Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии и их связь с развитием науки

Западно-европейская философия начинается в течении долгого отрезка времени, демонстрируя многообразие школ, подходов, способов, каковые в конечном итоге смогут быть отнесены или к хорошей или к постклассической философии.

Предпосылки перехода от хорошей философии к постклассической:

— большой рост населения;

— на арену выходят массы;

промышленная революция;

— технический прогресс;

— развитие науки;

— философия пробует стать наукой;

— противостояние между бедными и богатыми — эра революций;

— формирование массового общества

Классика постклассика временные рамки
Берет начало в классической цивилизации и длится в индустриальной цивилизации (античность – середина 19 века) Берет начало в индустриальной цивилизации и длится в постиндустриальной цивилизации (середина 19 века – сейчас)
место философии в социальной судьбе
философия – царица наук, высшее знание, она стоит над всем происходящим (метафизичность); действительность панлогична; создание грандиозных философских совокупностей социального характера философия – продукт социальной судьбе, социально-детерминированное знание, которое показывает мир в конкретной точке его развития; производитель теоретического знания, она стоит в одном последовательности с другими науками, религией, мастерством; Множество разнообразных направлений
центральная мысль
мир разумен, гармоничен и подчиняется разумным законам иррациональность: отрицание разумного начала бытия; мир – комплект социально-культурных практик; единых законов нет; мир неразумен, хаотичен, неуправляем
человека и мире
изучение мира через двоичную оппозиционеров: человек-мир; противопоставление его разума и человека природе; человек внеисторичен и владеет универсальным средством познания мира – разумом человек – часть социума; его сознание обуславливается социумом, культурой; все формы сознания отражают действительность; человек историчен; его результаты и процесс познания постоянно опираются на классические, априорные формы познания
предмет философии
ищет неизменную первооснову бытия, субстанцию действительности, благодаря которой разъясняется гармоничность действительности предмет философии плюралистичен, историчен, нет единства предмета философии
главные черты
субъект-объектная форма философского мышления; единство предмета философии; возможность объективного познания действительности; возможность концептуального знания; ориентация на создание совокупностей, охватывающих все разнообразие в его единстве; единство категориального аппарата познающий разум – часть действительности; плюрализация предмета философии (множество философских направлений и школ); u изменяется структура: философия культуры, языка, политики, мастерство, религия; антропологический поворот; возрастают ясные возможности философии

Неспециализированные черты: философию хорошую и постклассическую объединяет рефлексия над миром взятой информации, в основании культуры, она все время трудится с базовыми понятиями культуры: человек, общество, благо, свобода, субъект познания, объект познания – это базовые понятия культуры, они еще именуются универсалии культуры, основополагающие через призму которых мы принимаем мир, и философия все время к ним возвращается, критически переосмысливает содержание, это ее постоянно объединяет в различных предположениях.

Классика:

Хорошая — философская традиция от греков до Гегеля. Хорошая философия отличалась приверженностью метафизической проблематике, объективизмом, субстанциализмом, признанием мышления тождества и потенциального бытия, мысли и языка; стремилась к выработке знания, вскрывающего глубокие основания бытия; утверждалась мысль гармонии м/у субъективной организацией и организацией бытия человека.

Начинается под действием главного вопроса философии, в котором выделяют 2 нюанса:

вопрос о первичности материального и совершенного:

— материализм (первичен мир вне людской сознания, надындивидуальное сознание и сознание человека производно);

— идеализм (что бы не рассматривали, начиная Платоном и заканчивая Гегелем, первичным есть духовное начало):

субъективный (личностное сознание, которое связано с самим человеком);

объективный (надличностное сознание).

вопрос о познаваемости мира:

— агностицизм (знания о мире не полные, не точные, не идеальные, они для человека в глубинных собственных основаниях не познаваемы);

— гносеологический оптимизм (мир в принципе познаваем, как сходу либо по частям, прекрасно либо не хорошо, с успехом либо нет не имеет значения, тезис сводится лишь к следующему – в природе человека и мира нет запретов на познание; мир для человека открыт)

(агностицизм – Кант, Юм; гносеологический оптимизм – Платон, Гегель, Маркс);

Постклассика:

экзистенциально-феноменологическая стратегия

  • германская школа (Хайдегер)
  • французская школа (Сартр, Камю)

Проблемматика: личное существование человека, человек как человек и индивид в мире.

Цель: содействие человеку в обретении личностного бытия. “Человек, осуществи собственный личный путь!”

социально-критическая стратегия стратегия

Проблемматика: разные формы угнетения, противоречия и конфликты.

  • марксизм (Маркс, Энгельс)
  • неомарксизм (Хокхайхер, Адорно, Маркузе)
  • постмарксизм (Хабермас)
  • феминизм (Вульф, Митчел)

Цель: освобождение человека от идеологий, насаждаемых в обществе и выдающих себя за подлинную картину.

(Хабермас, Адорно, Маркузе, Хокхайхер)

аналитическая стратегия

Проблемматика: язык (науки, обыденный)

  • неопозитивизм (Шлик)
  • лингвистическая философия
  • постпозитивизм (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд)

Современные тенденции: чистые стратегии сменяются гибридными образованиями современных философских массивов.

ДОКЛАД ИСКОННАЯ ФИЗИКА АЛЛАТРА. ВИДЕО-ВЕРСИЯ. ALLATRA SCIENCE


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: