Основные факторы размещения и развития туризма

Как мы знаем, на развитие любого явления влияют несколько либо два фактора, а целая совокупность. Время от времени не редкость достаточно сложно выделить из неспециализированной массы факторы более либо менее ответственные.

Но у каждого процесса имеется условия, невыполнение которых ведет к тому, что развитие явления нереально в принципе. Таких факторов довольно много (политические, экономические, социальные, культурные и пр.), но из множества факторов развития туризма было выделено 3 главных:

1.Генерирующий. Это фактор населения, правильнее его рекреационных потребностей. Рекреационные потребности – это потребности человека в развитии и восстановлении собственных психотерапевтических и физических сил.

Для успешного функционирования любой отрасли, среди них и туристской, должна быть необходимость в ее развитии, отрасль должна быть востребованной. Таковой потребностью есть рекреационная потребность населения (суммарные рекреационные потребности населения региона) Генерирующий фактор развития туризма преобладает на тех территориях, где отмечается большой уровень урбанизации, что связан с высокой плотностью населения. В целом Российская Федерация относится к государствам с высокими рекреационными потребностями, поскольку по числу обитателей Российская Федерация занимает девятое место в мире (приблизительно 141 млн. чел).

Но, население страны размещено очень неравномерно. Исходя из этого, по развитости генерирующего фактора территория России делится на 3 территории (см. карту населения):

1. Территория с высокими рекреационными потребностями. Она занимает практически 1/3 территории страны. Тут находится территория целого заселения страны и живёт 93% ее населения. В пределах данной территории отмечается высокая плотность населения, много больших городов, городских агломераций, сосредоточена практически вся обрабатывающая сельское хозяйство и промышленность.

Это Центр Европейской части России, где средняя плотность населения колеблется от 10 до 150 чел\км2 (В Подмосковье плотность равна 354 чел\км2) и большая часть регионов являются очень сильно промышленно развитыми, экологически неблагополучными: Центральный, Ленинградский, Западный, Верхневолжский, Уральский, Южно- Российский, Поволжский, Азовский, Кавказский рекреационные районы.

2. Территория со средними рекреационными потребностями: средняя плотность- 1-10 ч/км2. Это территория Юга Сибири и Дальнего.

3. Территория с низкими рекреационными потребностями. Это территория Центральной Сибири и крайнего Севера. Она расположена к северу от главной полосы расселения и включает в себя практически 2/3 территории страны. Расселение в пределах данной территории очаговое, другими словами отдельные поселения разбросаны островками по равнинам рек и на протяжении транспортных дорог. Плотность населения тут низкая. На огромной территории живёт всего 10 млн. человек, а средняя плотность населения образовывает 1 чел/км2

При определении рекреационных потребностей обращают внимание не только на плотность населения, но и на темперамент производства, в котором занято население и на уровень экологического состояния природной среды, каковые определяют темперамент рекреационных потребностей.

Темперамент рекреационных потребностей, со своей стороны, определяет вид туризма, что нужно развивать прежде всего (при имеющихся ресурсных и материальных возможностях).

Необходимо учитывать, кроме этого, какое население преобладает – городское либо сельское. Так как люди, живущие в регионах с высокой концентрацией предприятий, а, следовательно, и в экологически негативных регионах больше заинтересованы в развитии природоориентированных форм туризма: экологический, лечебно-оздоровительный, спортивный, не смотря на то, что культурно-познавательный туризм кроме этого обязан находиться. И, напротив, обитатели экологически благоприятных территорий будут заинтересованы в развитии познавательного, экстремального видов туризма.

Фактор рекреационных потребностей относят к динамичным (изменяемым) факторам.

2. Реализующий. Для успешного развития отрасли мало иметь лишь потребности в ней. Необходимы еще и условия для ее развития. Таким условием постоянно являются ресурсы. Реализующий фактор- это фактор ресурсного потенциала территории. В соответствии с тем, какой вид туризма преобладает на данной территории, делают вывод о рациональности развития соответствующего вида туризма. Р.Р, с одной стороны показывают как смогут быть удовлетворены рекреационные потребности местных обитателей, а с другой – какой вид туризма может развиваться на данной территории. РР определяют функциональную структуру территории.

Фактор ресурсного потенциала относят к статичным факторам (другими словами мало изменяемым) К ним относится совокупность природно-географических и климатических факторов, и культурно- исторические факторы. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более дешёвыми для применения.

Для развития туризма в регионах наиболее значимым условием выступает соотношение генерирующего и реализующего факторов. Существует 4 варианта их соотношения:

1 Высокие рекреационные потребности (генерирующий фактор) обеспечиваются достаточным ресурсным потенциалом (реализующий фактор).

Г = Р

Центр Европейской части России. Эти территории самодостаточны для развития: туризм и рекреация в любом случае развиваются в интересах местных обитателей. Кроме того в случае если никто не будет посещать эти территории, они все равно будут прекрасно развиты в туристском отношении.

2 Высокие рекреационные потребности не обеспечиваются имеющимися рекреационными ресурсами

Г р

Это сочетание характерно, в большинстве случаев, для степных районов: Центрального района, Ростовской, Курской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Белгородской областей. На этих территориях условия для туризма и развития рекреации очень ограничены. Особенную трудность воображает организация краткосрочного отдыха для местных обитателей: территория не располагает ресурсами для краткосрочного отдыха, а уехать в другие регионы фактически нереально из-за ограниченного времени. Возможность нормально вернуть собственные силы появляется лишь во время отпуска, в то время, когда обитатели отправляются в регионы с более богатым рекреационным потенциалом.

Как ни необычно, но к такому же варианту соотношения относится и территория Краснодарского края. Туризм тут стал главной отраслью экономики, и градообразующей отраслью, с громаднейшей занятостью в ней населения. Эти территории привлекательны как для местных жителей, так и для рекреантов из вторых территорий. Однако, неповторимые ресурсы данной территории распределены между краткосрочным и долгим отдыхом неравномерно, приоритет дан туристам, из этого появляется множество конфликтных обстановок: а как следствие — дефицит территорий для отдыха.

3 Неповторимые либо избыточные ресурсы по отношению к рекреационным потребностям местных обитателей

г Р

Это районы южной Сибири и Европейского Севера (особенно, потому, что тут что не регион – то неповторимые ресурсы: Алтай, Саяны, Байкал, Камчатка и Дальний Восток…). Для того чтобы рода территории должны ориентироваться на развитие въездного туризма, поскольку за счет низких потребностей собственных обитателей эти регионы особенного дохода с рекреационной деятельности местных рекреантов не возьмут, а ресурсный потенциал разрешает вместить дополнительные туристские потоки.

4 Низкие рекреационные потребности и труднодоступные и неосвоенные рекреационные ресурсы

г = р

Районы Азиатского Севера (Обско-Путоранский, Якутский, Колымско-Чукотский). На этих территориях туризм, в большинстве случаев, не развит. Его развитие вероятно по большей части в форме экстремального, приключенческого видов туризма, каковые не смогут стать массовыми.

3. Локализующий. Это фактор концентрации благоприятных рекреационных ресурсов, приводящая к формированию туристских центров за счет информированности населения (Сочи, КМВ- лечебно- оздоровительный отдых; Приэльбрусье – спортивный туризм). как показывает опыт, как раз локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают большое действие на формирование географии туристских центров. Иными словами, за счет информации у туристов создается неестественный интерес к территории, за счет этого активизируются туристские и !!! денежные потоки, а следовательно имеется на чем развиваться материальной базе и инфраструктуре туризма.Т.е «турцентр» начинается с точностью до напротив.

Урок 1. Главные факторы развития современного интернационального туризма


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: