяются в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, чтобы повысить эффективность управленческой и групповой деятельности людей и т.д.

В последние десятилетия отмечается усиление интереса к психодиагностике у нас, что в большой степени связано с развитием различных областей практики. Вместе с тем потребность в психодиагностических методиках громадна и в психотерапевтических изучениях, поскольку их отличает объективность и наибольшая точность по сравнению с другими психотерапевтическими инструментами.

Осознавая публичную значимость психотерапевтической диагностики и положительно оценивая интерес к ней у нас на современном этапе, запрещено вместе с тем не указать на кое-какие распространенные неточности, свойственные отечественной практической психологии, каковые направляться преодолеть.

Во-первых, это некритическое применение зарубежных методик, основанное на непонимании влияния фактора культуры на их результаты.

Во-вторых, это применение методик без отчетливого понимания того, что они измеряют; доверие к заглавию, «ярлыку» методики без попытки осознать историю ее развития и создания (а время от времени трансформации) представлений об измеряемых ей чертях.

В-третьих, это статический подход к исследуемым индивидам, фактическое отрицание развития при прогнозе и потому неоправданно заключения и категоричные выводы. Принципиально важно верное познание соотношения между изменчивостью индивидуальности и относительной константностью. Изменчивость индивида во времени, в ходе онтогенеза сочетается с относительной константностью условий развития, снабжающих ее стабильные сотрудничества с окружающей средой, сохраняющих константность структуры индивидуальности. Как раз относительная константность личности разрешает психологу установить прогноз и диагноз ее переживаний и поведения.

И, наконец, в-четвертых, еще одной распространенной неточностью отечественной психотерапевтической практики есть применение методик неспециалистами, которое связано с непониманием значения особого образования. Помимо этого, видится и чистая любительщина, шарлатанство, проявляющиеся в составлении доморощенных, не прошедших важной проверки методик и применении их на практике людьми, не имеющими нужных особых знаний не только в области психотерапевтической диагностики, но у которых по большому счету отсутствует психотерапевтическое образование.

Настоящим бедствием для отечественной психотерапевтической диагностики есть неконтролируемый поток изданий, в которых собраны диагностические методики. Эти издания непременно нужно считать пиратскими, потому, что собранные в них методики печатаются без согласия их авторов либо тех, кто есть их правопреемниками. Для любого психодиагноста очевидным и незыблемым есть требование ограничения распространения собственных методик — это одно из главных требований, включенных в этический кодекс психодиагноста. Его соблюдение нужно чтобы диагностические методики не попадали в руки непрофессионалов, и тех, кто в будущем будет подвергаться диагностированию. Предварительное знакомство испытуемого с психотерапевтической методикой не разрешит диагносту поставить верный диагноз. Следовательно, неконтролируемое распространение методик, их свободная продажа лишают опытного диагноста его инструментария, делают его невооружённым и бессильным в отношении своеобразных практических задач, требующих обнаружения психотерапевтических изюминок. Вряд ли исходя из этого можно считать психодиагностами тех, кто публикует сборники диагностических методик.

Их непрофессионализм подтверждается и тем, что в издаваемых ими сборниках, как бы красиво они ни назывались, — «Лучшие психотерапевтические тесты» (1992-1994), «Энциклопедия психотерапевтических тестов» (1997), «Практическая психодиагностика» (2000) — неисчислимое количество неточностей, неточностей как в стимульном ключах и материале, так и в интерпретации и понимании результатов методик.

Отмеченные неприятности, которые связаны с разработкой и использованием психодиагностических методик, являются следствием того, что психотерапевтическая диагностика как учебная дисциплина показалась у нас недавно — в 80-е гг. XX в. Спрос на экспертов в данной области существенно превысил предложение и это стало причиной потоку неподготовленных людей, хлынувших в психотерапевтическую диагностику.

Психодиагностика. Лекция 1. Предмет психотерапевтической диагностики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: