Основные функции сознания

Структурные элементы сознания находятся во взаимодействии и взаимосвязи и снабжают исполнение сознанием последовательности крайне важных для человека функций. Назовем главные функции сознания.

Познавательная -заключается в возможности сознания, на базе преобразующей материальной и совершенной деятельности человека, вырабатывать знания о действительности.

Аккумулятивная -суть ее в том, что посредством памяти человек может накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями.

Аксиологическая — содержится в возможности человека оценивать полученные знания и поступки людей с позиций потребностей и интересов.

Целенаправленности -одной из основных сугубо людских свойств есть свойство к целеполаганию. Цель – это совершенное представление о итогах будущей деятельности. Целеполагание обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный мир в соответствии со собственными историческими потребностями.

Творческая -эта функция связана с достижением человеком свободы в ходе познания многообразия природного и социального мира и созданием многофункциональных средств труда, разрешающих ему творить «по законам красоты».

Коммуникативная -сознание снабжает, посредством разных коммуникативных совокупностей (внутренние свойства, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой и актуально и в историческом замысле.

Регулятивная -человек посредством сознания на базе оценки и учёта разных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует собственный деятельность и поведение, и больших масс и коллективов людей.

Разглядим соотношение некоторых структурных элементов сознания.

ПСИХИКА и СОЗНАНИЕ

В первую очередь, нужно подчернуть, что сознание связано с психикой. Психика – целостность всех психологических процессов. Она имеется верховная форма связи живых существ с предметным миром, выраженная в способности реализовывать собственные побуждения и функционировать на базе информации о нем. Психика более сложное образование, чем сознание. Она включает сознание и бессознательное. Со своей стороны, сознание реализуется в памяти, мышлении, знании, чувствах, воле, внимании, и самосознании. К бессознательному относят – инстинкты, представленные как совокупность врожденных актов поведения человека, каковые создаются, благодаря продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В структуре бессознательного возможно выделить интуицию (механизм получения знания без осознания дорог, механизмов и условий, методом яркого усмотрения истины) и автоматизмы (сложные действия человека, каковые первично появляются под контролем сознания, но, в следствии долгой многократного повторения и тренировки покупают темперамент бессознательных). Бессознательными кроме этого являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяе-мости. Современная наука оперирует понятием подсознательного. Это особенный пласт либо уровень бессознательного, к которому относят психологические явления, которые связаны с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Интуиция — это механизм яркого постижения сущности предмета, свойства либо явления. Но интуицию не нужно разглядывать как чудесное средство постижения истины, как чудо. направляться высказать предположение, что бессознательные механизмы мышления, так же как и осознаваемые, на базе личного и коллективного опыта в ходе анализа конкретной обстановке, предмета либо явления смогут давать знание, итог, что нежданно для человека появляется в верхних осознаваемых слоях психики. В то время как сам механизм остается неосознанным.

Автоматизмы – это сложные действия человека, каковые первично оказались под контролем сознания, но в следствии многократных повторений либо долгой тренировки покупают темперамент бессознательных.

Благодаря подключению бессознательного к психологической деятельности нагрузка на сознание значительно уменьшается, а это, со своей стороны, расширяет творческие возможности человека.

Бессознательное и сознательное являются двумя довольно независимыми сторонами единой психологической действительности человека. В бессознательном заложены много возможностей для рационализации людской жизнедеятельности, в особенности творческой деятельности субъекта. Это событие является основой формирования иррационалистических философских учений. В них большой либо кроме того определяющей силой людской поведения считаются различные формы бессознательного: инстинкты, другие формы и интуиция. Узнаваемые представители иррационализма – А. Шопенгауэр (Германия), Серен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуарт Гартман (Германия, Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). Зигмунд Фрейд, например, строил собственную модель поведения человека на представлении о господстве в людской психике половых влечений, каковые вступают в конфликт с сознанием и подчиняют его себе. Но большая часть философских школ занимают другую позицию. Они вычисляют ведущим началом людской психики сознание, которое, формируя бессознательное, способно его осуществлять контроль и определять неспециализированную стратегию поведения человека.

язык и СОЗНАНИЕ

развитие и Возникновение сознания как социально-культурного явления, своеобразны людской формы «отражения» неразрывно связано с развитием и возникновением языка как материального носителя, воплощения сознания. Воспроизведем еще раз слова Маркса по конкретному случаю. «На духе сначала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает тут в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же стар, как и сознание; язык имеется практическое, существующее и для других людей и только тем самым существующее кроме этого и для меня самого настоящее сознание». Лишь будучи выражено в языке, совместно вырабатываемое сознание выступает как некая социальная действительность.

Наровне со словесным разговорным языком сознание возможно выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, каковые в этом случае равно как и разговорный язык, покупают знаковую функцию. Другими словами, материальное явление делает функцию символа в том случае, если высказывает некое содержание сознания, делается носителем определенной социальной информации.

Язык появился из потребности общения в ходе совместной трудовой деятельности. Жесты снабжали общение только в пределах видимости, исходя из этого появилась необходимость в звуковой совокупности знаков. Языковые символы, слова делают двойную функцию: выступают орудием мышления и средством общения. Они являются не только условными символами процессов и предметов, кроме этого фиксируют отечественные мысли об этих предметах.

язык и Сознание образуют единство: в собственном существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное совершенное содержание предполагает собственную внешнюю материальную форму. Язык имеется яркая деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется посредством языка. Связь между языком и сознанием не механическая, а органическая.

САМОСОЗНАНИЕ и СОЗНАНИЕ

В субъективной действительности человека имеет место такая ответственная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание собственной способности принимать независимые ответы и вступать на данной базе в сознательные отношения с природой и людьми, отвечать за действия и принятые решения. Самосознание разрешает человеку целостно оценить самого себя, собственный моральный вид, личные знания, мысли, интересы, совершенства, мотивы поведения, действия и т.д. Оно есть наиболее значимым условием самосовершенствования человека. В структуре самосознания возможно выделить такие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание тесно связано с рефлексией, как способности сознания делать предметом собственного осмысления само сознание, его главные категориальные формы. Исходя из этого рефлексию возможно оценить как деятельность самосознания.

Свойство человека осуществлять самоконтроль формируется не сходу. Самосознание наровне с мировоззрением, характером, заинтересованностями, навыками формируется в ходе судьбы. Под действием социальной среды человек формирует свойство осуществлять контроль собственные действия и нести ответственность за собственные поступки. Эта свойство в значительной мере зависит от того какие конкретно социальные сокровища культивируются в данной среде и какие конкретно требования предъявляются к индивиду. И главным среди них есть умение осуществлять контроль собственные действия и отвечать за собственные поступки.

ИНТЕЛЛЕКТ и СОЗНАНИЕ

Под интеллектом в большинстве случаев знают неспециализированный умственный потенциал человека, степень реализации свойств, каковые он целесообразно применяет для приспособления к судьбе. Интеллект высказывает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, производить абстракции, образовывать понятия, суждения, умозаключения. Ясперс предлагает различать предпосылки интеллекта, интеллект знания и багаж интеллекта в собственном смысле слова. Предпосылками интеллекта можно считать свойство к запоминанию и память, механизмы, лежащие в базе двигательных навыков, речевого аппарата и т.д. Эти предпосылки довольно часто смешиваются с умственными свойствами как таковыми. Человек, что ничего не помнит, ничего не имеет возможности сказать либо через чур скоро утомляется, конечно, лишен возможности показать собственный интеллект. Громадный запас знаний показывает на определенные свойства, но существует определенная независимость свойства к обучению и интеллекта как способности суждения.

Более глубокому пониманию интеллекта содействует работа над созданием ИИ в рамках информатики. Тут ставится задача воспроизведения методов и разработки моделирования посредством компьютерной техники отдельных функций творческой деятельности человека, и решение проблем представления знания в них и построения баз данных, создание экспертных совокупностей, разработку так называемых интеллектуальных роботов. Изучения в этом направлении ведутся во многих государствах.

К началу 21 века ученые много сделали чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные совокупности. Уже сейчас компьютеры делают непростые работы: переводят с одного языка на другой, руководят самолетами, ведут поезда, играются в шахматы, кроме того реализовывают кое-какие логические операции, свойственные людской мозгу. Но на вопрос «О возможности замены людской разума электронным, неестественным разумом?» ученые не смогут дать поло-жительный ответ.

Само собой разумеется, с позиций техвозможностей не нужно устанавливать пределы усовершенствования электронных устройств, копирующих умственные свойства человека. Но, однако, аналогия между операциями, каковые реализовывают автомобили, и теми, каковые происходят в мозгу человека, не дает оснований вычислять автомобили способными к мышлению. По сути, машина воссоздает только один нюанс отечественного мышления – формально-логический. Тогда как настоящее мышление человека – это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и другие составляющие. Достаток внутреннего мира человека есть следствием разносторонности и богатства его публичных связей. Исходя из этого, дабы всецело смоделировать сознание человека, его структуру, функции, не хватает воспроизвести лишь структуру мозга. Для этого необходимо воссоздать целый исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, среди них и потребностями политическими, моральными и

эстетическими. Все это говорит об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в ответе сложных познавательных и интеллектуальных задач. Они являются не более чем средствами автоматизации и механизации тех сторон интеллектуальной деятельности, каковые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

МЫШЛЕНИЕ и СОЗНАНИЕ

Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, что характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Данный процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, каковые являются отражением значительных, закономерных взаимоотношений вещей и процессов действительности. Благодаря интеллектуальной деятельности мы проникаем на уровень сущности вещей, не этот человеку в чувственной форме.

Мышление неразрывно связано с языком. Потому, что содержанием мышления есть информация об объектах действительности, эта информация обязана каким-то образом фиксироваться, храниться и передаваться в ходе коммуникации. Язык, как особенная знаковая совокупность, материализует, правильнее, воображает в материальной форме, отечественные мысли и исходя из этого выступает нужным средством связи мышления с действительностью.

Мышление по собственной природе рационально и значительно отличается от чувственного восприятия действительности.

Оно носит опосредованный темперамент, другими словами оперирует не чувственными образами, а абстрактными понятиями.

Мышление имеет обобщенный темперамент в отличие от чувственных образов, отражающих единичные особенности вещей.

Оно отражает внутренние значительные показатели в отличие от внешних, несущественных, представленных в чувственной форме. В чувственном образе объект представлен в виде «картины», описания, в то время как мышление, выявляя сущность объекта, растолковывает его.

Мышление владеет свойством к абстрагированию, другими словами свойством выделять отдельные стороны, показатели предметов и превращать их в независимый предмет осмысления. Как раз благодаря данной способности, мышление выделяет значительные показатели предметов и образует понятия о них либо их отношениях и свойствах.

Мышление имеет творчески-преобразующий, деятельный темперамент. Эта свойство реализуется в идеальном планировании и формировании целей способов и средств их успехи.

Так, мышление имеется опосредованное, абстрактное, неразрывно с вязанное с языком, обобщенное, творчески активное, целенаправленное «отражение» действительности.

Неприятность ПУБЛИЧНОГО СОЗНАНИЯ

В то время, когда говорят об публичном сознании в собственном смысле этого слова, имеют в виду, в первую очередь то, чем сознание людей, объединенных в общности, отличается от сознания отдельного человека, направленного на решение его личных неприятностей, на организацию его личной жизни. В этом смысле публичное сознание – это сознание, неизменно направленное на решение неспециализированных неприятностей устройства публичной судьбе в целом. Другими словами, сознание общества имеется многообразный процесс, поддерживаемый активностью сознания отдельных людей. В нем находятся идеи, высказанные отдельными людьми в то либо иное время, устойчивые представления, которые связаны с принципов и некоторой системой норм, неспециализированные теории, в которых обобщаются разные стороны публично й жизни и упорядочиваются знания о природе.

Публичное сознание представлено в разных формах, в которых выражена своеобразная направленность «отражения» действительности, зависящая от его целей и объекта отражения. Среди форм публичного сознания возможно выделить: экономическое, политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, экологическое и др. Во всех формах сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоей общностью людей либо со всем обществом в целом, причем строится такое объединение на базе неспециализированного ответа своеобразных вопросов организации судьбы, устройства социальных университетов, организации процесса познания и т.д.

Благодаря наличию у людей неспециализированного сознания и закреплению в сознании в качестве устойчивых образований только таких идей, каковые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, т.е. оно воображает не просто стихийно сложившиеся в следствии производства отношения, но содержит и сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, приобретающие закрепление в публичном сознании, являются не просто отражение действительности, т.е. не просто ее своеобразное удвоение, и вдобавок и реструкуризацию действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется благодаря тому, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются те идеи и социальные нормы, каковые оказываются нужными для их воспроизводства.

Совершенное, которое связано с действующей нормой воображает уже не просто идею, а выступает как так именуемое материализованное совершенное. Оно существует уже не только в головах отдельных людей, но зафиксировано кроме этого посредством тех либо иных материальных носителей (обрядов, сказаний, письменности, художественной литературы и образов фольклора). Благодаря показываемым от поколения к поколению, связанным с определенными образами значениям, совершенное делается формой публичной коммуникации, примером для подражания, неизменно воспроизводимым во сотрудничествах людей. Практическая целесообразность, жизненность некоей социальной нормы, что подтверждается, в первую очередь, исторической выживаемостью определенных социально-исторических групп людей, косвенно свидетельствует и об истинности тех идей, каковые растолковывают необходимость выполнения нормы. Это придает данным идеям более большой бытийственный статус в сравнении с теми идеями, в которых исходные оценки действительности, делаются начальные догадки о целесообразных в данных условиях формах взаимоотношения людей. Тем самым создается чувство о том, что связанные с нормами идеи произведены не сознанием человека. А имеют какую-то укорененность в иных, более фундаментальных пластах бытия, ведущих свободное от воли людей существование, скажем, в особенном мире сокровищ. В конечном итоге же эти более глубокие пласты бытия являются бытием самих людей. Легко это уже коллективное бытие, качества которого покупают если сравнивать с личным бытием системный темперамент и выясняются более устойчивыми.

Громадную теоретическую проблему воображает вопрос о том, кто же есть носителем публичного сознания. Как уже говорилось, чтобы владеть сознанием, необходимо быть субъектом. Но есть ли, к примеру, общество таким субъектом, что способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную судьбу, воспроизводить аналогичных себе носителей сознания? В определенном смысле возможно сказать о субъективных особенностях не только каждого отдельного человека, но и более многочисленных групп людей, социально-исторических общностей (класс, нация, государство, человечество). Но тут, само собой разумеется, нужно постоянно помнить, что совершенное, как мыслительный процесс, не может быть свойственно ни обществу в целом, ни какой-то отдельной публичной группе. Сознание как таковое, есть необыкновенным качеством личного, личного бытия. Но сама личность силой собственного мышления способна объединять собственный бытие с бытием некоей группы людей. В каждой культуре создается символика, так или иначе, заставляющая личность жить заинтересованностями общности, испытывать переживания и радость по поводу ее неудач и успехов. Вне для того чтобы объединения сознательная судьба человека не только теряет верховный суть, но, по существу, и по большому счету делается неосуществимой. Попытки выстроить собственный бытие как совсем свободное от общества, как показывает история философских идей, постоянно демонстрировали собственную несостоятельность.

Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, каковые способны принимать решения, как к примеру, страны принимают решения о начале либо окончании войны, подписывают контракты, классы ведут борьбу, выбирают действенные формы ее осуществления. Это, само собой разумеется, есть проявлением субъективности. Но, не обращая внимания на все эти проявления субъективности, свойственные социально-историческим общностям людей, решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц либо кроме того отдельными людьми. Громадным вопросом, касающимся изучения специфики специфики общества и общественного сознания в целом, есть, исходя из этого, вопрос о том, как соотносятся субъективные субъективные свойства и свойства личности общности, какие конкретно из собственных субъективных особенностей и как (добровольно либо вынужденно) личность передает органам, воображающим общность и имеющим право сказать от ее имени.

Вопросы для самопроверки по теме «Сознание»

1. В чем содержится неприятность сознания в философии?

2. Из-за чего сознание не имеет возможности стать объектом теории?

3. Как Декарт ставил проблему сознания?

4. Каковы главные идеи учения Декарта о сознании?

5. Что Декарт именовал врожденными идеями?

6. Какой суть Декарт, вкладывал в тезис: Cogito ergo sum

(Мыслю – следовательно, существую)?

7. Как доходил к проблеме сознания Гегель?

8. Что Гегель разглядывал в качестве сознания?

9. Какова роль Безотносительной идеи в мироздании по Гегелю?

10. Какие конкретно правила анализа сознания заложены в марксизме?

11. Что есть объективным основанием разграничения явлений

материальных явлений и сознания?

12. Из-за чего нельзя отождествлять понятия «сознание» и «материя»?

13. В чем роль понятия «отражение» и принципа развития в объяснении

естественного происхождения сознания?

14. Как понимается отражение и его главные характеристики?

15. Как понимается идеальность в марксизме?

16. В чем содержится предметность сознания и что есть объектив-

ным основанием ее формирования?

17. Каков механизм формирования идеальности в трудовом ходе?

18. В чем принципиальное отличие механизма опережающего отражения

в людской обществе и в животном мире?

19. В чем содержится публичный темперамент сознания?

20. В чем особенность феноменологического подхода к сознанию?

21. Что собой воображает сознание с позиций Гуссерля?

22. Как представлена онтология сознания в философии Мамардашвили?

23. Какие конкретно функции сознания выделяются в современной философии?

24. Как соотносятся в современной философии понятия: сознание и

психика, сознание и бессознательное, язык и сознание, сознание и

самосознание, интеллект и сознание, сознание мышление.

25. В чем содержится неприятность публичного сознания?

Проблемные вопросы и творческие (практические) задания

1. Р. Декарт определял врожденные идеи как свойство для того чтобы сущего, основанием которого есть мышление. Это что может значить?

2.Какие конкретно факты вы имеете возможность привести в подтверждение положения о том, что сознание не есть продуктом лишь биологического развития человека, а есть социально-историческим продуктом?

3.Поясните: чем отличается отражение от несложного сотрудничества либо трансформации?

4. Что, на ваш взор, являетсяносителем совершенного образа?

5. Возможно ли мыслить без помощи языка?

6. Мыслят ли животные?

7. Правомерно ли отождествлять духовную деятельность с сознанием?

8. Публичное и личное сознание: что первично?

9. Как вы осознаёте замечание Ленина о том, что сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его?

10. Как соотносятся совершенное и материальное в деятельности человека?

11. Какие конкретно нюансы людской интеллекта нельзя формализовать?

12. Как мыслят слепоглухонемые?

13. Как вы выясните соотношение в человеке сознания, духа и души?

14. Проанализируйте соотношение понятий: менталитет и архетип?

15. Поясните: в каком смысле сознание имеется бытие, одна из форм его проявления?

16. Последовательность философов утверждают, что существует, свободный как от материальной действительности, так и от личного сознания совершенный «Третий мир». Поясните, как он относится к обеим действительностям и какую роль играется в способности человека мыслить о мире?

4 лекция — Главные функции сознания и вводное про картину мира


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: