Основные формы и диалектика бытия бытие и сущее; основные формы бытия

Целостный мир — это общее единство, включающее в себя необозримое множество существующих в их целостности и конкретности вещей, процессов, состояний, организмов, структур, совокупностей, человеческих индивидов. Следуя философской традиции, все их возможно назвать сущими, а мир в целом — сущим как таковым. Общие связи бытия проявляются не в противном случае как через связи между единичными сущими. Каждое сущее уникально. Неповторимы внешние и внутренние условия, в противном случае говоря, обстановка существования всего, что имеется в мире (либо, в случае если выразить это посредством философской терминологии, неповторимо «наличное бытие» всякого сущего). Определенность сущего характеризует индивидуальность его бытия и его место в целостном бытии. Условия, моменты данного бытия, его «мгновения» ни при каких обстоятельствах не воспроизводятся снова и не остаются неизменными. Кое-какие философы справедливо утверждают, что каждое сущее есть носителем неповторимой, лишь ему свойственной сущности. Признание уникальности (единичности) каждого сущего особенно принципиально важно для учения о человеке. Из осознанной уникальности бытия каждого человека прямо вытекает наиболее значимое правило гуманизма: признавать и уважать в каждом человеке неповторимое существо.

Но как бы ни были неповторимы отдельные проявления бытия и как бы ни ответственна была эта уникальность для людей, все-таки их познание и практика настоятельно требуют, дабы единичное обобщалось, объединялось в группы, а также в очень широкие целостности. При объединении единичных сущих в целостности людская идея в обязательном порядке учитывает то, как как раз единичное существует. Улавливая определенное сходство условий, способов существования единичных сущих, философия объединяет их в разные группы, которым свойственна общность формы бытия. Таких групп большое количество (мы будем говорить тут лишь об главных формах бытия). объединение и Различение того, что существует, под углом зрения принадлежности к своеобразной форме бытия — отправная точка самой что ни на имеется простой, повседневной жизни людей. Они в обязательном порядке учитывают различия форм бытия во всех областях деятельности, не смотря на то, что не всегда задумываются об этом. Так как обрабатывать материал природы, к которому не прикасалась рука человека, — как правило не то же самое, что преобразовывать вещи и процессы, уже вышедшие из горнила людской деятельности; влиять на живое людскую тело и тем более на мысли и эмоции людей нужно в противном случае, чем на вещи природы.

И в первую очередь нужно знать, как те предметы, те данности, с коими имеет дело человек, «присутствуют» в мире, другими словами иметь представление о специфике их бытия. Но наряду с этим человеку — сколь бы конкретные практические задачи он ни решал и как бы ни был он далек от философии — не обойтись без некоторых хотя бы навыков и элементарных знаний, разрешающих «учесть» бытие как таковое. А это, например, свидетельствует: нужно различать сущее и бытие (вопреки тем учениям, где они отождествляются). Но не только различать, но и связать их. М. Хайдеггер подчеркивал: классическая философия (кроме того та, которая именовала себя онтологией, другими словами учением о бытии) сосредоточивала внимание в основном на проблеме сущего. В этом проявилось «забвение бытия», в чем Хайдеггер видел мироощущения и особенность метафизики европейского человечества, обусловившую трагичность его судьбы. Поворот от «лишь сущего» к «самому бытию» — вот чего потребовал Хайдеггер от новой онтологии. И это не праздная и не абстрактная идея. Вправду, человечество склонно проявлять интерес к задачам и сиюминутным проблемам (к конкретному сущему); в таких, к примеру, «заботах» было создано самое современное оружие массового уничтожения. Людей продолжительное время мало заботило то, как это скажется на судьбе мира — природы, человечества, цивилизации, культуры. Хайдеггер прав: настало время «озаботиться» самим бытием. Такая задача неразрывно связана с философским осмыслением его форм и бытия.

Неприятность форм бытия ответственна, следовательно, для познавательной деятельности и повседневной практики людей (пускай в жизни она значительно чаще осмысливается и обсуждается не в философских терминах).Принципиально ответственна она и для философии. Отыщем в памяти: при определении бытия мы сперва остановились на том, что (разные) целостности мира равняется существуют и что это придает всем им темперамент действительности, формирует предпосылку единства мира. Сейчас сосредоточим внимание на диалектических различиях между главными формами бытия — диалектических в том смысле, что не будут потеряны из виду общие связи бытия, связи между этими формами.Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные главные формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое со своей стороны делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и своеобразны человеческое бытие;

3) бытие духовного (совершенного), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на личное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в ходе истории) и бытие общества.

Первые три формы будут рассмотрены в данной главе, а четвертая форма анализируется в главе, посвященной обществу.

2 СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в нюансе внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего истории явлений и многообразия природы, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В предстоящее, в отыскивании основания всего сущего, субстанцию начинают разглядывать как особенное обозначение всевышнего (схоластика), что ведет к дуализму тела и души. Последний — собственныйобразное выражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое время самый остро проблема субстанции была поставлена Декартом. Преодоление дуализма на дорогах материалистической философии осуществил Спиноза, что.полагая мышление и протяжённость атрибутами единой телесной субстанцией, разглядывал ее как обстоятельство самой себя. Но Спиноза не сумел обосновать внутренней деятельности, «самодеятельности» субстанции. Эта задача была решена (не смотря на то, что и непоследовательно) в нем. хорошей философии. Уже Кант осознаёт субстанцию как «то постоянное, только в отношении с которым возможно выяснить все временные явления». Но субстанция трактуется им субъективно, как априорная форма мышления, синтезирующего умелые эти. Гегель определяет субстанцию как целостность несущественных, изменяющихся.преходящих сторон вещей, в которых она «раскрывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как полная мощь и вместе с тем как достаток всякого содержания», «существенную ступень в ходе развития идеи» (людской познания), «основу всякого предстоящего настоящего развития». С этим связано познание субстанции одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем субстанция рассматривается Гегелем идеалистически, только в качестве момента развития полной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с позиций материализма.субстанция понимается тут как материя и в один момент как «субъект» всех своих трансформаций, т. е. активная обстоятельство всех собственных формообразований, а потому она не испытывает недостаток в извне привходящей деятельности особенного, хорошего от нее «субъекта» (всевышнего, духа. идеи, «я», сознания, экзистенции и т. д.). В понятии субстанции материя отрасупруга не в нюансе ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всех форм ее перемещения, противоположностей и всех различий, включая и сознания и противоположность бытия. Анти-субстанциалистская позиция в философии отстаивается неопозитивизмом, что объявляет субстанцию мнимой и потому вредной для науки категорией. Отказ от категории субстанции потеря «субстанциальной» точки зрения ведет теорию па путь разложения, бессвязного эклектизма, формального объединения несоединимых положений и взглядов, представляет, по выражению К. Маркса, «могилу науки».

МОНИЗМ — философское учение, которое принимает за базу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Материалисты началом, базой мира вычисляют материю. Идеалисты единым началом.всех явлений вычисляют дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма — есть философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм.характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по собственной природе материален, что все явления в мире воображают собой разные виды движущейся материи. В философии марксизма материализм распространен и на общественные явления. Противоположность монизма.— дуализм.

ДУАЛИЗМ (лат. duo—два) — философское учение, вычисляющее в противоположность монизму материальную и духовную субстанции равноправными началами. Исходным мотивом дуализма часто есть попытка примирения материализма и идеализма. В конечном итоге дуалистический отрыв сознания от материи ведет к идеализму. Дуализма в громаднейшей степени характерен для Канта и философии Декарта. Дуализм служит философской базой теории психофизического параллелизма.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — множественный) — концепция, противопофальшивая монизму, по что все существующее складывается из множества равняетсязначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Точка зрения плюрализма.лежала в базе монадологии Лейбница. Склонность к плюрализм высказывает стремление современных идеалистов (прагматистов, неопозитивистов, экзистенциалистов и др.) возвыситься над материалистическим и идеалистическим монизмом. Но в конечном итоге по собственному объективному смыслу плюрализм противостоит лишь диалектико-материалистическому монизму. В социологии плюрализм, служит основанием для отрицания единой определяющей базы общества, для взора на историю как на поток случайных событий, следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития общества (точка зрения марксистско-ленинской идеологии) .

2.Материалистический монизм. Материя как субстанция.
Существует свыше сотни определений материи. Среди них такие:
материя – это философская абстракция, понятие.при помощи которого обозначается многообразие природных процессов и явлений (Ф. Энгельс)
материя – это объективная действительность, существующая независимо от людской сознания и отображаемая им. …и пр.
Понятие материи прошло пара этапов в собственном развитии. Сначала – это наглядно-чувственное ее представление (вода, воздушное пространство, пламя).
После этого материю отождествляли с веществом, с их свойством и атомами неделимости (Демокрит).
И, наконец, пришли к пониманию материи как субстанции, в соответствии с которой в мире нет ничего не считая ее свойств и материи, каковые также включены в материю. Другими словами материя включает в себя актуально и возможно – сознание. Это доказывается тем, что природа существует без наличия сознания, а вот духовное не существует вне природы, вне материи (не смотря на то, что очевидно видно, что эти положения верны только при наличии предварительных условий, что верна материалистическая трактовка происхождения мира, что само по себе не доказуемо).
Имеется философские течения, как пантеизм, каковые разглядывают Дух и материю как тождественные понятия. Другими словами Дух растворен в природе, а природа и Бог сливаются в единую субстанцию, которая есть обстоятельством самой себя (causasui) – Б. Спиноза.Идеалистический монизм ведет собственный начало от Пифагора, Платона и собственный наивысшее развитие его светский вариант приобретает в совокупности объективного идеализма Гегеля.

Идеалистический монизм

Религиозный вариант идеалистического монизма в западной философии во многом развивался на базе христианского учения. Среди его представителей Августин, Василий Великий, Фома Аквинский, В.С. Соловьев, о. П. Флоренский, С.Н. Булгаков и многие другие.
Как пример разглядим главные черты философской совокупности Гегеля. Гегель («Феноменология Духа», «Энциклопедия философских наук») — понятием Полный Дух либо Полная Мысль пытается охватить целый универсум, целый природный и духовный мир. Безотносительная мысль – это разум, мышление, разумное мышление, первооснова и сущность всех вещей. «Разум имеется нескончаемая мощь. – пишет он, — по причине того, что разум не так бессилен…, дабы существовать… неизвестно где, в головах некоторых людей». Разум имеется нескончаемое содержание, он есть для самого себя тем предметом, на обработку которого направлена его деятельность, а потому он не испытывает недостаток во внешних данностях, из которых он извлекал бы объект и содержание собственной деятельности.
Развитие мира, по Гегелю происходит на базе саморазвития Полной идеи, которая содержит в свернутом виде все вероятные определения природных, публичных и духовных явлений. Первым этапом самораскрытия Полного духа есть Логика – его научно-теоретическое осознание. Через Логику Безотносительный дух раскрывается в виде совокупности категорий от общего (Бытие, небытие, уровень качества, количество) – к конкретным понятиям. Категории Гегель характеризовал как «чистые мысли», находящиеся в состоянии постоянного самодвижения.
Людская дух кроме этого обязан развиваться, проходя следующие этапы:
субъективный дух (область психологии) –
объективный дух (публичная судьба, разворачиваемая в праве, морали, стране, религии, мастерстве) –
Полный Дух (скрыто трудящийся в делах и человеческих целях в течении деятельности всех людских поколений).

Философия Лекция 3 1 Неприятность бытия Философское познание материи 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: