Основные и неосновные типы рыночных структур

Всему имеется мера…

Кроме того васильки,

В то время, когда во ржи их пропасть, —

Сорняки,

А не цветы, ласкающие глаз… (1995)

А. Ф. Шитиков

Традиционно микроэкономическая теория имеет дело с четырьмя главными рыночными структурами: (1) идеальной борьбой, (2) монополистической борьбой, (3) монополией и (4) олигополией.

Идеальная борьба (pure competition) характеризуется громадным количеством продавцов, создающих однородную продукцию для множества покупателей.

Монополистическая борьба отличается от идеальной борьбы лишь в одном отношении: это множество продавцов, создающих дифференцированные продукты для множества клиентов.

Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены

Олигополияфундаментально отличается от двух прошлых рыночных структур: это пара продавцов, создающих конкурентную продукцию для многих клиентов. Создаваемая продукция возможно как однородной, так и дифференцированной.

Монополия— это обстановка единственного продавца, создающего для многих клиентов. Его продукт максимально дифференцированный (уникальный), так как отсутствуют соперники, создающие товары-субституты.1

Классификацию четырех главных рыночных структур традиционно производят при помощи четырех структурных переменных: однородность продукции, количество компаний, легкость выхода и входа, контроль над стоимостями (табл. 7.1).

Таблица 7.1 Четыре главных типа рыночных структур

Чистая конкуренция Монополистиченаправляться;ская борьба Олигополия Монополия
Однородность продукции Однородная Дифференцированная Однородная либо дифференцированная Неповторимая
их величина и Количество фирм Большое количество (небольшие) Большое количество (маленькие) Мало (большие) Одна (большая)
Легкость выхода и входа Легкий Легкий Преграды Преграды
Контроль над стоимостями Ценополу-чатель Маленький Большой Ценоустано-витель

Наряду с этим такая черта, как контроль над стоимостями, не есть самостоятельной, а зависит от их величин и количества фирм (второй структурной переменной). Что касается легкости входа в отрасль и выхода из нее, то и эту характеристику кроме этого возможно разглядывать в рамках таковой структурной измененийной, как «условия издержек производства».

В следствии возможно заключить о том, что достаточно только двухструктурных переменных (однородность продукции, и их величина и количество фирм) чтобы идентифицировать четыре главных типа рыночных структур.

На рис. 7.2 четыре главных типа рыночных структур представлены точками либо ограниченными площадями в координатах уровня дифференциации и количества продавцов продукции. Спектр рыночных форм представлен линией ABCD, которая пересекает четыре региона, воображающих идеальную борьбу, монополистическую борьбу, монополию и олигополию.

Обратим внимание, что продуктовая разделение возрастает при сокращении количества компаний, что подразумевает уменьшение количества товаров-суб-

1 Все эти заглавия происходят из греческого: «монос» (|xovo

Глава 7. Анализ рыночной структуры

ститутов, дешёвых для клиентов. Отыщем в памяти, что разделение продукции есть противоположностью продуктовой заменяемости.

На основании этих главных рыночных форм вероятно выстроить множество моделей либо теорий поведения компании.

Количество компаний

Л

Чистая борьба

Большое количество А

Монополистическая борьба

В Хх

Олигополия

Пара

I

Одна

^Монополия

Нет Маленькая

-Ч-

Значительная

Чрезвычайная

Продуктовая разделение

Рис. 7.2. Четыре главные рыночные структуры

Существуют и другие комбинации структурных переменных, каковые порождают различия в рыночных формах. Разглядим, к примеру, рыночные формы на базе двух вторых структурных переменных: количество покупателей и количество продавцов (табл. 7.2). В следствии к четырем главным рыночным структурам добавилось еще пара неосновных: двусторонняя монополия, ограниченная монопсония, монопсония, ограниченная монополия, двусторонняя олигополия, олигополия спроса, олигополия предложения.

Монопсония (один клиент)1 воображает рыночную структуру, при которой одному клиенту противостоит множество продавцов. В этом случае цену устанавливает клиент. Такая обстановка имеет место при национальных закупках бронетехники у частных компаний-производителей. При социализме типич-

От греческого «псонео» (rcaovect)) — беру.

Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены

ная монопсония сложилась в отношениях страны-работодателя и всего трудоталантливого населения, трудящегося на национальных фирмах. Монопсония на рынке труда в полной мере вероятна и в условиях капиталистических рыночных взаимоотношений, но здесь ее сфера проявления значительно делана выводы.

Таблица 7.2 Множество рыночных структур

Клиенты
Один Пара Большое количество
п Один Двустороняя Монополия, ограни- Монополия
р О монополия ченная олигопсониеи
Пара Олигополия, ограни- Двусторонняя Олигополия
д а ченная монопсониеи олигополия
Большое количество Монопсония Олигопсония Идеальная
в (и монополистиче-
Ц ы ская) борьба

Двусторонняя монополияхарактеризуется одним продавцом и одним покупателем; олигопсония— несколькими клиентами и многими продавцами; двусторонняя олигополия— несколькими продавцами и несколькими покупателями; дуополия— двумя множеством и продавцами клиентов и т. п.

Любопытно подчернуть, что в нижней правой клетке табл. 7.2 уместились сходу две рыночные структуры: идеальная монополистическая кон и конкуренциякуренция. Но это легко растолковать, в случае если мы отыщем в памяти, что они различаются между собой только параметром однородности продукта, что не отображен в данной таблице.

5.12 Олигополия


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: